- временные (обычно содержатся в переходных
положениях конституций). Они регулируют
переход от состояния до вступления в
силу конституции, к состоянию, предусмотренному
этой конституцией;
- постоянные (их большинство, они имеют
неопределенный срок действия);
- исключительные (устанавливаются, например,
на случай чрезвычайных обстоятельств).
Такие нормы приостанавливают на это время
действие отдельных постоянных норм. Так,
в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь, «осуществление предусмотренных
Конституцией прав и свобод личности может
быть приостановлено только в условиях
чрезвычайного или военного положения
в порядке и пределах, определенных Конституцией
и законом» (ст.63);
- ж) по источникам, т.е. характеру актов,
в которых они содержатся. Прежде всего,
это конституционные нормы, устанавливаемые
Конституцией Республики Беларусь. Они
являются основными. Все другие правовые
нормы исходят из норм Конституции и на
них базируются [2].
3. Конституционно-правовые отношения,
содержание, виды и особенности
Конституционно-правовые
отношения - это общественные отношения,
в которых субъекты наделены определенными
правами и обязанностями, предусмотренными
нормами конституционного права. Или иначе,
- это общественные отношения, регулируемые
нормами конституционного права [3, c. 48].
Конституционно-правовым
отношениям присущи как общие черты,
т.е. характерные и для других видов правоотношений
(трудовых, административно-правовых и
т.д.), так специфические.
Общие
черты правоотношений:
- возникают, изменяются либо прекращают
свое действие только на основе права;
- носят волевой характер;
- предполагают наличие у их участников
субъективных прав и юридических обязанностей;
- гарантируются государством путем создания
с его стороны соответствующих условий,
позволяющих субъектам реализовывать
свои права и нести обязанности.
Специфика
конституционно-правовых отношений (отличия
от других видов правоотношений):
- отличаются своим содержанием (возникают
в особой сфере отношений, составляющих
предмет конституционного права);
- свойственен особый субъектный состав
(имеются такие субъекты, которые не могут
быть участниками других видов правоотношений
- народ, государство и т.д.). Как правило,
одним из субъектов выступает государство
в лице какого либо органа или должностного
лица. В связи с этим конституционное право
часто называется «государственным правом»;
- большее разнообразие видов правоотношений
включают основополагающие отношения,
складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности
общества и государства.
Конституционно-правовые
отношения могут иметь общий и конкретный характер. Примером
отношений общего характера могут служить
отношения между гражданином и государством,
которые регулируются, в частности, нормами,
закрепляющими основные права и обязанности
граждан. Отношения общего характера -
это отношения постоянные. Они длятся
в течение всего времени, пока существуют
субъекты, являющиеся их сторонами, т.е.
срок их действия не определен.
Отношения конкретного характера
всегда связаны с реализацией
той, или иной конституционно-правовой
нормы, с непосредственным осуществлением
прав и обязанностей. Например, отношения
между Президентом и Парламентом в
случае внесения последним предложения
о проведении референдума. Если такое
отношение возникает, оно носит конкретный
характер. Президент не позднее 3-х месяцев
со дня издания указа о проведении референдума
назначает дату его проведения (ст.74 Конституции).
Отношения конкретного характера - временные.
Они существуют до тех пор, пока не выполнены
действия, предусмотренные правовой нормой,
либо истек срок их действия. Например,
в вышеуказанном примере отношения между
Президентом и Парламентом прекращаются
с момента определения даты референдума.
Отношения между избирателем
и участковой избирательной комиссией
в день голосования, прекращаются
после получения избирателем
избирательного бюллетеня.
Наряду с общими и конкретными
конституционно-правовыми отношениями
существуют и иные их виды:
- правовые состояния - четко определены
субъекты, но содержание их взаимных прав
и обязанностей конкретно не определено;
- материальные - реализуется само содержание
права и обязанности;
- процессуальные - регулируется порядок
реализации правовых действий;
- правоустановительные - в позитивной
сфере реализуются права и обязанности,
которые должны осуществить субъекты
правоотношений;
- правоохранительные - права и обязанности
связаны с правовой охраной предписаний,
заложенных в нормах, устанавливающих
обязанности субъектов.
В то же время не все нормы
конституционного права способны
породить правоотношения. Эта отрасль
в силу своего назначения содержит
много деклараций, которые, однако,
играют важную роль и влияют
на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной
нормы является положение ст.2
Конституции, где сказано, что
человек является высшей ценностью
общества и государства. Ясно,
что эта норма не порождает
конкретного правоотношения, не
может быть предъявлена в суде
тем или иным человеком для
защиты своих требований. Но она
важна, как самое общее указание
государству постоянно пом-
нить
о приоритете человека по отношению
к власти, и в этом - высочайшее
значение данной нормы для поддержания
демократического порядка [3] .
Список литературы
- Конституция Республики Беларусь 1994
г. (с измен. и дополн. 1996 и 2004 гг.)
- Василевич, Г.А. Конституционное право
Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич.
– Мн.: Книжный дом, 2010.
- Петров, А.Н. Конституционное право: учебное
пособие / А.П. Петров. – Минск, 2011.