Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа
Президент обладает широкими полномочиями представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и т.д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны. Ему подчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Становление и развитие института президентства в России.
§2 Основные функции Президента Российской Федерации.
ГЛАВА II. ПОРЯДОК ИЗ0БРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ
§1. Общие условия выборов Президента Российской Федерации.
Выдвижение кандидатов.
§2. Организация и финансирование выборов. Предвыборная агитация.
§3. Определение результатов голосования. Вступление
Президента Российской Федерации в должность.
§4. Прекращение обязанностей Президента
Российской Федерации.
ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание.
§2. Президент Российской Федерации и Правительство.
§3. Президент Российской Федерации и судебная власть.
§4. Отношения с субъектами Российской Федерации.
§5. Военные полномочия Президента Российской Федерации.
§6. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере внешней политики.
§7. Полномочия Президента Российской Федерации
в связи с чрезвычайным положением.
§8. Полномочия Президента Российской Федерации по вопросам гражданства и наград.
§9. Акты Президента Российской Федерации.
§10. Аппарат Президента Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Курсовая работа
по дисциплине:
«Конституционное право Российской Федерации»
на тему:
«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Выполнила
студентка 2 курса 71 группы
Иванова
Ю.Ю.
Научный руководитель
доц. каф.
№133 Самойлова И.И.
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Становление и развитие института президентства в России.
§2 Основные функции Президента Российской Федерации.
ГЛАВА II. ПОРЯДОК
ИЗ0БРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ
§1. Общие условия выборов Президента Российской
Федерации.
Выдвижение кандидатов.
§2. Организация и финансирование выборов.
Предвыборная агитация.
§3. Определение результатов голосования.
Вступление
Президента Российской Федерации в должность.
§4. Прекращение обязанностей Президента
Российской Федерации.
ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
§1. Президент Российской Федерации и Федеральное
Собрание.
§2. Президент Российской Федерации и Правительство.
§3. Президент Российской Федерации и судебная
власть.
§4. Отношения с субъектами Российской
Федерации.
§5. Военные полномочия Президента Российской
Федерации.
§6. Полномочия Президента Российской
Федерации в сфере внешней политики.
§7. Полномочия Президента Российской
Федерации
в связи с чрезвычайным положением.
§8. Полномочия Президента Российской
Федерации по вопросам гражданства и наград.
§9. Акты Президента Российской Федерации.
§10. Аппарат Президента
Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Согласно
Конституции РФ государственную власть
в Российской Федерации осуществляют
Президент, Федеральное Собрание (парламент),
Правительство, суды Российской Федерации.
Институт президентства возник
в бывшем Союзе в 1990 г., не имея аналогов
в отечественной истории. В России пост
Президента был введен на основании референдумов
17 марта 1991 г. Первый Президент РФ был избран
12 июня 1991 г.
По Конституции РФ Президент
является главой государства, гарантом
Конституции, прав и свобод граждан. В
соответствии с Конституцией и федеральными
законами он определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства,
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти, представляет Российскую Федерацию
внутри страны и в международных отношениях.
Президент обладает широкими
полномочиями представительскими, правотворческими,
управленческими, чрезвычайными и т.д.
в сфере внутренних и международных отношений,
государственной безопасности и обороны.
Ему подчинены силовые министерства. Он
обладает правом законодательной инициативы
и отлагательного вето в отношении принятых
законов, издает указы, распоряжения, обращается
к Федеральному Собранию с ежегодными
посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внешней и внутренней политики
государства.
Подобные полномочия
Президента, если и целесообразны, то,
видимо, лишь на переходный период. Для
их выполнения создан внушительный аппарат.
По сути, в стране действуют два аппарата
исполнительной власти президентский
и правительственный, но это, к сожалению,
не делает их работу достаточно эффективной.
Кроме того, Президент Российской Федерации
есть носитель персонифицированной ответственности
за принимаемые им решения и их социальные
последствия. Он не может переложить эту
ответственность ни на своих помощников,
ни на свое окружение.
Новый для нашей страны институт
президентства, несомненно, будет и дальше
подвергаться критической оценке с точки
зрения его полезности и необходимости
для народа и страны. Как бы там ни было,
Президентом РФ должен быть деятельный
человек, который сгладит национальные
противоречия и конфликты, укрепит у людей
уверенность в завтрашнем дне.
Сложная обстановка перехода
к рыночной экономике и острая социальная
напряженность обусловили тот факт, что
в Российской Федерации в качестве формы
правления установлена президентская
республика, но обладающая по сравнению
с традиционными президентскими республиками
рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками
президентской республики (это, в частности,
контроль Президента за деятельностью
Правительства) данная форма имеет (правда,
незначительные) элементы парламентарной
республики, состоящие в том, что Государственная
Дума может выразить недоверие Правительству
(хотя решать его судьбу и в этом случае
будет Президент). Во-вторых, налицо дисбаланс
между законодательной и президентской
властью, существенный перевес последней,
что в какой-то мере нарушает необходимое
равновесие и устойчивость государственной
власти в целом. Наконец, в-третьих, уникальность
России как федерации не может не сказываться
на механизме государственной власти,
особенно с учетом того, что в ряде ее республик
также существует институт президентства.
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Становление и развитие института президентства в России.
Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации высшей государственной власти, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию. Мыслившийся первоначально как глава исполнительной власти Президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о Президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Институт президентства, возникнув как отрицание монархии, утвердил республиканскую форму правления. Ее характерные черты - выборность и срочность полномочий главы государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире.
Само понятие «президент» определяется как выборный глава государства. Понятие «Президент» (от лат. Praesidens) буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент - это выборный глава исполнительной власти в республике, он же считается главой республики вообще и представителем ее в международных отношениях1.
Исторические корни рассматриваемого института уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
При подготовке проекта Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако вскоре Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана. Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность - Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.
С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в Российской Федерации2
В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993 года3.
Итак, процесс становления института президентства
в нашей стране затянулся на десятилетия.
Во-первых, президентская власть предполагает
признание принципа разделения властей.
У нас он был закреплен в Основном законе,
но не действовал, так как декларировался
принцип полновластия Советов. Во-вторых,
культ личности и возвеличение руководства
в годы застоя сформировали в сознании
людей негативное отношение ко всякой
единоличной власти, особенно в высших
ее эшелонах.
§2. Основные функции Президента Российской Федерации.
Основные функции Президента как главы государства определены в Конституции Российской Федерации4. Президент Российской Федерации:
«а)… является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
б)… в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
в)… в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
г)… как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.
Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности5.
Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ играет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров.
Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами.
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ, и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными)6.
Итак, согласно Конституции 1993 года Президент Российской Федерации является главой государства. Политическая необходимость такой фигуры вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики, структуру правительства, единолично назначает и освобождает министров, принимает решение об отставке правительства. Президент является активным участником законодательного процесса.
ГЛАВА
II. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.ПРЕКРАЩЕНИЕ
ОБЯЗАННОСТЕЙ
§1.
Общие условия выборов
Президента Российской
Федерации.
Выдвижение кандидатов.
Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть переизбран на второй четырехлетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.
Информация о работе Конституционно - правовой статус президента РФ