Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Понятие «Конституция» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институализируется концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. С введением Конституции установилась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ БУРЖУАЗНЫХ КОНСТИТУЦИЙ. ИХ ФУНКЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ 4
2 СПЕЦИФИКА КОНСТИТУЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 10
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ США
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.docx

— 47.83 Кб (Скачать)

     Возводимое  в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет  в качестве прочного и надежного  фундамента общее право и высокую  правовую культуру. Поэтому в данной стране в отличие от большинства  других несколько столетий не возникало  необходимости в принятии единого  статута.

     Особенности конституции Великобритании характеризуются  прежде всего спецификой ее формы. Британская доктрина конституционализма относит  к писаным только акты, исходящие  от парламента, т.е. статуты. Судебные же прецеденты, как и конституционные  обычаи, английские ученые относят  к неписаной части права.

     Конституция Великобритании включает практически  необозримое число конкретных источников. Их можно классифицировать, разделив на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи и доктринальные  источники.

     Статутное право образуют акты парламентов, принятые с 1215 г. по вопросам конституционного права. Отсчет ведется с даты принятия Великой  хартии вольностей. В настоящее время, однако, имеет значение не буквальное содержание этого документа феодальной эпохи, а его расширительное толкование юристами, позволяющее, в частности, вывести правила о недопустимости наказания граждан без судебного разбирательства и т.п. В английской литературе и практике нет единых критериев, по которым тот или иной статут можно было бы отнести к числу конституционных. Эти критерии не выработаны, так как все законы в Великобритании имеют равную юридическую силу, порядок принятия, изменения и отмены. Такое положение существует в соответствии с принципом парламентского верховенства, согласно которому закон может быть принят только парламентом, и все они имеют равный статус. Тем не менее не все статуты признаются частью конституции.

     К числу наиболее важных актов, рассматриваемых  как чисто конституционные, принято  относить статуты, регулирующие: структуру, полномочия и взаимоотношения палат  парламента (законы о парламенте 191 1 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт  о палате общин 1978 г.), правовое положение  личности (например, упомянутая Великая  хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г.. Билль о правах 1689 г., положения  которых, правда, по большей части  носят исторический характер будучи полностью замененными позднейшими  актами уголовного и уголовно-процессуального  законодательства); избирательное право (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг. и т.д.); статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.); организацию  территории и местное самоуправление (акты о местном правлении 1972, 1985 гг. и т.д. Акт о соединении с  Шотландией 1706 г.).

     Таких актов в настоящее время насчитывается  более 40. Кроме того, конституционные  нормы содержатся и в статутах, регламентирующих конституционные  отношения наряду с другими, относящимися к предмету регулирования иных отраслей права. Так, в актах о министрах  короны 1937, 1964 и 1975 гг. помимо конституционно-правовых норм имеются положения, относящиеся  к административному праву. Следует  иметь в виду, что конституционные  нормы могут содержаться и  в актах делегированного законодательства.

     В целом статутное конституционное  право носит фрагментарный характер, хотя число его источников постоянно  увеличивается.

     Прецедентное  право, как источник конституции  Великобритании - это совокупность судебных решений по конституционным  вопросам, являющихся обязательными  при рассмотрении в будущем аналогичных  дел. Его можно условно подразделить на общее право и право справедливости.

     Общее право в Англии создано королевскими Вестминстерскими судами. Право справедливости - совокупность норм, созданных судом  канцлера, чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права. Прецедентное право предполагает, что суды в Великобритании не только применяют, но и создают нормы  права, т.е. правилам, содержащимся в  судебных решениях, должно следовать  и в дальнейшем, а также обязательность решений вышестоящих судов для  нижестоящих. Обязательные прецеденты в Англии могут создаваться не всякими судами, а только так называемыми  высокими судами (Верховным судом  и палатой лордов). До 1966 г. считалось, что палата лордов строго связана  своими прецедентами. После этого  было решено, что в интересах правосудия палата лордов может отходить от ранее  созданных прецедентов. Практика свидетельствует  о достаточно умеренном использовании  этого нововведения.

     Сфера действия прецедентов в конституционном  праве Великобритании является достаточно ограниченной. В настоящее время  они, в основном, регулируют вопросы, касающиеся привилегий Короны. Исторически  прецедентному праву принадлежит  весьма значительная роль в формировании английской конституции. Однако, судебные решения со временем получают статутное  оформление.

     Обычное право играет значительно большую  роль по сравнению с прецедентами. Конституционные обычаи, именуемые  также соглашениями, регулируют важные вопросы государственной жизни. Например, согласно обычаю, монарх не может  не подписать акт, принятый обеими палатами парламента. Соглашения регулируют и  такие важные вопросы, как формирование правительства лидером партии, победившей на парламентских выборах, коллективная и индивидуальная ответственность министров, процедуры созыва законодательного органа и роспуска палаты общин, осуществление государственного управления Короной только при согласии кабинета, равно как и само существование последнего.

