Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа
Президент обладает широкими полномочиями представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и т.д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны. Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Становление и развитие института президентства в России.
§2 Основные функции Президента Российской Федерации.
ГЛАВА II. ПОРЯДОК ИЗ0БРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ
§1. Общие условия выборов Президента Российской Федерации.
Выдвижение кандидатов.
§2. Организация и финансирование выборов. Предвыборная агитация.
§3. Определение результатов голосования. Вступление
Президента Российской Федерации в должность.
§4. Прекращение обязанностей Президента
Российской Федерации.
ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание.
§2. Президент Российской Федерации и Правительство.
§3. Президент Российской Федерации и судебная власть.
§4. Отношения с субъектами Российской Федерации.
§5. Военные полномочия Президента Российской Федерации.
§6. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере внешней политики.
§7. Полномочия Президента Российской Федерации
в связи с чрезвычайным положением.
§8. Полномочия Президента Российской Федерации по вопросам гражданства и наград.
§9. Акты Президента Российской Федерации.
§10. Аппарат Президента Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Организация воинских формирований в Российской Федерации строиться на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.
В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. Указ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.
Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995г. установлено, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу19. На Президента РФ возлагается определенная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.
В Федеральном
законе «Об обороне» от 31 мая 1996г. закреплен
ряд других военных полномочий Президента
РФ: определение основных направлений
военной политики РФ, осуществление руководства
Вооруженными Силами РФ, другими войсками,
воинскими формированиями и органами,
введение в действие нормативных правовых
актов военного времени и прекращение
их действия, принятие в соответствии
с законами решения о привлечении Вооруженных
Сил и других войск к выполнению задач
с использованием вооружения не по их
предназначению, утверждения концепции
и планов строительства и развития Вооруженных
Сил, утверждение программ вооружения
и развития оборонного промышленного
комплекса, утверждение программ ядерных
испытаний, утверждение структуры и состава
Вооруженных Сил и других войск, ведение
переговоров и подписание международных
договоров в области обороны, издание
указов о призыве на военную службу и др.
Федеральным законом «О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской
Федерации» от 26 февраля 1997г. на Президента
РФ возложена обязанность объединения
общей или частичной мобилизации в случае
агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным
сообщениям палатам Федерального Собрания.
Военные полномочия Президента РФ весьма
широки, но они не исчерпывают всех полномочий
органов государственной власти в области
обороны. Так, например, совет Федерации
и Государственная Дума рассматривают
расходы на оборону, совет Федерации утверждает
указы Президента РФ о введении военного
положения и т.д. разделение полномочий
в области обороны между Президентом РФ
и Федеральным Собранием, как и выделение
собственных полномочий Правительства
РФ в этой области, отвечает демократическому
подходу к определению пределов власти
главы государства, исключающему ее чрезмерную
концентрацию в его руках в столь важной
власти.
§6.
Полномочия Президента
Российской Федерации
в сфере внешней
политики.
Осуществляя внешнеполитический
курс, Президент устанавливает прямые
контакты с главами других государств
(в частности, путем государственных визитов
в зарубежные страны, приема глав зарубежных
государств в своей стране, переговоров
с ними, определения взаимных интересов,
установления сотрудничества, посещения
влиятельных международных организаций
и выступления в их центрах), систематически
ведет прямые телефонные переговоры с
главами государств и премьер-министрами
некоторых сопредельных стран и других
государств, участвует лично в важнейших
международных совещаниях и т. п.
Президент полномочен
вести переговоры и подписывать международные
договоры как глава государства, представляющий
Российскую Федерацию в международных
отношениях. Это соответствует международному
обычаю, в соответствии с которым за главой
государства признается право осуществлять
свои конституционные полномочия, в частности
вести переговоры, заключать соглашения
и договоры на территории, как своей страны,
так и иностранного государства при временном
на ней пребывании. При этом глава государства
не нуждается в специальных полномочиях,
поскольку он ими обладает по занимаемой
им должности.
Президент подписывает
также ратификационные грамоты, т. е. документы,
свидетельствующие об утверждении федеральным
законом международного договора Российской
Федерации. Если договор двусторонний,
то стороны обмениваются ратификационными
грамотами, если же договор многосторонний,
то его участники сдают все ратификационные
грамоты одному из участников договора
— депозитарию.
Президент принимает верительные и отзывные
грамоты «аккредитуемых» при нем дипломатических
представителей. Эта процедура нередко
сопровождается обменом мнениями по вопросам,
имеющим существенное политическое значение,
и потому не может считаться, как об этом
иногда говорят, чисто протокольной. Ратификационная
грамота направляется главой иностранного
государства Президенту России и удостоверяет,
что указанное в ней лицо, т. е. дипломатический
представитель, представляет интересы
направившего его государства и его словам
и действиям надлежит верить. Направление
отзывной грамоты означает прекращение
полномочий указанного в ней лица.
