Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:34, курсовая работа
Целью работы является изучение административно-правового статуса юридических лиц.
Задачами работы являются:
- определение понятия юридическое лицо,
- изучение особенностей административного статуса юридических лиц,
- определение особенностей административной ответственности юридических лиц.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Юридическое лицо как субъект права……………………………………...4
1.1 Понятие и виды юридических лиц…………………………………………4
1.2 Основы административно-правового статуса юридических лиц………...11
2. Административная ответственность юридических лиц……………………22
2.1 Общие положения…………………………………………………………...22
2.2 Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………...38
На каждом предприятии есть система структурных подразделений, предназначенных для выполнения организационно-управленческих и нормативно-информационных функций. Это различные службы, управления, отделы. Организация управления предприятием предполагает четкую схему действий всех его работников. Разрабатываемые в организации должностные инструкции и характеристики, регламенты заседаний, нормативные документы, определяющие распорядок работы, порядок подготовки передачи информации, принятия решений и др., служат достижению этой цели.
Коммерческие организации наделяются широкими правами для осуществления своей деятельности и могут принимать не противоречащие законодательству решения по всем экономическим, производственным и социальным вопросам. Задачи, возникающие в процессе реализации функций организации, разрешаются путем подготовки, принятия и исполнения локальных актов. В каждой коммерческой организации принимается несколько видов локальных актов. Их использование предопределяется статусом организации и ее внутренней структурой. Не случайно локальные акты нередко характеризуются в законодательстве как внутренние документы. Но при этом должна обеспечиваться своеобразная иерархия локальных актов, основным среди которых является устав коммерческой организации.
В уставе определяются цели и предмет деятельности коммерческой организации; ее структура, компетенция, организация управления; порядок реорганизации и ликвидации и многое другое. В уставе, в частности, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания их принятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающие акты.
Традиционно для решения задач, стоящих перед предприятием, принимаются следующие виды локальных актов:
комплексные акты по основным вопросам (целевые комплексные программы и т. п.);
положения;
инструкции;
приказы директора (иного руководителя) предприятия;
указания директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
распоряжения директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
указания и распоряжения руководителей структурных подразделений предприятия;
приказы, указания и распоряжения директоров (иных руководителей) заводов-филиалов;
совместные решения администраций и общественных организаций;
протоколы совета бригадиров предприятия;
протоколы совета мастеров предприятия;
указания начальников отделов и служб предприятия;
распоряжения начальников цехов;
решения административно-общественных комиссий;
документы, принятые на собрании трудового коллектива;
решения совета трудового коллектива;
договоры (хозяйственные договоры) и др.
Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.
В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:
здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);
образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);
культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);
науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);
иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;
другие виды учреждений.
Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.
Эти обстоятельства делают во многом похожими административно-правовые статусы предприятий и учреждений. Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Так же, как и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии (например, на образовательную, медицинскую и др.).
Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, образовательные учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобы образовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства (в данном случае от Федерального агентства по образованию) свидетельство о государственной аккредитации. Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.
Государственные учреждения имеют большую зависимость от государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе и негосударственных, влияние государства сильнее, чем на деятельность предприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования, медицины, культуры и др.
В учреждениях, как правило, издаются следующие акты:
положения;
инструкции;
приказы директора (иного руководителя) учреждения;
указания директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
распоряжения директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
указания и распоряжения руководителей структурных подразделений учреждения;
приказы, указания и распоряжения руководителей филиалов учреждения;
совместные решения администрации и общественных организаций;
документы, принятые на собрании трудового коллектива;
решения совета трудового коллектива;
договоры (хозяйственные договоры и др.).
2.1 Общие положения
В отличие от прежнего КоАП РСФСР действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях (2001 г.) содержит дополнительный виновный субъект - юридическое лицо.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Правовое положение юридических лиц регулируют следующие Федеральные законы:
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" - открытые и закрытые акционерные общества;
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" - общества с ограниченной ответственностью;
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" - государственные унитарные предприятия и казенные предприятия;
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" - некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, фонды, учреждения и т.д.);
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" - общественные объединения; иные нормативно-правовые акты.
В связи с этим при применении к юридическим лицам административно-правовых санкций необходимо учитывать их правовой статус в соответствии с федеральным и региональным законодательством, так как любая организационно-правовая форма предполагает различия в правовом положении определенного юридического лица в РФ.
Часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае одновременно возникает и дополнительный (смежный) субъект - должностное лицо данного юридического лица, ответственное за осуществление определенных функций. Это означает, что привлечение должностного лица организации к административной ответственности не освобождает от нее соответствующее юридическое лицо и, наоборот, наложение административного штрафа на юридическое лицо не является основанием для оправдания виновного должностного лица и для назначения ему наказания.
В силу ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Необходимо отметить, что, согласно ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по данному делу.
Таким образом, для лиц, виновных в совершении административного правонарушения установлены дополнительные гарантии, а у государственных органов, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничена дееспособность по применению в отношении виновных более сурового наказания или использованию более трудоемкого процессуального законодательства.
Часть 2 ст. 2.10 КоАП РФ определяет, что, если в статьях разд. I, III - V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
В дальнейшем административные нормы ст. 2.10 КоАП РФ корреспондируют с ГК РФ в отношении реорганизации юридических лиц в соответствии с действующим гражданским и налоговым законодательством.
Так, третья часть названной статьи предусматривает, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Согласно п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, российское законодательство во избежание разночтений между требованиями административного и гражданского права и ухода от ответственности юридического лица, виновного в совершении административного правонарушения, воспроизвело в КоАП РФ смысловую нагрузку гражданско-правовых норм (по аналогии с правовыми нормами Гражданского, Земельного и Водного кодексов РФ).
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. Это правило, на наш взгляд, вполне логично, так как п. 2 ст. 58 ГК РФ предусматривает, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Вследствие данного присоединения ответчиком в общегражданском и арбитражном судопроизводстве будет выступать оставшееся после государственной регистрации такой реорганизации юридическое лицо. В административном праве ситуация схожа: согласно ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ к административной ответственности на совершенное правонарушение должно привлекаться присоединившее юридическое лицо. Это проистекает в соответствии с требованиями ГК РФ и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые содержат общее правило: присоединившееся юридическое лицо утрачивает самостоятельность, а значит, и правосубъектность.
При разделении юридического лица или при выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. В то же время, согласно п. п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ, при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом, а при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.