Юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении вопросов порядка и правил государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан и установлении теоретических и практических проблем данного правового института в гражданском праве.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, решение которых запланировано в ходе написания данной работы:
1. изучить теоретические аспекты юридических лиц в законодательстве Республики Казахстан;
2. рассмотреть вопросы совершенствования порядка государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан;
3. подвести итоги и сделать выводы.

Содержание

Введение

1. Понятие, признаки и сущность юридического лица

2. Порядок создания юридического лица

3. Организационно-правовые формы юридического лица

4. Реорганизация и ликвидация юридического лица

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Юридические лица.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государственного органа и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 196 ГК РК.

Правовое положение государственного предприятия, основанного на праве оперативного управления, весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как "предпринимательское учреждение".

В силу прямого указания закона (п.6 ст.104 ГК РК) Республика Казахстан несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание.

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками.

Филиалы и представительства - это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Таким образом, современное законодательство Республики Казахстан позволяет в полной мере классифицировать юридические лица, что позволяет определить особенности правовой природы каждого из них, провести параллели, а также провести различия.


4. Реорганизация и ликвидация юридического лица

Юридическое лицо может быть реорганизовано. Существуют следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его в иную организационно-правовую форму.

Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.

Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.

Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.

 

При регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в регистрирующий орган должны быть представлены:

решение уполномоченного органа юридического лица о реорганизации, скрепленное печатью юридического лица;

разделительный баланс (при разделении и выделении) или передаточный акт (при преобразовании и слиянии) с указанием положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, утвержденный собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица;

решение уполномоченного органа юридического лица об утверждении разделительного баланса или передаточного акта;

документ, подтверждающий письменное уведомление кредиторов о реорганизации юридического лица;

копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) и статистической карточки реорганизуемого юридического лица;

квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств;

копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей юридического лица, их свидетельств налогоплательщика (за исключением документов учредителей хозяйственных товариществ, в которых ведение реестра участников хозяйственного товарищества осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг).

Реорганизация отдельных видов организаций осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) осуществляется в порядке, предусмотренным законодательством для вновь созданных юридических лиц.

Государственная регистрация юридического лица, возникающего в результате реорганизации, производится регистрирующим органом по истечению срока, предоставленного кредиторам для заявления требований к участвующим в реорганизации данного юридического лица организациям.

После принятия решения о реорганизации юридического лица его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица может быть добровольной - по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица или принудительно - по решению суда в определённых законом случаях.

Юридические лица - коммерческие организации, за исключением государственного предприятия, могут быть признаны по решению суда несостоятельными (банкротами), что влечёт за собой их ликвидацию. Юридическое лицо может также совместно со своими кредиторами принять решение о своём банкротстве и добровольной ликвидации. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявление им о своём банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Законом Республики Казахстан "О банкротстве" от 21 января 1997г.

Для регистрации прекращения деятельности юридического лица по основанию ликвидации представляются:

заявление установленной формы;

решение собственника имущества юридического лица или уполномоченного собственником органа либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, скрепленное печатью юридического лица;

учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) и статистическая карточка;

документ, подтверждающий публикацию в официальных печатном издании информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;

промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения;

ликвидационный баланс;

решение собственника имущества юридического лица или иного органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, об утверждении промежуточного и ликвидационного балансов, скрепленное печатью юридического лица;

документ об уничтожении печати юридического лица;

документ, подтверждающий снятие с учета филиалов и представительств ликвидируемого юридического лица (при их наличии);

справка об отсутствии налоговой задолженности;

справка таможенных органов об отсутствии задолженностей по таможенным платежам;

уведомление уполномоченного органа об аннулировании выпуска акций (для акционерных обществ); квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.

Регистрация прекращения деятельности юридического лица, ликвидированного по решению суда, осуществляется на основании решения суда, т.е. предоставление документов в регистрирующий орган, предусмотренных для регистрации прекращения деятельности в добровольном порядке не требуется.

В заключении необходимо подвести итоги и сделать выводы:

1. Историческими предпосылками становления и развития института юридических лиц стала необходимость в выделении предприятий разных форм собственности и деятельности в отдельный субъект гражданского права.

2. Начало государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан было положено в период существования СССР.

3. Правовая основа деятельности юридических лиц с течением времени претерпела множество изменений на пути адаптации к условиям рыночной экономики.

4. К признакам юридического лица, в соответствии с Гражданским кодексом РК, следует отнести то, что юридическим лицом является организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, а также имеет права приобретать и распоряжаться по своему усмотрению этим имуществом, осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

5. в науке гражданского права существует 2 подхода к классификации юридических лиц. Первый способ сводиться к классификации в зависимости от целей деятельности. Так в соответствии с этим методом выделяют коммерческие и некоммерческие юридические лица. Вторым методом классификации является классификация по форме собственности, по цели деятельности, по составу учредителей, по характеру прав участников и по порядку образования.


Заключение

Юридическое лицо - это организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде" (статья 33 ГК РК).

Важным является процесс государственной регистрации юридического лица, рассмотренный и проанализированный со всех сторон в данной работе.

Рассмотрев и проанализировав принципиальные положения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно сделать следующие выводы:

Во-первых, данный правовой институт имеет важное значение для осуществления предпринимательской деятельности на территории Республики Казахстан и осуществления контроля за ней со стороны государства, а также обеспечения определенной "безопасности" лиц участвующих в предпринимательской деятельности. На данный момент в РК действует единая для всей страны система государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, единые формы документов, подтверждающих их государственную регистрацию.

Во-вторых, на лицо существенные сдвиги в лучшую сторону по упрощению процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так с введением в действие регистрации по принципу "одного окна" упрощена процедура создания юридического лица, приобретения статуса индивидуального предпринимателя; сокращено в несколько раз административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса в стране; уменьшился период в течении которого созданное юридическое лицо не осуществляло деятельность, следовательно, не получало прибыль, не уплачивало обязательные платежи в бюджет.

В соответствии с основными положениями Закона РК "О регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", а именно:

носит заявительный характер;

срок государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя составляет не более 15 рабочих дней;

Информация о работе Юридические лица