Руководство
Президента внешней политикой в значительной
степени проводится через Министерство
иностранных дел, которое подведомственно
Президенту по вопросам, закрепленным
за Президентом Конституцией и законодательными
актами Российской Федерации.
§7.
Полномочия Президента
по введению чрезвычайного
положения.
Полномочия
Президента в этом вопросе сформулированы
в Конституции предельно четко. Только
Президент вправе вводить на территории
РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение, о чем он незамедлительно сообщает
Совету Федерации и Государственной Думе.
Однако Президент не свободен в принятии
такого решения, ибо введение чрезвычайного
положения возможно только при обстоятельствах
и порядке, предусмотренных федеральным
конституционным законом, который пока
не принят. Чрезвычайное
положение неоднократно вводилось Президентом
РФ в определенных районах в связи с возникновением
межнациональных конфликтов на основе
действующего пока в определенной части
Закона «О чрезвычайном положении» от
17 мая 1991г20.
Чрезвычайное
положение – особый порядок управления
в экстремальных условиях, неизбежно влекущий
определенные ограничения прав и свобод
граждан. Именно поэтому полномочия Президента
как должностного лица, от которого зависит
объявление чрезвычайного положения,
уравновешивается контрольным полномочием
Совета Федерации. От Президента требуется
законом указать основания решения о введении
чрезвычайного положения, перечень и пределы
чрезвычайных мер и др. Указ Президента
доводится до сведения населения не менее
чем за 6 часов до вступления его в силу.15
§8.
Полномочия Президента
Российской Федерации
по вопросам гражданства
и наград.
Президент
уполномочен решать вопросы гражданства
Российской Федерации. Под гражданством
понимают устойчивую политико-правовую
связь человека с государством, в силу
которой на человека распространяется
суверенитет этого государства, и он пользуется
его защитой, и может участвовать в управлении
государственными делами. Эта связь с
государством создает взаимные права,
обязанности и ответственность, а также
основывается на признании и уважении
достоинства, основных прав и свобод человека.
Согласно Закону «О гражданстве Российской
Федерации» Президент решает вопросы:
приема в гражданство Российской Федерации
иностранных граждан бывшего СССР и лиц
без гражданства; принимает решения по
вопросам восстановления гражданства;
дает разрешение на выход из гражданства;
разрешает гражданину Российской Федерации
иметь двойное гражданство.
До решения указанных вопросов Президентом
они предварительно рассматриваются в
Комиссии по вопросам гражданства при
Президенте Российской Федерации. В компетенцию
Президента входит решение вопросов предоставления
политического убежища. В Российской Федерации
только Президент имеет право предоставления
политического убежища. Президент осуществляет
высшую форму государственного поощрения
– награждение государственными наградами
России. Президент также присваивает почетные
звания Российской Федерации, утверждает
статусы орденов и положения о медалях,
издает указы об учреждении государственных
наград и награждения ими. Президент Российской
Федерации присваивает воинские звания
маршалов, генералов и адмиралов. Президенту
предоставлено право помилования. Помилование
– это акт верховной власти, который полностью
или частично освобождает осужденного
от наказания или заменяет наказание на
более мягкое. Актом помилования может
быть снята судимость с лиц, уже отбывших
наказание. Акты помилования носят индивидуальный
характер, т.е. они принимаются в отношении
конкретного лица или нескольких лиц.
§9. Акты Президента
Российской Федерации.
Для реализации своих полномочий
Президент осуществляет правотворческую
деятельность, издает нормативные и ненормативные
акты. Это – указы и распоряжения (последние,
как правило, имеют ненормативный характер)1.
обязательные для исполнения на всей территории
РФ (ст.90). Они имеют прямое действие и не
нуждаются в какой-либо ратификации (одобрении)
законодательных или исполнительных органов
субъектов Федерации. Указы Президента
не должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам. Это значит,
что они имеют подзаконный характер. Однако
они не могут быть отменены законом. Их
несоответствие Конституции и федеральным
законам может быть установлено лишь Конституционным
Судом, в результате чего они утрачивают
силу (иногда, руководствуясь решением
суда, их отменяет сам Президент, но это
было не всегда).
Указы Президента могут временно
замещать законы21: восполнять пробелы
в правовом регулировании по вопросам,
требующим законодательного решения.
Такие указы также не должны противоречить
действующим законам и имеют ограничения
по времени: до принятия законов по данному
вопросу парламентом. Если новый закон
поглощает содержание президентского
указа или изменяет это содержание, такой
указ Президент отменяет. Обычно после
принятия некоторых законов публикуются
списки отменяемых указов Президента.
При подготовке указов Президент взаимодействует
с палатами парламента или Правительства.
Акты Президента в соответствии
с указом 1996г. вступают в силу одновременно
на всей территории РФ по истечении семи
дней после их первого официального опубликования.
