Классовое и общечеловеческое в сущности государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Резкий подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность церкви как правового института 4
Глава II. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 11
Заключение 19
Литература 21

Работа содержит 1 файл

КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВ.docx

— 36.58 Кб (Скачать)

      КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВ

      ПЛАН

      Введение 3

      Глава I. Понятие и сущность церкви как  правового института 4

      Глава II. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие  государства 11

      Заключение 19

      Литература 21 

 

       Введение

      Резкий  подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах  мира близящийся конец века и тысячелетия  связывают с апокалипсическими  пророчествами “конца света”, и  прежде всего из-за углубляющихся  проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью  всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились  с конкретными негативными явлениями  затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией. Поэтому очень и очень  потянулись к ней, пытаясь найти  в этом надежду и спасение.

      Интерес к религии в российском обществе обострён и по иным причинам. Он естествен  и понятен со стороны миллионов  граждан, недавно обратившихся к  вере в Бога, а вчера ещё далёких  от религии, почти не знакомых с её историей, вероучением и культом. Но и неверующие в массе своей  испытывают острую нужду в объективных  знаниях о религии: ведь более  полувека антирелигиозная пропаганда доносила о ней лишь скупые и предвзятые сведения.

      В конце века наблюдается удивительный взлёт богоискательства, заметен  отход от традиционных конфессий, появление  множества “новых культов”, в том  числе ориентированных крайне фанатически. Тревогу мировой общественности вызвали сообщения об изуверствах  новоявленных сект “Дети Бога”, “Орден солнечного храма”, “АУМ Синрикё”, приверженцев безумного Дэйвида Кореша и т.п. Чаще всего в этих культах почитают новоявленных пророков и мессий, по-своему подражая традиционным верованиям. И  всё же в среде сегодняшних  богоискателей немало и тех, кто  именует себя людьми религиозными, но веруют они во что-то неопределённое, сверхъестественное, запредельное, невыразимое словами. В то же время эти люди не считают себя мистиками. Тем более не относят себя к той или иной церкви. Религиозность ли это?

      Религия, как уже говорилось, пронизывает  едва ли не все сферы человеческого  бытия и духовного мира. Несмотря на нечёткость внешних границ, религия  – особая страна духовного мира. Главный ее признак – вера в  сверхъестественные силы и существа и поклонение им.

      Глава I. Понятие и сущность церкви как правового  института

      Церковь  - это тип религиозной организации;  христианское культовое здание, имеющее  алтарь, а также помещения для  богослужения. Политологическое содержание имеет лишь первое значение термина1. Церковь обеспечивает регулярные отношения между членами религиозного объединения и его подразделениями, с одной стороны; с др. стороны, поддерживает связи со светскими структурами и объединениями. Для церкви характерна общая система вероисповедных идеи, вытекающая из них культовая и внекультовая деятельность (последняя может быть как религиозной, так и внерелигиозной), а также совокупность правил ценностей, образцов и санкций, а также институтов, функционирующих на их основе и регулирующих разнообразные стороны жизни верующих (от их отношения к государству и политике до интимных отношений в браке).

      В организационной структуре церкви часто существуют группы духовенства  и мирян. Первая, как правило иерархизированная, состоит из служителей культа, совершающих  религиозные обряды, осуществляющих проповедь вероучения и удовлетворяющих  др. религиозные, а иногда -и внерелигиозные (начальная медицинская помощь, благотворительность, начальное и т.н. духовное образование  и т.д.) запросы верующих. Мирянами являются рядовые верующие, оставшиеся за пределами круга духовенства и составляющие подавляющее большинство приверженцев во всех религиях. Католические статистики полагают, что в мире на 1 млрд 665 млн христиан (в т.ч. 877 млн 723 тыс. католиков) приходится 3 млрд 435 млн не-христиан, из которых 831 млн не исповедуют никакой религии. В целом доля католиков среди населения мира уменьшается. Ныне она составляет ок. 17,59%. В Европе их численность уменьшилась с 1988 по 1989 г. на 0,18%, тогда как в Африке, Азии, Америке и Океании отмечен небольшой рост (0,04 - 0,07%). В Азии, Африке, в отличие от других континентов, росло число членов монашеских орденов, священников и др. служителей культа2.

      Иерархию  духовенства составляв порядок  его подчиненности снизу доверху; в некоторых религиях он отличается детализированным и дифференцированным характером, в других же, напротив, упрощен (напр., в протестантизме). Специфической  формой организации духовенства  является институт монашества (в буддизме; христианстве - у католиков, православных, монофизитов; в мусульманстве), причем у христиан монахами могут быть как  мужчины, так и женщины, а у  буддистов и мусульман - только мужчины. Монахи живут в общинах-монастырях и в определенных случаях (по религиозному обету) - вне монастырей, в т.ч. и  на положении отшельников. В католицизме  существуют особые централизованные монашеские объединения - ордены. Старейшим из них является орден бенедиктинцев, существующий с VI в.; эпоха крестовых  походов отмечена образованием военно-монашеских орденов (госпитальеры, тамплиеры, тевтонский и др.). В борьбе с многочисленными  европейскими еретическими движениями получили известность ордена цистерианцев, картезианцев, предемонстрантов, францисканцев, доминиканцев, кармелитов, тринитариев, а в борьбе с Реформацией - орден иезуитов (1540 г.). В XIX в. потребности просветительской, благотворительной и миссионерской деятельности привели к созданию ряда новых орденов, в частности “Братьев христианских школ”, союзов монахинь-преподавательниц и монахинь - приходских учительниц. В целом общее число членов монашеских орденов неуклонно сокращается. Так, за 20 лет, с 1965 по 1985 г., число католических монахов и монахинь в мире в целом уменьшилось на 300 тыс. человек. Однако и сегодня заметно их участие в общественной жизни: в мире насчитывается ок. 140 католических орденов; в Европе - ок. 65 тыс. монахов-священников, ок. 30 тыс. монахов, живущих в миру, и ок. 450 тыс. монахинь. При сокращении численности членов ордена иезуитов в последние три десятилетия наблюдалось более чем удвоение числа учащихся заведений, находящихся под контролем ордена. Помимо университетов, в ряде стран мира орден руководит сетью факультетов и колледжей, школ для профессиональной подготовки в разных сферах.

      В целях укрепления влияния христианства среди населения Ватикан и  Всемирный совет церквей ориентируют  школы, связанные с церковью, на “подрыв  привилегированности” образования  в развитых и в развивающихся  странах, подчеркивая их “живой контраст”  правительственной политике в этой сфере.

      В наши дни Всемирный совет церквей  выделяет область образования и  обновления знаний среди основных направлений  своей работы. Совет имеет Агентство  по развитию христианской литературы, Комиссию по всемирной миссии и евангелизации. Комиссию по евангелическому единству и осуществляет три программы: “Вера  и свидетельство”, “Справедливость  и служение”, “Образование и обновление”, которые, в свою очередь, имеют подразделения. Под его эгидой действуют воскресные школы, некоторые из них в 1980 г. отпраздновали 200-летний юбилей. В 1907 г. в Риме была образована Всемирная ассоциация воскресных школ, а с 1960 г. функционирует Всемирный совет воскресных школ с центром в Женеве. ВСЦ открывает воскресные школы во многих странах мира. Только в Индии, где христиане составляют 2,5% (более 15 млн человек), на средства христианских организаций содержатся 10 тыс. начальных школ, 5 тыс. средних, 174 колледжа, 273 технические школы, 25 заведений для инвалидов.

      В сфере культуры представлены многочисленные организации, связанные с церковью. Так, ряд христианских объединений - Всемирная организация для общения  христиан, Комиссия церквей по международным  делам, Международная конфедерация католических благотворительных организаций,- Международный католический союз социальной помощи и др. - активно участвуют  в гуманитарных внешнеполитических процессах в соответствии со своей  специализацией. Всемирная федерация  католической молодежи, Международная  католическая организация учащейся молодежи, Всемирная христианская федерация  студентов. Всемирное объединение  христианских союзов молодых людей, Всемирный союз католических женских  организаций, Международное движение католической интеллигенции, Христианская организация рабочей молодежи и  другие влиятельны в силу численности  и организованности представляемых ими верующих. Располагают серьезными позициями в системе образования  и средств массовых коммуникаций Международная федерация католических университетов, Всемирный союз преподавателей-католиков, Международная католическая ассоциация радиовещания и телевидения, Международное  католическое бюро просвещения, Международный  католический союз печати и др.