     Конституционные соглашения являются весьма своеобразным источником британской конституции. С  одной стороны, они реально действуют  как важное звено правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой - обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Однако их несоблюдение в стране с  высоким уровнем правосознания  может привести к серьезным политическим последствиям.

     Доктринальные источники - специфический элемент  неписаной части британской конституции. Под ними понимаются мнения именитых ученых в области конституционного права. К ним обращаются тогда, когда  обнаружен пробел из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения. Так, палата лордов в 1920 г. определила королевскую прерогативу, сославшись на мнение выдающегося английского  конституционалиста конца XIX - начала XX века А.В. Даиси. В последнее время  использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обоснование той  или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.

     Соотношение писаной и неписаной частей британской конституции объясняется историческими  причинами: первоначально именно прецеденты и конституционные соглашения составляли ее основу и предопределяли своеобразие  ее формы. В XX же веке происходит рост числа  источников статутного права, и многие написанные нормы заменяются законами. Однако и по сей день статутное  регулирование конституционных  вопросов не имеет всестороннего, систематизированного и детализированного характера. Так, должность премьер-министра лишь косвенно устанавливается, т.е. только упоминается в единственном статуте - акте о министрах короны 1937 г. при определении размера жалования министрам. Тщетно было бы пытаться найти в этом законе (равно как и в других) статус министров, премьер-министра, взаимоотношения его с членами правительства, другими государственными органами. Указанные вопросы регулируются обычаем.

     По  способу изменения конституция  Великобритании является гибкой. Постепенное  напластование многочисленных законов, прецедентов и обычаев создает  прекрасную базу для поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений. Гибкость и известный консерватизм конституции  Великобритании позволяют обеспечить, с одной стороны, преемственность  и стабильность государственного управления, с другой - приспособить существующие конституционные нормы к изменяющимся условиям действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ  США
 

     Целью Конституции было создание системы  органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан.

     Конституция состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена  законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о  порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права  и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы. Она не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана.

     Высшая  законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Президенту США, судебная — Верховному суду США. По форме  правления США являются президентской  республикой, по форме государственного устройства — федерацией.

     В США за основу построения системы  государственной власти был взят принцип разделения властей, который  в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). Отцы Конституции США, влиятельные политики того времени, такие как А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей, утверждали, что "сосредоточение всей власти, законодательной, исполнительной и судебной, в одних и тех же руках, или одного, или немногих, или у всех по любому основанию действительно приводит к появлению тирании". А единственным средством против тирании, считал 4-й президент США (1809-1817) Дж. Мэдисон, может быть только разделение властей. "Чтобы правильно понять идеи по этому важному вопросу, - писал он, - необходимо правильно понять идеи, в которых сохранение свободы рассматривается в связи с тем, что три самых главных рода власти должны быть разделены и отделены друг от друга".

     В Конституции было проведено организационное  разделение между тремя ветвями  государственной власти — Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями в определенных Конституцией пределах.

     Во-первых, они имеют различный порядок  формирования. Двухпалатный Конгресс избирается всеобщим голосованием. Президент избирается коллегией выборщиков, избираемых всеобщим голосованием граждан, а члены Верховного суда США назначаются Президентом, но с согласия Сената.

     Во-вторых, Президент, Конгресс и Верховный  суд имеют различные сроки  полномочий. Так, Президент избирается на 4 года, Палата представителей Конгресса на 2 года, а сенаторы на 6 лет, но при этом каждые 2 года переизбирается одна треть сенаторов. Судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

     В-третьих, Конституция создала механизм, способный  нейтрализовать любые попытки какого-либо из федеральных органов узурпировать власть. Конгресс может отклонить  любой законопроект, предложенный Президентом через свою креатуру. Конгресс может в порядке импичмента отстранить Президента от власти и привлечь его к ответственности. Президент, в свою очередь, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых Конгрессом законов, хотя Конгресс может преодолеть вето путем повторного голосования, если решение будет принято квалифицированным большинством голосов в обеих палатах. Верховный суд в порядке конституционного надзора может признать любой нормативный акт как Конгресса, так и Президента неконституционным, что делает невозможным его применение в судебной и административной практике. Однако сами судьи могут быть отстранены от должности в порядке импичмента, возбужденного Конгрессом.

     Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и  воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.

     Конституция США — "жесткий", трудноизменяемый документ, но в то же время она  сформулирована так гибко, что необходимость  внесения изменений в его текст была реализована только 27 раз. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Хотя ряд авторов придерживается иной точки зрения. Они видят причину стабильности Конституции не только в сложности внесения в неё поправок, но и в лаконичности, абстрактности, "туманности" её формулировок. Правовой язык Конституции отражает особенности и несовершенство законодательной техники. Многие вопросы остаются за её пределами, "умалчиваются" (о структуре исполнительной власти, системе комитетов Конгресса и др.).

Информация о работе Конституционное право