Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей выпускной квалификационной работы является исследование юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие юридического лица по действующему законодательству;
- проанализировать порядок создания юридического лица на примере обществ с ограниченной ответственностью;
- охарактеризовать особенности и порядок прекращения юридического лица путем реорганизации и ликвидации на примере акционерных обществ;
- исследовать порядок и особенности прекращения юридического лица при банкротстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦ 6
1.2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 9
1.3. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 21
2.1. КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА 21
2.2. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА 37
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 51
3.1. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ 51
3.2. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПУТЕМ ЛИКВИДАЦИИ 68
3.3. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИ БАНКРОТСТВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88

Работа содержит 1 файл

ЮРИДИЧЕСКОЕ_ЛИЦО_КАК_СУБЪЕКТ_ГРАЖДАНСКИХ_ПРАВООТНОШЕНИЙ.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

     - в первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми  общество несет ответственность  за причинение вреда жизни  или здоровью;

     - во вторую очередь производятся  расчеты по выплате выходных  пособий и оплате труда с  лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам;

     - в третью очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  ликвидируемого общества;

     - в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

     - в пятую очередь производятся  расчеты с другими кредиторами  в соответствии с законом.

     После завершения расчетов с кредиторами  ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

     В случае, если на момент принятия решения  о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество  распределяется между акционерами  следующим образом (ст.23 Закона):

     - в первую очередь осуществляются  выплаты по акциям, которые должны  быть выкуплены в соответствии  со статьей 75 Закона (голосующие  акции);

     - во вторую очередь осуществляются  выплаты начисленных, но не  выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

     - в третью очередь осуществляется  распределение имущества ликвидируемого  общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций  и всех типов привилегированных акций.

     Важно подчеркнуть, что распределение  имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения  имущества предыдущей очереди. Выплата  обществом определенной уставом  общества ликвидационной стоимости  по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

     Если  имеющегося у общества имущества  недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам - владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами - владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

     В соответствии со ст. 24 Закона, ликвидация общества считается завершенной, а  общество - прекратившим существование  с момента внесения органом государственной  регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3.3. Порядок прекращения  юридического лица  при банкротстве

 

     Легальное понятие  банкротства дается законодателем  в ст.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»26 (далее по тексту – Закон о банкротстве). Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Понятие банкротства не охватывается определением, данным в ст. 2 Закона. Так, основанием для признания должника банкротом является не просто установленная судом «неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов:», а совокупность ряда условий. При этом указанная неспособность должника устанавливается по отношению не ко всем кредиторам, а лишь к кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, и с учетом не всей суммы задолженности, а исчисленной в соответствии с Законом27. Стоит согласиться с авторами комментария и добавить, что понятие банкротства, обозначенное законодателем в ст.2 Закона служит, как бы компасом для всего института банкротства, носит общий характер.

     Действующий Закон, как две предыдущих редакции рассматривают понятия «банкротство»  и «несостоятельность» как синонимы. Между тем, в последнее время в юридической литературе звучат предложения дифференцировать понятия «банкротство» и «несостоятельность»28. Последнее связано с тем, что в дореволюционном русском праве и теории банкротство определялось как частное понятие несостоятельности и характеризовалось умыслом на причинение вреда другим участникам хозяйственного оборота. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что «под банкротством следует понимать неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества»29.

     Учитывая  дискуссионность такой дифференциации в современной правовой действительности, отметим лишь, что подобное разграничение  если и возможно, то только в следующей  редакции Закона, о которой пока нет речи ни в теории, ни на практике.

     Обратимся к содержанию понятия банкротства. Как мы отметили, оно может быть либо следствием неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Закон четко определяет категорию «денежное  обязательство» и «обязательные  платежи» (ст.2).

     Под денежным обязательством понимается - обязанность должника уплатить кредитору  определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию. Подчеркнем, что неисполнение должником обязательства передать товар, выполнить работу, оказать услуги не дает кредитору оснований воспользоваться процедурами данного Закона. Такая возможность у кредитора может появиться лишь в случае удовлетворения его требования о возмещении убытков в связи с указанным неисполнением.

     Под обязательными платежами понимаются - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

     Таким образом, несостоятельность (банкротство) юридического лица - признанная арбитражным судом неспособность юридического лица в полном объеме: удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам; и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     В Законе (п.2 ст.1) указаны организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами.

