Ювенальная юстиция в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 00:29, реферат

Описание работы

Сегодня особую актуальность приобретают исследования, позволяющие проанализировать действующее российское уголовно-процессуальное законодательство с точки зрения возможностей функционирования на его базе ювенальной юстиции, основанной на международно-правовых стандартах. Именно выше обозначенные положения определяют актуальность темы моего реферата.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 54.84 Кб (Скачать)

Введение

Сегодня развитие ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних является главной точкой приложения сил законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества в Российской Федерации.

Современный период социально-экономического развития России характеризуется углублением  противоречий различного характера, в  том числе, и в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, а также обострением проблем  социальной дезадаптации детей и  подростков.

По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних оценивается  как критическое.

Одной из серьезных проблем  российского государства становится увеличение числа безнадзорных детей, потерявших семейные и родственные  связи, брошенных родителями или  ушедших из семей, не обеспечивших ребенку  минимально необходимых условий  для жизни и полноценного развития, допускавших жестокое обращение  с ними. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют  спиртные напитки, токсические и  наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.

Не меньшим бичом российского  государства является ежегодный  рост количества правонарушений, совершаемых  детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних постепенно приобретает организованный и групповой  характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и  неучащимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

Обращает на себя внимание малоэффективная и разрозненная деятельность существующих институтов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Очень медленно развивается  сеть специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, отсутствуют  специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не достаточно развита подростковая наркологическая  служба.

Сложившаяся ситуация свидетельствует  о неэффективности системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних и  существенных недостатках правосудия по делам несовершеннолетних, что  обусловлено следующими основными  причинами.

Во-первых, поскольку уголовные  дела несовершеннолетних фактически рассматриваются  в общем порядке, предусмотренном  УПК РФ, приравнивание несовершеннолетнего  к взрослому в суде приводит не только к нарушению его основных прав, установленных в международно-правовых актах, но и обусловливает неэффективность  самого судебного решения.

Во-вторых, отсутствие системы  межведомственного взаимодействия и системная разобщенность субъектов  правоотношений, связанных с производством  по делам несовершеннолетних (суд, прокуратура, ОВД, ОППН, КДН, адвокатура, общественные организации, социальные службы) обусловливает  узковедомственный подход к работе с несовершеннолетними.

В-третьих, карательная направленность подхода к выбору мер уголовно-правового  воздействия на несовершеннолетних приводит к тому, что по России в  среднем каждый восьмой осужденный несовершеннолетний. Несмотря на то, что  международные стандарты предусматривают  преимущественное применение к несовершеннолетним воспитательных мер, российское законодательство предполагает назначение таких мер  в некоторых (как правило, исключительных) случаях, если будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания. В результате в России в среднем ежегодно только одна десятая часть несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Множественность указанных  проблем и их многогранный характер обусловливают необходимость принципиального  совершенствования правосудия в  отношении несовершеннолетних. Это  порождает ряд вопросов теоретического, правового и практического характера, требующих изучения и принятия соответствующих  решений на законодательном уровне. Поэтому особую актуальность приобретают  исследования, позволяющие проанализировать действующее российское уголовно-процессуальное законодательство с точки зрения возможностей функционирования на его  базе ювенальной юстиции, основанной на международно-правовых стандартах. Именно выше обозначенные положения определяют актуальность темы моего реферата.

Ювенальная юстиция  в Российской Федерации

История

 

Ювенальная юстиция в  России — создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних[1 Коваль Е. Н. Ювенальная юстиция как основное направление уголовной политики государства в отношении несовершеннолетних. Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. № 1. 2009].

Планировалось, что данная система должна быть представлена как  государственными органами, осуществляющими  правосудие по делам о правонарушениях, совершённых несовершеннолетними[2 ст. 1 законопроекта Э. Б. Мельниковой и Г. Н. Ветровой «О ювенальной юстиции в Российской Федерации»], так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних[3 В. Д. Ермаков и др. Ст. 1 проекта закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации»].

В России работа над реализацией  ювенальной юстиции проводится в  рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и  её положений, касающихся отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних[4 Е.Ю Браславская Развитие ювенальной юстиции в Ростовской области // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 22—24.].

Особый статус несовершеннолетнего  преступника находит закрепление  в самых ранних российских нормативных  актах. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года уголовная ответственность была ограничена возрастом семи лет.

