Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей выпускной квалификационной работы является исследование юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие юридического лица по действующему законодательству;
- проанализировать порядок создания юридического лица на примере обществ с ограниченной ответственностью;
- охарактеризовать особенности и порядок прекращения юридического лица путем реорганизации и ликвидации на примере акционерных обществ;
- исследовать порядок и особенности прекращения юридического лица при банкротстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦ 6
1.2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 9
1.3. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 21
2.1. КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА 21
2.2. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА 37
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 51
3.1. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ 51
3.2. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПУТЕМ ЛИКВИДАЦИИ 68
3.3. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИ БАНКРОТСТВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88

Работа содержит 1 файл

ЮРИДИЧЕСКОЕ_ЛИЦО_КАК_СУБЪЕКТ_ГРАЖДАНСКИХ_ПРАВООТНОШЕНИЙ.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

     Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем 1 год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная страховая сумма по договору страхования не может быть менее чем 3 миллиона рублей в год.

     Кроме того, согласно п. 8 ст. 20 Закона арбитражный  управляющий в течение 10 дней с  даты его утверждения арбитражным  судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность  на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства.

     Помимо  этого для арбитражных управляющих  появились новые меры ответственности и ограничения за нарушение норм Закона. Так, на арбитражных управляющих могут быть возложены следующие меры ответственности и ограничения:

     1) неисполнение или ненадлежащее  исполнение арбитражным управляющим  правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденных саморегулируемой организацией, членом которой он является - исключение арбитражного управляющего из данной саморегулируемой организации и отстранение арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления саморегулируемой организации (п.2 ст. 25 Закона);

     2) арбитражный управляющий, причинивший  в результате неисполнения или  ненадлежащего исполнения требований  Закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, не может быть  утвержден арбитражным управляющим до полного возмещения таких убытков;

     3) иные меры ответственности и  ограничения, предусмотренные действующим  законодательством.

     Закон «О несостоятельности (банкротстве) ввел в процесс банкротства саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

     Самореругируемая  организация арбитражных управляющих - это некоммерческая организация, членами  которой являются арбитражные управляющие, удовлетворяющая на основании п.2 ст.21 Закона следующим требованиям:

     1) наличие не менее 100 членов, соответствующих требованиям к арбитражным управляющим (ст.20 Закона),

     2) участие членов не менее чем  в 100 процедурах банкротства, в  том числе не завершенных на  дату включения в единый государственный  реестр саморегулируемых организаций  арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам,

     3) наличие компенсационного фонда  или имущества у общества взаимного  страхования, которые формируются  исключительно в денежной форме  за счет взносов членов в  размере не менее чем 50 000 рублей на каждого члена.

     Саморегулируемые  организации арбитражных управляющих  создаются для осуществления  контроля за деятельностью арбитражных  управляющих и повышения их квалификации. Основными функциями саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в соответствии с п. 3 ст. 21 Закона -ФЗ являются:

     - обеспечение соблюдения своими  членами законодательства Российской  Федерации, правил профессиональной  деятельности арбитражного управляющего;

     - защита прав и законных интересов  своих членов;

     - обеспечение информационной открытости  деятельности своих членов, процедур  банкротства;

     - содействие повышению уровня  профессиональной подготовки своих  членов;

     иные  функции, предусмотренные действующим  законодательством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.

     Юридическое лицо - это организация, имеющая самостоятельный  правовой статус, отделенный от правового  статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей (участников). При этом под организацией понимается определенная указанная в законе структура (организационно-правовая форма), являющаяся субъектом гражданского права. Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей (участников) имущество. Данное имущество организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

     На  практике, особенно в последние годы с введением системы «одного  окна» при регистрации юридического лица может возникнуть ситуация, что  учредительные документы могут  быть приняты без должного их изучения регистрирующим органом, и все недочеты, ошибки и просто безграмотные положения будут рассматриваться как должное. Проблема нехватки времени для изучения документов массы регистрируемых каждый день организаций (решение о регистрации или отказе в таковой должно быть вынесено не позднее пяти рабочих дней со дня предоставления пакета документов) и нехватки необходимых кадров приводит часть к регистрации фактически «типовых» документов. Однако в последующем организации не избежать объяснений с налоговой инспекцией. Если выяснится, что документы содержали недостоверные данные, учредители понесут за это ответственность.

     Часто после регистрации фактическое  местонахождение обществ не совпадает  с местом, указанным в учредительных  и иных документах, что является нарушением.

     В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации  юридических лиц…» юридическое  лицо в течение трех дней с момента  изменения сведений (в том числе  о место нахождении исполнительного  органа юридического лица), обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего, соответственно, нахождения.

     Должны  быть внесены соответствующие изменения  и в учредительные документы  юридического лица. Законом установлена  ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

     Также необходимо отметить, что законодателем до конца не урегулированы вопросы и споры, могущие возникнуть между участниками обществ до их регистрации. После первого учредительного собрания, когда утверждены основные документы общества и достигнута договоренность о регистрации в определенный день, когда уже, возможно, некоторые из учредителей внесли свои доли уставного капитала на общий банковый счет – как разрешаются споры на данном предрегистрационном этапе, если они не обговорены в принятом уставе общества. Являются ли действия учредителей, желающих выйти из общества на данном этапе – нарушением учредительного договора, неисполнением учредителем своих обязательств?

     С момента внесения регистрационной  записи, такая запись, и регистрация  ООО, могут быть признаны недействительными только в судебном порядке.

     В соответствии с п.2 ст.25 Закона «О государственной  регистрации юридических лиц…», регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 14.10.2005 № 6 - ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 42. - Ст. 4212.
  2. О Конституционном суде Российской Федерации (в ред. от 05.04.2005 № 2 - ФКЗ): федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 13. - Ст. 1447;  Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 15. - Ст. 1273.
  3. Российская Федерация. Конституционный Суд. По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б.Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация: постановление от 18 июля 2003 г. №14-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2003 г. - №5. – С.5.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (в ред. от  03.01.2006 № 6 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 № 14 –ФЗ  (в ред. от 12.08.2005 № 45 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410;  Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005.- № 19. - Ст. 1752.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 20.12.2005 № 168 - ФЗ): от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 32. - Ст. 3340; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 52 (ч.1). - Ст. 5581.
  7. Об акционерных обществах (в ред. от 29.12.2004 №  192 - ФЗ): федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 1. - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 18.
  8. Об обществах с ограниченной ответственностью (в ред. от 29.12.2004 № 192 – ФЗ): федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «» (с изменениями и дополнениями по состоянию на  29.12.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 7. - Ст. 785; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 1 (ч.1). – Ст. 18.
  9. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в ред. от 02.07.2005 № 83 – ФЗ): федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33. - Ст.3431; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №  27. - Ст. 2722.
  10. О несостоятельности (банкротстве) (в ред. от 24.10.2005 № 133 – ФЗ): федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 43. - Ст. 4190; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 44. - Ст. 4471.
  11. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 222. (утратил юридическую силу)
  12. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках  (в ред. от 07.03.2005 № 13 - ФЗ): закон от 22.03.1991 № 948-1 // Бюллетень нормативных актов. – 1992. - № 2-3; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 10. - Ст. 761.
  13. Российская Федерация. Правительство. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (в ред. от 16.09.2003 № 577): постановление от 17 мая 2002 г. № 319 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 20. - Ст.1872;  Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 38. - Ст.3667.
  14. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: постановление (в ред. от 13.12.2005 № 760): постановление от 19 июня 2002 г. № 439 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 26. - Ст. 2586;  Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 51. - Ст. 5546.
  15. Российская Федерация. Высший Арбитражный Суд. Президиум. Суд сделал правильный вывод о том, что указание в учредительном договоре компании неточных данных о государственной регистрации одного из учредителей само по себе не будет основанием для признания договора ничтожным в части вхождения этого лица в состав учредителей: постановление от 27 марта 2001 г. № 7067/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001. - № 8.
  16. Архипов Б.П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ // Законодательство. – 2002. - № 10. – С. 11 - 12.
  17. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. - М.: 2002. - Кн. 1. - С. 363.
  18. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая. Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юрид.лит., 1998. – 424 с.
  19. Гражданское право том 1-й, 2-е издание, доктора юридических наук, профессора Е. А. Суханова. - М., 2004. – 510 с.
  20. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание второе, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ТЕИС», 2004. – 448 с.
  21. Гражданское право. Ч. 1 / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. - М., 2001. – 436 с.
  22. Гражданское право. Часть первая. / Под редакцией  А.Г. Калпина, А.И. Масляева. - М.: Юрист, 2002. – 312 с.
  23. Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - М.: 2005. – С.11.
  24. Козлова Н.В. Правовая природа учредительных документов юридического лица // Хозяйство и право - 2004. - № 1. – С. 13 – 14.
  25. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство – 2003. - № 12. – С. 13 - 16; 2004. - № 1. – С. 17 – 18.
  26. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О.Н. Садикова. – М., 2004. – 462 с.
  27. Комментарий к Закону РФ «Об акционерных обществах» / под ред. Крапивина О.М., Власова В.И. . –М., 2005. – 412 с.
  28. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. Залесского В.В. - М.: Издательство г-на Тихомирова М.Ю., 2005. – 388 с.
  29. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах». Третье издание, дополненное и переработанное / под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: 2005. – 510 с.
  30. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей под ред. М. И. Брагинского, В. В. Витрянского. - М.: Фонд «Правовая культура», 2004. – 710 с.
  31. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. – М., 2003. – 512 с.
  32. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовой аспект.  - М., 2002. – С. 166.
  33. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Под ред. В.В.Залесского - М.: Издательский дом Инфра-М – 2004. – С. 155.
  34. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2003. – С. 210.
  35. Суханов Е. Закон об обществах с ограниченной ответственностью // Хозяйство и право - 1998 - № 5. – С. 15.
  36. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. – 2003. - №3-12. – С. 13.
  37. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц // Законодательство. – 2002. - № 1. – С. 7 – 8.
  38. Ткачев В.Н. Термины «банкротство» и «несостоятельность»: сущность и соотношение // Адвокат. – 2003. - № 3. – С. 6 - 8.
  39. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - М. - 1912. – 410 с.
 

 

 

Информация о работе Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений