Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Положение "сохраняя исторически сложившееся государственное единство" отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. В результате длительного исторического развития различные государственно-территориальные общности интегрировались в одно политическое целое. В рамках этого целого и благодаря ему между всеми государственно-территориальными образованиями упрочились многообразные экономические, социальные, культурные и политические связи. Государственная целостность России необходима и выгодна всем

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституции РФ.docx

— 58.15 Кб (Скачать)

3. экономические,  социальные и культурные права  и свободы.

Каждая группа образует относительно самостоятельный  конституционно-правовой институт, охватывающий определенную сферу жизнедеятельности  человека. Сходное деление было свойственно  и советским конституциям, особенно в 70-е годы, но каталог прав и свобод внутри каждой группы, равно как  и порядок их размещения в конституционном тексте ныне заметно изменены.

На первый план в Конституции 1993 года выдвинуты  личные права и свободы. Это в  значительной мере было сделано еще  в обновленной редакции Конституции 1978 года, что отражало прогресс в  развитии российской демократической  мысли. Теперь приоритет личных прав и свобод вновь подтвержден, он продиктован  их главным назначением: обеспечивать автономию личности, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, самоопределения  личности. Личные права и свободы  призваны защищать человека от давления и подавления извне, особенно со стороны  государства. Они предохраняют личность от примитивно понятого коллективизма, насильственной социализации, означавших, в сущности, не только нивелирование  интересов личности, но их игнорирование  под лозунгом классовых, общественных интересов.

Перечень личных прав и свобод в Конституции 1993 года открывается правом на жизнь. Это  — самое главное право человека, гарантия его достойной жизни. К  закреплению этого права Россия подошла только в самое последнее  время, успев включить его в обновленную  редакцию прежней Koнcтитуции. В советских конституциях право на жизнь не фиксировалось, хотя оно было провозглашено еще во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте о гражданских и политических правах. Сегодня право на жизнь является не менее актуальным, чем прежде, и выступает не только как ограничитель смертной казни. Государство обязано предпринять все возможные меры для того, чтобы люди не гибли в межнациональных конфликтах и гражданских войнах, от преступности, природных и производственных катастроф. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.

Жизнь человека — не просто физическое существование. Конституция предусматривает, что  государство обязано создавать  для жизни человека благоприятные  условия и охранять достоинство  личности. Внесение в Конституцию  такого морально-этического. фактора имеет тот практический смысл, что подчеркивает идею личности как высшей ценности в обществе.

Большая группа прав и свобод, закрепленных в Конституции 1993 года, нацелена на то, чтобы обеспечить свободу и неприкосновенность .личности. Четко зафиксирован принцип презумпции невиновности. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (прокурор еще раньше был лишен права принимать такие решения), а до этого лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сюда же относится  право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений. Жилище неприкосновенно.

Конституция 1993 года ввела положение о том, что  сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной  жизни лица без его согласия не допускаются. Существенно и то что, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица теперь обязаны  обеспечить каждому возможность  ознакомиться с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В многонациональной  России, где были развиты межнациональные  браки, миграция населения, а масса  людей проживала вне своих  национальных регионов, немаловажное практическое значение имеет положение  о том, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Это конституционное положение  отнюдь не означает недооценку фактора  национальности или тенденцию к  ассимиляции. Речь идет о свободе  самоопределения личности, учете  реалий ее развития. Сюда же примыкает  право пользования родным языком, право на свободный выбор языка  общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституция закрепляет право человека на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Это право провозглашено еще  во Всеобщей декларации прав человека и в других международно-правовых документах, в том числе в Международном  пакте о гражданских и политических правах. Международным стандартам отвечает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, гражданин Российской Федерации  имеет право беспрепятственно в  нее возвращаться. Российский гражданин  не может быть выслан за пределы  Российской Федерации или выдан  другому государству. Наша страна гарантирует  своим гражданам защиту и покровительство  за ее пределами.

В полном объеме трактуются в Конституции 1993 года свобода  совести свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии сними.

Конституция 1993 года гарантирует каждому свободу  мысли и слова. Эта предпосылка  демократии имеет пределы, очевидные  для любого цивилизованного общества: исключаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и  вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто  не может быть принужден к выражению  своих мнений и убеждений или  отказу от них.

Специфика личных прав и свобод состоит не только в том, что они направлены на обеспечение  автономии личности, ее защиту от внешнего вмешательства во внутренний мир. Здесь  действует общепризнанное правило: человек защищен наилучшим образом  тогда, когда налицо три главных  правила. Первое — Конституция содержит полный и исчерпывающий перечень личных прав и свобод. Второе — установлены  и действуют барьеры, ограничения  и прямые запреты, оберегающие сферу  личной свободы от противоправных и  произвольных попыток ее ущемления  со стороны государства. Третье —  человек имеет эффективные инструменты  самозащиты от вмешательства со стороны  в сферу личной свободы, что тоже является ограничением свободы действий государства.