Акты, составляющие государственную тайну
или имеющие конфиденциальный характер,
вступают в силу со дня их подписания.
Нередко в самом указе установлен срок
его вступления в силу.
Хотя многие вопросы уже урегулированы
законами, указы Президента РФ продолжают
занимать важное место в правовой системе
России. Своими указами 1991г. Президент
РФ коренным образом изменил многие существенные,
а то и принципиальные стороны общественных
отношений в стране. Указы о собственности,
о земле, о свободе торговли, о деятельности
политических партий, о Коммунистической
партии, о приостановлении действия Конституции
РСФСР 1978г., о приостановлении деятельности
Верховного Совета и о порядке избрания
нового парламента, о создании Конституционного
совещания и подготовке проекта новой
Конституции и другие сыграли решающую
роль в создании в стране новых условий
в переходный период.
Многие из указов Президента были не во
всем совершенны, некоторые не во всех
частях соответствовали конституционным
нормам и действующему законодательству.
Часть из них вызывала критику парламента
и была оспорена в Конституционном Суде
(Президент также оспаривал некоторые
законы в этом суде или налагал на них
вето). Действия первого Президента РФ,
его высказывания иногда также были неудачными,
но нельзя отрицать важнейшего значения
правовых актов Президента, особенно в
первые годы, когда новое законодательство
еще только разрабатывалось. В те годы
указы Президента заложили основы такого
пути развития, по которому ныне движется
большинство народов мира.
§10.Аппарат
Президента Российской
Федерации.
Как и в любом другом
государстве, Президент РФ работает, опираясь
на большое число помощников, советников
и др. Согласно Конституции, он формирует
и возглавляет Совет Безопасности, статус
которого определяется федеральным законом.
Совет Безопасности рассматривает важнейшие
вопросы, связанные с безопасностью государства.
Президент также формирует
Администрацию Президента РФ, которая
включает в себя большое число управлений
(государственно-правовое, контрольное,
финансово-бюджетное, федеральной государственной
службы, по работе с территориями, информационное,
по вопросам гражданства, по взаимодействию
с политическими партиями, общественными
объединениями, фракциями и депутатами
палат Федерального Собрания и др.). При
Президенте созданы Служба безопасности,
Служба протокола, приемная.
Большую роль в
организации работы Президента РФ играют
Служба помощников, различные советы и
комиссии. Президент самостоятельно назначает
и смещает сотрудников аппарата, дает
им поручения и определяет участки работы.
Управление делами Президента является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим координацию деятельности
федеральных органов исполнительной власти
и подведомственных ему предприятий, организаций
и учреждений по финансовому, материально-техническому
и социально-бытовому обеспечению Администрации
Президента, Правительства, палат Федерального
Собрания22, высших судебных органов,
Центризбиркома и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
первая из основных функций Президента
РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав
и свобод человека и гражданина. В силу
этого он, прежде всего, должен обеспечить
положение, при котором все органы государства
выполняют свои конституционные обязанности,
не выходя за пределы своей компетенции.
Президент должен находиться в органической
связи со всеми структурами публичной
власти, а не возвышаться над ними. Этот
простой вывод можно сделать, почитав
Конституцию Российской Федерации, которая
исходит из того, что никакой государственный
орган не может претендовать на суверенное
осуществление всей полноты государственной
власти в стране. Сама государственная
власть не делится между органами - она
едина. Можно говорить лишь о практической
необходимости разграничения функций
между органами, осуществляющими соответственно
законодательную, исполнительную и судебную
власть.
Президент Российской Федерации занимает
в системе федеральных государственных
органов особое положение. Конституция
возлагает на него задачу обеспечения
единства государственной власти, осуществляемой
законодательными, исполнительными и
судебными органами. Именно Президент
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти, хотя сам он непосредственно не
принадлежит ни к одной из трех ветвей
власти. В этом, в частности, смысл содержащегося
в Конституции РФ. Правовое положение
Президента характеризуется, прежде всего,
тем, что он является главой государства,
из чего следует, что он - первый среди
государственных должностных лиц, единственный,
кто избирается всем избирательным корпусом
Российской Федерации. Он представляет
Российскую Федерацию внутри страны и
в международных связях.
Важнейшие функции Президента связаны
с исполнительной властью. Так, Президент
оказывает решающее влияние на формирование
и отставку Правительства, вправе председательствовать
на заседаниях Правительства и т.п.
По совокупности и значимости
функций и полномочий, закрепленных за
Президентом Конституцией, он, бесспорно,
занимает ведущее место в системе органов
Российской Федерации, осуществляющих
государственную власть. Этими органами
в соответствии со ст. 11 Конституции являются
Президент Российской Федерации, Федеральное
Собрание (Совет Федерации, Государственная
Дума), Правительство Российской Федерации,
суды Российской Федерации.
Информация о работе Конституционно - правовой статус президента РФ