5 декабря 1866 года Александром  II был утверждён Закон «Об учреждении  приютов и колоний для нравственного  исправления несовершеннолетних  преступников», которым устанавливались  особые правила содержания несовершеннолетних  преступников, в том числе установлено  раздельное содержание лиц мужского  и женского пола.

Следующим этапом развития особых правил правосудия по делам  несовершеннолетних стало изменение 2 Июня 1897 года Николаем II действовавшего Уложения о наказаниях уголовных  и исправительных в части ответственности  и наказания несовершеннолетних.

В Уголовном уложении 1903 года возраст наступления уголовной  ответственности определён в  десять лет, а одним из оснований  освобождения от уголовной ответственность  признана неспособность несовершеннолетнего  «понимать свойства и значение им совершаемого или руководить своими поступками». Регламентирован порядок  отбывания несовершеннолетними  наказания, а для малолетних преступников предусматривалась возможность  отбывания наказания послушником  в монастыре.

В России первый детский  суд просуществовал с 1910 до 1918 года, однако после октябрьской революции  был упразднён и не получил  дальнейшего развития.

14 января 1918 года Советом  народных комиссаров принят Декрет  о комиссиях для несовершеннолетних, в соответствии с которым упразднялись  суды и тюремное заключения  для малолетних[5 Славко А. А. Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в России в первые годы советской власти // Известия Алтайского государственного университета, № 4-4, 2009, С. 229—234.], а дела о несовершеннолетних до 17 лет стали передаваться в комиссии для несовершеннолетних.

Принципы ювенальной юстиции  в России впервые были законодательно закреплены в 1995 году Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 942 от 14.09.1995, утвердившего «Национальный план действий в интересах  детей», в соответствии с которым  в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции.

В 1998 году принят Федеральный  закон «Об основных гарантиях  прав ребёнка в Российской Федерации», в котором введено понятие  «дети, находящиеся в трудной  жизненной ситуации», к которым, в частности, были отнесены[6 Ольга Леткова Справка по вопросу введения ювенальной юстиции в Российской Федерации // Сургутский родительский комитет]: дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Поворотным моментом в  формировании системы ювенального  правосудия в России стало постановление  Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам  о преступлениях несовершеннолетних», в котором судам рекомендуется  применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса  Российской Федерации, которая предусматривает  «освобождение от уголовной ответственности  в связи с примирением с  потерпевшим». [4 Е.Ю Браславская Развитие ювенальной юстиции в Ростовской области // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 22—24.].

Принятая в 2008 году глава 22 Семейного кодекса РФ, предусматривает  изъятие из семей детей, «находящиеся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без  попечения родителей, с последующим  их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи[7 Ольга Леткова СПРАВКА по вопросу введения ювенальной юстиции в Российской Федерации // Сургутский родительский комитет].

Статья 156 уголовного кодекса  Российской Федерации «Неисполнение  обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»[8 ↑ Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации // Уголовный кодекс РФ] привлекает граждан к уголовной ответственности (до трёх лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним, фактически запрещающее практику домашних наказаний[6 Ольга Леткова Справка по вопросу введения ювенальной юстиции в Российской Федерации // Сургутский родительский комитет].

В 2009 году введены новые  должности уполномоченных по правам ребёнка при Президенте, губернаторов субъектов РФ[9 А. И. Овчинников Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 11—13.].

В 2010 году во втором чтении в  Госдуме отклонён проект федерального конституционного закона № 38948-3"О  внесении дополнений в Федеральный  конституционный закон «О судебной системе РФ» (в части создания ювенальных судов)[10 Елена Мизулина: Ювенальная юстиция противоречит традиционным российским семейным ценностям (Стенограмма) // Пресс-служба фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, 08.10.2010].

В феврале 2011 года утверждено Постановление[11 О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Верховный Суд Российской Федерации.] пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел[12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // ООО "НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ».]. С позиции ювенальной юстиции большое значение придаётся[13 ↑ Пленум Верховного суда России принял «исторический» документ о ювенальной юстиции // АСИ, 11.02.2011.] п. 44 настоящего Постановления, в соответствии с которым «судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств».

Отдельные законопроекты  предполагают не сводить идею ювенальной юстиции только к созданию уголовных  судов для несовершеннолетних, а  имеют целью решать более широкие  задачи[14 Олег Добринский Ювенальная юстиция: необходимость или самоуничтожение? // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. № 2. С. 9-11.]:

Информация о работе Ювенальная юстиция в Российской Федерации