Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Положение "сохраняя исторически сложившееся государственное единство" отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. В результате длительного исторического развития различные государственно-территориальные общности интегрировались в одно политическое целое. В рамках этого целого и благодаря ему между всеми государственно-территориальными образованиями упрочились многообразные экономические, социальные, культурные и политические связи. Государственная целостность России необходима и выгодна всем

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституции РФ.docx

— 58.15 Кб (Скачать)

В сфере социального  обеспечения Конституция предусматривает  государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Приведенные примеры  отражают новый подход Конституции  Российской Федерации к социальным правам. Во-первых, этот подход состоит  в том, чтобы создать в обществе необходимые условия, как материальные, так и иные, в том числе правовые, а уже эти условия должны работать на обеспечение достойного образа жизни  с участием самого общества, его  членов. Во-вторых, государство применяет  дифференцированный подход: для большинства  общества оно создает предпосылки  развития их инициативы, предприимчивости, энергии, справедливо ожидая от них  собственной активности, а берет на себя непосредственно заботу о поддержке слоев населения, менее других защищенных в социальном плане. о тех. кто самостоятельно не выживет или не достигнет разумного жизненного стандарта. В-третьих, социальные права гарантируются не только за счет средств государства, но и путем привлечения средств частного бизнеса, благотворительных фондов и, конечно, самих людей, которые способны вкладывать часть своих средств в пенсионное и медицинское обеспечение, образованием иные социальные сферы.

В основе такого подхода лежит новая экономическая  ситуация и особенно преодоление  отчуждения человека от собственности. Как устанавливает Конституция 1993 года, право частной собственности  охраняется законом. Каждый вправе иметь  имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно  с другими лицами (статья 35). Тем  самым получило содержательное значение положение Конституции: каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности.

Конституция 1993 года отличается от своих советских  предшественниц тем, что основы экономической  системы определяются как непосредственно, так и через права человека и гражданина. Если Конституция 1978 года содержала отдельную главу "Экономическая  система", являвшуюся к тому же второй в ее структуре, а в данной главе, по существу, закреплялись устои огосударствления экономики и даже инструменты  хозяйственного управления, то в действующей  российской Конституции такая глава  вообще отсутствует. В "Основах конституционного строя" закреплен фундаментальный  принцип о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности. Этот принцип  распространен на землю и другие природные ресурсы.

Утверждение права  частной собственности в качестве конституционного принципа Российского  государства — самое кардинальное преобразование в сфере экономики. Его значение предопределяет чрезвычайную важность большой законодательной  работы, связанной с полной и последовательной реализацией этого принципа.

Конституционный статус личности в России — одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Есть определенные успехи в обеспечении экономических свобод, в частности в сфере предпринимательства. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучным.

Принцип разделения властей

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей в главе об основах  конституционного строя (статья 10). Принцип  гласит: государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.

Прежде всего разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилии в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношении между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

Принятие новой  российской Конституции означает, что  из двух наиболее распространенных форм демократического правления — президентской  и парламентарной республик —  в России сделан выбор в пользу президентской республики. Но ставить  точку было бы преждевременно. "Президентская  республика" — это понятие, охватывающее большое число разнообразных  моделей. В некоторых странах  утвердилась форма правления, которую  нередко называют полупрезидентской республикой.

Президент Российской Федерации

Конституция 1993 года закрепила избрание российского  Президента непосредственно населением. Это — наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа. В ряде стран  могут проводиться косвенные  выборы: в США население избирает сначала выборщиков, а они —  президента. Но каждый раз речь идет о том, что президент в президентской  республике не может ни назначаться, ни избираться каким-либо учреждением, в том числе парламентом.

Если институт президента предусмотрен конституционным  правом в парламентарной республике, то президент избирается обычно не населением, а парламентом или  даже одной из его палат. В Италии, например, до декабря 1993 года соответствующие  полномочия были закреплены за одной  из палат парламента — сенатом. Иной раз создаются специальные избирательные  структуры. В Германии для избрания президента республики созывается Федеральное  собрание, в которое входят депутаты парламента ФРГ и парламентов  земель.

Выборы президента населением играют чрезвычайно важную роль в государственной жизни. Они прежде всего закладывают основы легитимности президентской власти. Президент выступает от имени народа как его полномочный представитель. Это укрепляет его авторитет и самостоятельность во всей его деятельности, в том числе в его отношениях с другими властями. Выборы способствуют развитию связей президента с различными группами населения, ориентируют президента на выявление И защиту их интересов, ставят в зависимость от общественного мнения.

Конституцию 1993 года отличает прежде всего то, что она трактует назначение и функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент теперь предстает не в; качестве составной части, вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства. Когда в 1991 году в России был введен институт президента, он увязывался с идеей единства исполнительной власти, включавшей наряду с Президентом федеральное правительство, правительства республик и другие органы исполнительной власти. Практика, однако, вскоре показала, что намеченные рамки деятельности оказались узкими, жизнь подтверждала необходимость их расширения.

Президент не просто объявляется главой государства. Его  роль не сводится к простому представительству  Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяет государственную власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложены реальные и ответственные функции по осуществлению обязанностей главы государства.

Согласно Конституции 1993 года. Президент является ее гарантом, равно как и гарантом прав и  свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.

Правительство Российской Федерации

Исполнительную  власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это — самостоятельный  институт, существующий наряду с институтом президента. Такая конституционная  конструкция разделения властей  отличает российскую форму правления  от "классической" модели полной президентской республики, которая  принята в США. и ряде других стран, где министры (главы департаментов) назначаются президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним так называемый кабинет. В России Правительство возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструкция исполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и других европейских стран.

Конституция 1993 года закрепляет за Президентом важные полномочия по отношению к Правительству. Свой постановления и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и нормативных актов Президента. Состав Правительства, включая его Председателя, определяется Президентом. Одному ему дано право назначать и смещать членов Правительства. Государственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решение принимает Президент. Он же имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

В регулировании  отношений между Президентом  и Федеральным Собранием проведена  линия на обеспечение самостоятельности  и независимости обоих властных институтов. Но это не значит, что  они полностью разведены. С одной  стороны, установлены обязательные связи между ними, в частности, обращение Президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства, представление  Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание Президентом законов. С другой стороны. Конституция предусматривает систему  сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом  Государственной Думы; Президент  вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить  Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный  закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная  Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента.

Заключение

Определение из Советского энциклопедического словаря: " Конституция (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция — основа всего законодательства государства."

Первая годовщина  Конституции 1993 года подтверждает, что  она "работает", выполняет предназначенные  ей функции в развитии Российского  государства. Теоретические схватки, сопровождавшие ее подготовку и принятие, ушли в прошлое, стали достоянием истории. Они не могут умалить  значения ее исходных положений и  общественную силу ее норм. Но столь же очевидно, что потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении правового государства будут раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое активное участие не только государство в виде системы органов, но и все общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.

Информация о работе Конституции РФ