Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:43, контрольная работа
Понятие «Конституция» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. С введением Конституции установилась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ БУРЖУАЗНЫХ КОНСТИТУЦИЙ. ИХ ФУНКЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ 4
2 СПЕЦИФИКА КОНСТИТУЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 10
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ США
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет в качестве прочного и надежного фундамента общее право и высокую правовую культуру. Поэтому в данной стране в отличие от большинства других несколько столетий не возникало необходимости в принятии единого статута.
Особенности конституции Великобритании характеризуются прежде всего спецификой ее формы. Британская доктрина конституционализма относит к писаным только акты, исходящие от парламента, т.е. статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права.
Конституция Великобритании включает практически необозримое число конкретных источников. Их можно классифицировать, разделив на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные источники.
Статутное право образуют акты парламентов, принятые с 1215 г. по вопросам конституционного права. Отсчет ведется с даты принятия Великой хартии вольностей. В настоящее время, однако, имеет значение не буквальное содержание этого документа феодальной эпохи, а его расширительное толкование юристами, позволяющее, в частности, вывести правила о недопустимости наказания граждан без судебного разбирательства и т.п. В английской литературе и практике нет единых критериев, по которым тот или иной статут можно было бы отнести к числу конституционных. Эти критерии не выработаны, так как все законы в Великобритании имеют равную юридическую силу, порядок принятия, изменения и отмены. Такое положение существует в соответствии с принципом парламентского верховенства, согласно которому закон может быть принят только парламентом, и все они имеют равный статус. Тем не менее не все статуты признаются частью конституции.
К
числу наиболее важных актов, рассматриваемых
как чисто конституционные, принято
относить статуты, регулирующие: структуру,
полномочия и взаимоотношения палат
парламента (законы о парламенте 191
1 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт
о палате общин 1978 г.), правовое положение
личности (например, упомянутая Великая
хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус
акт 1679 г.. Билль о правах 1689 г., положения
которых, правда, по большей части
носят исторический характер будучи
полностью замененными
Таких
актов в настоящее время
В
целом статутное
Прецедентное
право, как источник конституции
Великобритании - это совокупность
судебных решений по конституционным
вопросам, являющихся обязательными
при рассмотрении в будущем аналогичных
дел. Его можно условно подразделить
на общее право и право
Общее право в Англии создано королевскими Вестминстерскими судами. Право справедливости - совокупность норм, созданных судом канцлера, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права. Прецедентное право предполагает, что суды в Великобритании не только применяют, но и создают нормы права, т.е. правилам, содержащимся в судебных решениях, должно следовать и в дальнейшем, а также обязательность решений вышестоящих судов для нижестоящих. Обязательные прецеденты в Англии могут создаваться не всякими судами, а только так называемыми высокими судами (Верховным судом и палатой лордов). До 1966 г. считалось, что палата лордов строго связана своими прецедентами. После этого было решено, что в интересах правосудия палата лордов может отходить от ранее созданных прецедентов. Практика свидетельствует о достаточно умеренном использовании этого нововведения.
Сфера
действия прецедентов в конституционном
праве Великобритании является достаточно
ограниченной. В настоящее время
они, в основном, регулируют вопросы,
касающиеся привилегий Короны. Исторически
прецедентному праву
Обычное право играет значительно большую роль по сравнению с прецедентами. Конституционные обычаи, именуемые также соглашениями, регулируют важные вопросы государственной жизни. Например, согласно обычаю, монарх не может не подписать акт, принятый обеими палатами парламента. Соглашения регулируют и такие важные вопросы, как формирование правительства лидером партии, победившей на парламентских выборах, коллективная и индивидуальная ответственность министров, процедуры созыва законодательного органа и роспуска палаты общин, осуществление государственного управления Короной только при согласии кабинета, равно как и само существование последнего.
Конституционные соглашения являются весьма своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой - обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Однако их несоблюдение в стране с высоким уровнем правосознания может привести к серьезным политическим последствиям.
Доктринальные
источники - специфический элемент
неписаной части британской конституции.
Под ними понимаются мнения именитых
ученых в области конституционного
права. К ним обращаются тогда, когда
обнаружен пробел из-за отсутствия
статута, прецедента или обычая, регулирующих
определенные отношения. Так, палата лордов
в 1920 г. определила королевскую прерогативу,
сославшись на мнение выдающегося английского
конституционалиста конца XIX - начала XX
века А.В. Даиси. В последнее время
использование доктринальных
Соотношение
писаной и неписаной частей британской
конституции объясняется
По
способу изменения конституция
Великобритании является гибкой. Постепенное
напластование многочисленных законов,
прецедентов и обычаев создает
прекрасную базу для поиска компромиссов
и взаимоприемлемых решений. Гибкость
и известный консерватизм конституции
Великобритании позволяют обеспечить,
с одной стороны, преемственность
и стабильность государственного управления,
с другой - приспособить существующие
конституционные нормы к
Целью Конституции было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан.
Конституция состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы. Она не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана.
Высшая
законодательная власть в стране
принадлежит двухпалатному
В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). Отцы Конституции США, влиятельные политики того времени, такие как А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей, утверждали, что "сосредоточение всей власти, законодательной, исполнительной и судебной, в одних и тех же руках, или одного, или немногих, или у всех по любому основанию действительно приводит к появлению тирании". А единственным средством против тирании, считал 4-й президент США (1809-1817) Дж. Мэдисон, может быть только разделение властей. "Чтобы правильно понять идеи по этому важному вопросу, - писал он, - необходимо правильно понять идеи, в которых сохранение свободы рассматривается в связи с тем, что три самых главных рода власти должны быть разделены и отделены друг от друга".
В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти — Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями в определенных Конституцией пределах.
Во-первых, они имеют различный порядок формирования. Двухпалатный Конгресс избирается всеобщим голосованием. Президент избирается коллегией выборщиков, избираемых всеобщим голосованием граждан, а члены Верховного суда США назначаются Президентом, но с согласия Сената.
Во-вторых, Президент, Конгресс и Верховный суд имеют различные сроки полномочий. Так, Президент избирается на 4 года, Палата представителей Конгресса на 2 года, а сенаторы на 6 лет, но при этом каждые 2 года переизбирается одна треть сенаторов. Судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно.
В-третьих,
Конституция создала механизм, способный
нейтрализовать любые попытки какого-либо
из федеральных органов
Установленные
отношения между этими
Конституция США — "жесткий", трудноизменяемый документ, но в то же время она сформулирована так гибко, что необходимость внесения изменений в его текст была реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Хотя ряд авторов придерживается иной точки зрения. Они видят причину стабильности Конституции не только в сложности внесения в неё поправок, но и в лаконичности, абстрактности, "туманности" её формулировок. Правовой язык Конституции отражает особенности и несовершенство законодательной техники. Многие вопросы остаются за её пределами, "умалчиваются" (о структуре исполнительной власти, системе комитетов Конгресса и др.).