Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа
Резкий подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией.
Введение 3
Глава I. Понятие и сущность церкви как правового института 4
Глава II. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 11
Заключение 19
Литература 21
Такой
подход обеднял и в известной
мере искажал представление о
государстве, содержал упрощенное, одностороннее
понимание его сущности и социального
назначения, ориентировал на приоритет
принудительной, насильственной стороны
данного явления, на обострение классовых
противоречий и борьбы внутри отдельных
стран и на международной арене.
Поэтому понятно, что в связи
с коренными изменениями, происшедшими
в мире после Второй мировой войны,
трактовка государства
Важно
заметить, что рассматриваемый подход
к трактовке государства
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в “Капитале” мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
К
сожалению, данный тезис, затронутый Марксом
лишь мимоходом при рассмотрении
другого вопроса применительно
к рабовладельческому и буржуазному
государству, не получил дальнейшей
специальной разработки ни в самом
“Капитале”, ни в более поздних
трудах Маркса, не повлиял на суть понимания
государства его
Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон – общечеловеческой и классовой.
И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.
Соответственно
в определенных условиях, например,
в рабовладельческих и
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высоко-авторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления” не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне существующее государство стало правовым.
В
действительности в приведенном
положении Конституции РФ правовое
государство рассматривается
Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию9.
В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое государство ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они предполагают необходимые для всего общества законность и правопорядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет уйти от ответственности.
Последовательное обеспечение законности и правопорядка – основа жизнеспособности и прочности демократии и правового государства.
Подводя
итог вышесказанному о двуединой
общечеловеческой и классовой природе
сущности и социального назначения
государства, можно предложить один
из возможных вариантов его
Учитывая,
что государство весьма сложное
явление, в ряду факторов (начал), оказывающих
непосредственное влияние на его
сущность и социальное назначение,
кроме рассмотренных выше, в конкретных
исторических условиях развития отдельных
стран следует также иметь
в виду религиозный фактор (Иран,
Пакистан, Афганистан), национальный фактор
(государства Балтии) и некоторые
другие. Сказанное, однако, не означает,
что все эти факторы должны
быть отражены в определении государства
вообще. При этом достаточно исходить
из его наиболее общих начал –
общечеловеческого и
Заключение
История их взаимоотношений непроста и насыщена столкновениями.
Переосмысливая
духовное наследие недавнего прошлого,
обратимся к этому стереотипу.
Напомним, что главным признаком
религии является вера в сверхъестественное,
в чудо и поклонение ему. Последователи
религии недаром именуются
Государство же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Её отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Государство низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно обоснованному. С этой позиции чудо – порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: “Чем больше верят, тем больше чудес”.
Религиозная вера основана на чувстве, на интуиции, научная деятельность – на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями.
Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия понуждает верующего искать Бога в себе, в своём духовном мире.
Отмеченные различия и противоречия между религией и государством ещё более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания – религия не изучает мир, она объясняет и осваивает его, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и государством были обусловлены тем, что открытия последней нарушали ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и “священных книг”.
Литература
Информация о работе Классовое и общечеловеческое в сущности государств