Словом, защита основных прав и свобод человека в  личной сфере — это первейшая  обязанность Конституции и всего  правопорядка в Российской Федерации. Человек должен быть уверен в том, что он сам определяет свою собственную  судьбу, но и сам несет ответственность  за собственные решения. Он может  вести себя в рамках закона так, как  хочет именно он; никто не вправе определять за него его поведение. Человек  может иметь различные личные качества, но они не должны влиять на его статус и взаимоотношения  с государственными органами, их решения, его затрагивающие.

В развитии и  укреплении личных прав и свобод объективно заинтересовано все общество. Поэтому  так важно преодолеть их недооценку, а то и открыто пренебрежительное  отношение к ним. Известно, что  хотя в советских конституциях говорилось о неприкосновенности личности, жилища, защищенности личной жизни граждан, тайне переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, на практике эти права и свободы зачастую нарушались и игнорировались. В бюрократическом  аппарате незримо присутствовали представления  об их некоей второразрядности, невысокой значимости, особенно по сравнению с политическими и социально-экономическими правами. Сегодня такие представления нетерпимы.

Политические  права и свободы в отличие  от личных прав и свобод нацелены не на обеспечение автономии человека, а на его активное включение в  жизнь страны управление се делами. Эти права и свободы создают  условия для укрепления связей между  человеком и обществом, гражданином  и государством. От того, каково состояние  политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры широких  слоев населения. Вместе с тем  политические права и свободы  человека развиваются не в отрыве, а на фоне личных и иных прав и  свобод, во взаимодействии с ними и  прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Конституционное закрепление политических прав и  свобод в России имеет еще и  то значение, что, хотя в прошлом  они широко декларировались и  даже служили украшением фасада советской  власти, их реализация была затруднена и формализована. Отсутствие альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппарата в определении состава  Советов искажали смысл избирательных  прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались  как "приводные ремни" власти, придатки партийно-государственной  машины. В таких условиях политические права и свободы были иллюзорными  и на практике способствовали не сближению, а отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие  к демократическим институтам.

Сегодня политические права и свободы важны не только для преодоления скепсиса и апатии в самых широких слоях населения. Налицо потребность в уяснении того, что демократия — это не антипод, а синоним организованности и  дисциплины, сочетающихся с инициативой  и активностью людей. Политические права и свободы не принесут своего результата, если  восторжествуют  своеволие, эгоизм, несоблюдение закона. Подобные "болезни", которыми страдают молодые демократии, опасны тем, что ведут к анархическому расстройству общества, а затем к авторитаризму и диктатуре.

Прежде всего в группу политических прав и свобод входят избирательные права. Их значения подчеркивается тем, что путем выборов в России формируются органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. В тесной связи с избирательными правами Конституция закрепляет право на участие в референдуме, который, как и свободные выборы, является высшим непосредственным выражением воли народа.

Выборы и референдум не исчерпывают конституционное  право граждан участвовать в  управлении делами государства. Они  проводятся к тому же относительно редко. Основная форма, осуществления  народовластия — представительная, через выборных лиц.

Важным компонентом  политических прав .и свобод является право на объединение. Оно охватывает право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция не называет здесь политические партии, но еще в первой главе говорит о признании политического многообразия, многопартийности. Это важное условие демократизации политической жизни в России предопределено нашим собственным опытом, показавшим, что монопольное положение одной партии, не допускающей и мысли об открытом политическом соперничестве, сыграло пагубную роль в истории страны. Этот же опыт лег в основу положения о том, что никто не может захватывать власть или присваивать властные полномочия в Российской Федерации. Прямо запрещаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих цели, расходящиеся с Конституцией.

Демократизации  государственного управления, предупреждению проявлений групповщины, клановости, закрытости в аппарате способствует конституционное нововведение: гражданам обеспечивается равный доступ к государственной службе. Еще одной важной формой участия граждан в управлении делами государства является право участвовать в отправлении правосудия.

Российская  Федерация — социальное государство

Новая российская Конституция не только отдает дань "классике", но и отражает современные  подходы к концепции правового  статуса человека и гражданина. В  связи с этим обращает на себя внимание статья 7 Конституции, устанавливающая, что Российская Федерация — социальное государство. Подобные записи можно  найти в ряде конституций, принятых начиная с середины XX столетия и  отражающих представления о том, что государство призвано взять  на себя осуществление ряда социальных функций. Так, Основной закон ФРГ 1949 года называет германское государство  социальным (статья 20). Российская Конституция  также исходит из того, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь И свободное развитие человека, а эго предполагает обязанность государства регулировать социальную сферу, не только провозглашать, но и обеспечивать широкий круг экономических, социальных и культурных прав.

Что же означает конституционная формула о социальном государстве? Ведь Конституция не дает конкретную социальную программу. Следует, однако, иметь. в виду две главные задачи государственной политики. Первая из них заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Это — охрана труда и здоровья людей, установление минимального размера заработной платы. Вторая главная задача государства — поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Предусматривается развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В сфере образования  Конституция 1993 года гарантирует общедоступное  и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Стоит особо сказать о том, что медицинское страхование может быть обязательным, субъектами которого являются органы государственного управления, предприятия, учреждения, организация, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий, и добровольным.

Информация о работе Конституции РФ