      Участие в профессиональной подготовке квалифицированных  специалистов позволяет католической церкви перенести свою деятельность непосредственно на предприятия. В 1989 г. 26 ассоциаций руководителей христианских предприятий собрались на свой XVIII Всемирный конгресс, посвященный  теме: “Христианские ценности и  ценности предприятия”. Дискуссии  на конгрессе исходили из предпосылки, что не существует непроницаемых  перегородок между личной жизнью христианина, его профессиональной активностью и статусом прихожанина; отмечалось, что предприятие - сообщество личностей, зависящих от их повседневной жизни, средств существования для  себя и своих семей, что оно  находится в социальной, местной, региональной, национальной и даже интернациональной средах и испытывает их воздействие. Конгресс обсудил ряд  вопросов: уважение к другому, солидарность, приоритет общего блага, честность  и правдивость как нормы взаимоотношений  в трудовых коллективах. Указывалось, что предприниматели должны обеспечить участие всех сотрудников в делах  предприятия, определить свою стратегию  в строящейся объединенной  Европе,  облегчать устройство иммигрантов, способствовать ускорению экономического и индустриального развития отставших  стран, охранять творение (т.е. жизнь  на Земле) путем осознания особенностей современной технологической, экономической  и социокультурной среды, следовать  этическим критериям при создании новой технологии3.

      Общественному резонансу деятельности церквей  способствует осуждение ими распущенности  нравов, преступности, алкоголизма  и наркомании, осуждение некоторыми из них столкновений на национальной и религиозной почве, активное участие  в международной миротворческой деятельности, в консолидации усилий мировой общественности, направленных на предотвращение экологической катастрофы. Их проповедь предостерегает об опасности дефицита человеческой доброты, предлагает разнообразные средства, если не преодоления, то хотя бы смягчения негативных тенденций общественного развития.

      Перечисленные тенденции способствуют популяризации  многочисленных клерикальных политических партий, профсоюзных, молодежных, женских  и других массовых объединений, исторически  и идейно-организационно связанных  с церковью и ориентированных  на воспроизводство религиозности  населения и утверждение религиозных  ценностей в качестве фундаментальной  основы общественной и личной жизни. Спектр их политических позиций в  основном соответствует особенностям социально-политической дифференциации страны или региона. Вместе с тем  их руководство учитывает, с одной  стороны, традиционалистические ориентиры, связанные с укладом, образом  жизни, привычками и взглядами большинства  верующих -участников этих организаций. С другой же стороны, сдерживающее влияние  на тенденции радикализации их идеологии  и тактики оказывают международные  церковно-координационные центры, политическая тактика руководителей национальных церквей и региональных объединений (в протестантизме, исламе, буддизме), негативное отношение Ватикана к  участию священнослужителей в национально-демократических  и революционных движениях. Политическая жизнь последних десятилетий  дает многочисленные примеры противодействия  церковного руководства участию  верующих и рядовых священнослужителей в радикальных течениях (осуждение  Ватиканом “теологии освобождения”, “теологии революции” и др.).

      Вместе  с тем даже отделение церкви от государства, завершающее процесс  секуляризации в правовом государстве, не снимает задачи взаимодействия светских церковно-религиозных и общественных сил в утверждении общечеловеческих норм и принципов во внутренней жизни  общества и во внешнеполитической сфере. 

 

       Глава II. КЛАССОВОЕ  И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

      Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.

      Марксизм  научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим  признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство  по своей сущности есть организация  политической власти общества.

      Вместе  с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет  воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и  незыблемое, с учетом исторического  опыта и современного уровня научных  знаний нуждается в критическом  переосмыслении и уточнении4.

      В частности, следует признать ошибочной  общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

      “Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие  одного класса для подавления другого”5. “Государство, – утверждал Ф.Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим”6. Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину “для поддержания господства одного класса над другим”7. “Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом”)8.

      Хотя  приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского  понимания государства в обществе с антагонистическими классами начиная  со второй половины 40-х годов XIX в. и  вплоть до свершения Октябрьской  революции и начала строительства  социализма в России, играли прогрессивную  роль в объяснении происхождения, сущности, функционирования и развития государства, нельзя было придавать им всеобщего  значения, превращать в догму и  распространять на все времена и  страны, тем более в изменявшихся на глазах исторических условиях.

Информация о работе Классовое и общечеловеческое в сущности государств