     Во-первых, это - коммерческие организации. Исчерпывающий  перечень форм таких организаций  определен в гл. 4 ГК РФ. Он включает: хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере); хозяйственные  общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые и закрытые, в т.ч. народные предприятия); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

     Во-вторых, это почти все некоммерческие организации. В этой части Законом перечень расширен по сравнению с ранее действовавшим законом, а также ст. 65 ГК РФ. Такое изменение уже давно назрело, поскольку практика показала, что большинство некоммерческих организаций являются активными участниками хозяйственных отношений и в этом качестве ничем существенно не отличаются от коммерческих организаций.

     Из  всех коммерческих организаций дело о банкротстве не может быть возбуждено лишь в отношении казенных предприятий, т.е. федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Это обусловлено тем, что при недостаточности у них имущества для расчетов с кредиторами государство несет субсидиарную ответственность.

     Исключение  сделано для учреждений: они, как и казенные предприятия, основаны на праве оперативного управления, и по их обязательствам учредители несут субсидиарную ответственность. Также не могут быть признаны банкротами политические партии и религиозные организации в силу особенностей осуществляемой ими деятельности.

     Однако  в связи с указанными изменениями  можно отметить формальную коллизию между данной нормой Закона и ст. 65 ГК РФ. Было бы правильно одновременно с принятием Закона внести соответствующие  изменения в названную статью ГК РФ. Общая норма п. 3 ст. 232 Закона о приоритете его норм перед всеми ранее принятыми законодательными и иными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере банкротства, не представляется достаточной, особенно с учетом того места, которое ГК РФ занимает в общей системе гражданско-правовых норм как основной кодифицированный акт30.

     Рассмотрим  признаки банкротства юридического лица

     В соответствии с п.2 ст.3 Закона, юридическое  лицо считается не способным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

     Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если более чем 3 месяца существует даже минимальная задолженность. В этом состоит сущность критерия неплатежеспособности31.

     В связи с этим следует учесть, что  при определении признаков банкротства  названный Федеральный закон, в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)»32, использует не критерий достаточности имущества, а критерий платежеспособности, поэтому кредитор может требовать применения к обществу-должнику процедуры банкротства только в том случае, если должник в течение трех месяцев не исполняет свои денежные обязательства перед кредиторами или не вносит обязательные платежи. Следовательно, если в данный момент стоимость чистых активов имеет отрицательное значение, но акционерное общество получает доход, позволяющий своевременно расплачиваться с кредиторами, ни один из кредиторов не имеет даже формальных оснований требовать возбуждения процедуры банкротства33.

     Таким образом, наличие у должника признаков банкротства позволяет считать его неплатежеспособным, но еще не банкротом.

     Для восстановления же платежеспособности уполномоченным органам должника необходимо принять меры для ликвидации задолженности, просроченной более чем на три  месяца. Как следует из определения неплатежеспособности, таким способом может являться как уплата долга, так и заключение соглашения с кредитором об отсрочке платежа либо о новации долгового обязательства. Следовательно, критерий возможности восстановления платежеспособности, подлежащий определению как основание для введения той или иной процедуры банкротства, зависит не только от наличия собственных средств и иного имущества у должника. Невозможность восстановления платежеспособности будет означать, что наряду с отсутствием собственных ресурсов для расчетов с кредиторами также исчерпаны все возможности для привлечения заемных средств, а сами кредиторы не желают предоставлять должнику отсрочку в уплате долга или проводить его новацию.

     При использовании указанных понятий следует разграничивать, когда у организации имеются лишь признаки банкротства, и она считается неплатежеспособной, и когда должник является банкротом. Установление последнего факта возможно только после признания организации таковой арбитражным судом.

     Важно подчеркнуть, что действующее законодательство допускает установление иных признаков банкротства. Это возможно в силу того, что в соответствии с п.3 ст.3 нормы п.1, 2 не являются императивными. Так, например, в отношении признаков иное установлено для кредитных организаций; стратегических предприятий и организаций; субъектов естественных монополий; ликвидируемых должников; отсутствующих должников. В связи с этим, не исключается возможность для федерального законодателя установить - в целях защиты интересов кредиторов - дополнительные критерии определения (оценки) финансовой состоятельности акционерного общества (платежеспособность, доходность и т.д.) в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности непосредственно в законе.

     Коснемся  еще двух существенных вопросов: арбитражные управляющие и саморегулирующиеся организации арбитражных управляющих.

     Новый Закон ужесточил требования к  арбитражным управляющим.

     Согласно  п. 1, 6 ст.20 Закона теперь к арбитражным  управляющим дополнительно предъявляются  следующие требования: наличие высшего образования; наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности; успешная сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; прохождение стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; в отношении него не введена процедура банкротства; возместил все убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим  лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; имеет заключенные в соответствии с требованиями Закона договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Информация о работе Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений