Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства.
Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Содержание

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права и его место в системе права Республики Беларусь 3
2. Нормы Конституционного права, их структура и особенности. Виды конституционно-правовых норм 5
3. Конституционно-правовые отношения, содержание, виды и особенности 9
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.docx

— 37.56 Кб (Скачать)

 

Барановичский экономико-юридический колледж


 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Конституционное право

Вариант №1

 

Караваев  Игорь Сергеевич

 

 

Шифр 20321

Курс 3

Группа 203

 

Место работы

Военизированная охрана

Белорусской железной дороги

 

Адрес учащегося 

г. Борисов 

ул. Чапаева 28, кв. 14.

 

 

Содержание

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права и его место в системе права Республики Беларусь 3

2. Нормы Конституционного права, их структура и особенности. Виды конституционно-правовых норм 5

3. Конституционно-правовые отношения, содержание, виды и особенности 9

Список литературы 11

 

 

 

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права и его место в системе права Республики Беларусь

 

Конституционное право - это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства.

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Если, с одной стороны, конституционное  право интегрирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для них юридическую  базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные положения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим центром, вокруг которого расположены другие отрасли права.

Для раскрытия сущности конституционного права и его эффективности  необходим анализ политических, социально-экономических  процессов и обобщение реальной жизни как итога его реализации.

Конституционное право - одна из отраслей системы права  Республики Беларусь [2, c. 89].

Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества (социально-экономической, политической, духовно-культурной и  др.). Так, оно закрепляет основы правового статуса личности, гарантии и способы защиты ее конституционных прав (свобод) и обеспечения выполнения своих конституционных обязанностей; организацию государственной власти, структуру органов государственной власти и их полномочия; политическую систему общества; экономический строй государства; основы отношений собственности; социальную роль государства; форму государства; избирательную систему, основы местного управления и самоуправления и другие вопросы государственного и общественного устройства.

Анализируя  круг регулируемых конституционным  правом общественных отношений, можно  предположить, что важнейшими их сферами  являются:

  а) охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и  государством);

  б) устройство государства и  государственной власти.

Конституционное право является ведущей основополагающей отраслью национальной правовой системы  РБ. Такая роль данной отрасли права  обусловлена, прежде всего, значением  общественных отношений, которые закрепляются и регулируются ее нормами.

С конституционного права начинается формирование всей системы национального  права, всех отраслей, и в этом его  системообразующая роль. Ни одна отрасль  права, той или иной страны не может  развиваться, если она не находит  опоры в конституционных принципах  или нормах конституционного законодательства, а тем более, противоречит им. Конкретизируем эти общие положения на примерах:

  • Так, конституционное право определяет систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления. Следовательно, оно устанавливает основы административного права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления;
  • В конституционное право входят нормы, закрепляющие экономический строй, формы собственности, право частной собственности граждан и право ее наследования. Эти нормы составляют основы гражданского права, регулирующего имущественные отношения;
  • Конституционно-правовые нормы закрепляют основные права граждан: на труд, отдых и др. Эти нормы являются исходными для трудового права, которое регулирует трудовые отношения;
  • Конституционное право закрепляет обязанности граждан соблюдать Конституцию, исполнять законы, уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, при необходимости исполнять священный долг по защите Республики. Эти положения являются исходными для уголовного права;
  • В конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности суда и прокуратуры. Следовательно, они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Таким образом, конституционно-правовые нормы  являются основой, на которой возникают  общественные отношения, регулируемые другими отраслями права. Например, конституционно-правовая норма, закрепляющая право граждан на труд, регулирует отношения между гражданами и  государством, где на стороне граждан - право на труд, на стороне государства - создание условий для полной занятости  населения (ст.41 Конституции). Если гражданин  реализует право на труд, т.е. поступает  на работу, то этот юридический факт является основой для возникновения  новых, уже трудовых отношений - отношений  между гражданами и администрацией предприятия или учреждения [3].

 

2. Нормы Конституционного права, их структура и особенности. Виды конституционно-правовых норм

 

Нормы конституционного права - это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативно-правовыми актами и обеспечиваемые государственным принуждением [2].

Иными словами, к конституционно-правовым нормам относятся те правовые нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.

В статье Конституции или закона может  содержаться одна или несколько  норм конституционного права. Например, ст.17 Конституции Республики Беларусь определяет, что «государственными  языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки». Данная статья содержит одну норму (правило). Но во многих случаях в статьях  Конституции или закона содержится несколько норм. Например, ст.118 Конституции  Республики Беларусь определяет, что  «местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных  единиц сроком на 4 года». Данная статья содержит две нормы. Во-первых, местные  Советы депутатов избираются гражданами только соответствующих административно-территориальных  единиц. Во-вторых, устанавливается  срок избрания местных Советов депутатов - на 4 года.

  Рассматривая конституционно-правовые  нормы, следует отметить, что им  свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и особенности, выделяющие  их в самостоятельную отрасль  системы права. По сравнению  с другими нормами права они  отличаются:

1. Своим содержанием, той сферой  общественных отношений, на регулирование  которых они направлены;

2. Источниками, в которых они  выражены. Основополагающие, наиболее  значимые нормы, выражены в  особом акте, обладающем высшей  юридической силой во всей  системе права - в Конституции  Республики Беларусь;

3. Своеобразием вида норм. В конституционном  праве значительно больше, чем  в других отраслях, норм регулятивного,  а не конкретно регулирующего  характера. Они рассчитаны на  всех правоприменяющих субъектов;

4. Учредительным характером содержащихся  в них предписаний. Конституционно-правовые  нормы устанавливают обязательный  для создания всех норм других  отраслей порядок: определяют  формы правовых актов, порядок  их принятия и опубликования,  компетенцию государственных органов  в сфере правотворчества, наименование  принимаемых ими актов. Нормы  конституционного права определяют  и саму систему органов государственной  власти;

5. Особым механизмом реализации. Многие  конституционно-правовые нормы в  своей реализации связаны не  с возникновением конкретных  правоотношений, а с особого вида  отношениями общего характера  или правового состояния (состояние  в гражданстве);

6. Специфическим характером субъектов.  Среди таких особых субъектов  можно назвать народ, государство,  высшие государственные органы;

7. Особенностями структуры. Принято  считать, что правовые нормы  состоят из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Для большинства  же конституционно-правовых норм  характерно наличие лишь диспозиции. Например, очень важная конституционно-правовая  норма содержится в ст.79 Конституции  Республики Беларусь: «Президент  Республики Беларусь является  главой государства». В ней есть  только одна диспозиция, и нет  ни гипотезы, ни санкции. Однако  их отсутствие не лишает ст.70 характера правовой нормы, т.к.  она определяет положение Президента  Республики Беларусь как главы  государства.

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие  из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Так, в ст.94 Конституции говорится, что полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в  доверии правительству, либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра и в других случаях. В этой норме гипотеза (при отказе в доверии правительству) является условием принятия Президентом решения  о досрочном прекращении полномочий Палаты представителей.

Характерной особенностью конституционно-правовых норм является то, что в них, как  правило, отсутствуют санкции, а  если они и имеются, то носят не конкретный, а общий характер. Так, ст.64 Конституции предусматривает, что лица, препятствующие гражданину в свободном осуществлении им своего избирательного права, наказываются согласно закону. То есть, данная норма  не определяет конкретную меру ответственности.

Виды конституционно-правовых норм

Классификация конституционно-правовых норм может  быть проведена по различным критериям:

  • по содержанию - на нормы, закрепляющие:
    • основы конституционного строя;
    • основы правового положения личности;
    • систему государственных органов;
    • избирательную систему, и т.д.;
  • по характеру имеющихся в них предписаний:
    • управомачивающие - определяют компетенцию государственных органов и основные права граждан (ст.48 Конституции Республики Беларусь - «граждане Республики Беларусь имеют право на жилище»);
    • обязывающие - устанавливают обязанности государственных органов и граждан (ст.57 Конституции Республики Беларусь - «защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь» или ст.59 Конституции Республики Беларусь «государство обязано принимать необходимые меры для защиты прав и свобод граждан»);
    • запрещающие — предусматривают правила запретительного характера. Такой является, например, норма ст.110 Конституции Республики Беларусь, в которой записано, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению ими правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону;
  • по характеру регулируемых общественных отношений:
    • материальные (ст.56 Конституции Республики Беларусь - «граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей»);
    • процессуальные - регулируют порядок деятельности, производства в государственных органах – (ст.95 Конституции Республики Беларусь - «палаты Парламента собираются на две очередные сессии в год»);
  • по степени определенности содержащихся в них предписаний:
    • императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием (таких норм в конституционном праве большинство. Например, ст.106 Конституции Республики Беларусь - «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом...»);
    • диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбирать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Например, ст.87 Конституции: «Президент может в любое время подать в отставку...»;
  • по территории действия нормы могут быть:
    • республиканские (действуют в пределах государства);
    • местные (действуют в пределах отдельной административно-территориальной единицы).

  К числу первых относятся, например, нормы, устанавливаемые высшими  органами государственной власти  республики, ко вторым - местными  органами (Советами депутатов, исполкомами);

Информация о работе Конституционное право