Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:08, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении вопросов порядка и правил государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан и установлении теоретических и практических проблем данного правового института в гражданском праве.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, решение которых запланировано в ходе написания данной работы:
1. изучить теоретические аспекты юридических лиц в законодательстве Республики Казахстан;
2. рассмотреть вопросы совершенствования порядка государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан;
3. подвести итоги и сделать выводы.
Введение
1. Понятие, признаки и сущность юридического лица
2. Порядок создания юридического лица
3. Организационно-правовые формы юридического лица
4. Реорганизация и ликвидация юридического лица
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1. Понятие, признаки и сущность юридического лица
2. Порядок создания юридического лица
3. Организационно-правовые формы юридического лица
4. Реорганизация и ликвидация юридического лица
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Жизнь общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
В юридической литературе нет единого мнения по поводу того, где искать истоки понятия юридического лица. Некоторые ученые относят создание понятия юридического лица к числу важнейших заслуг римского частного права. Отмечая незначительный удельный вес таких субъектов в гражданском обороте Рима и отсутствие самого термина "юридическое лицо". Такие ученые, тем не менее, делают вывод о том, что "основная мысль о юридическом лице, как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо".
Бурное развитие экономики середины - конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дерябург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.
В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и, отчасти, повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблем теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.
Данная проблема затрагивает и сферу гражданско-правовых отношений Республики Казахстан. Так, 17 апреля 1995 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О государственной регистрации юридических лиц". Необходимость принятия данного закона была вызвана рядом причин.
Одной из основных причин этого послужила потребность в установлении стабильной системы регистрации юридических лиц, унификации требований к процессу их регистрации и ведения Государственного регистра юридических лиц. Указанное обусловлено ходом экономических преобразований и правовой реформы, расширением сферы деятельности и количества субъектов гражданских правоотношений, выхода хозяйствующих субъектов Республики на международный рынок.
Кроме того, очень остро встал вопрос о доведении информации о созданных на территории Республики юридических лицах и характере их деятельности до сведения всего населения, а также о предоставлении таковой по запросам, поступающим из зарубежных стран.
Наличие единой системы информации о юридических лицах, зарегистрированных на территории Республики, позволяет оптимизировать процессы, связанные с налогообложением, несет определенную долю в деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений в хозяйственной сфере, помогает работникам таможенной службы.
До введения в действие названного Указа регистрация юридических лиц осуществлялась в различных государственных органах: местных администрациях, органах статистики, Министерстве финансов, Национальном банке, Министерстве печати и массовой информации, Национальном агентстве по иностранным инвестициям при Минэкономики и т.д. Это приводило к тому, что проверку учредительных документов на предмет их соответствия законодательству Республики проводили некомпетентные лица, не имеющие юридического образования.
Таким образом, актуальной стала необходимость сосредоточения регистрации юридических лиц в одном государственном органе - объективное требование упорядочения и облегчения проведения данной процедуры. Наличие единого регистрирующего органа позволила установить не только единые требования, но и единую методику, и практику регистрации всех юридических лиц.
Совершенствование законодательства в области государственной регистрации юридических лиц последних лет во много поспособствовало упрощению порядка и условий регистрации, но вместе с тем еще остались недочеты, устранению которых необходимо уделить множество времени.
Практический интерес к исследованию вопросов совершенствования законодательства о регистрации юридических лиц объясняет актуальность темы данной работы.
Исходя из актуальности темы, была определена цель исследования, которая заключается в изучении вопросов порядка и правил государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан и установлении теоретических и практических проблем данного правового института в гражданском праве.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, решение которых запланировано в ходе написания данной работы:
1. изучить теоретические аспекты юридических лиц в законодательстве Республики Казахстан;
2. рассмотреть вопросы совершенствования порядка государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан;
3. подвести итоги и сделать выводы.
Предмет исследования проведенного в данной работе - институт государственной регистрации юридических лиц.
Объект исследование - порядок и правила регистрации юридических лиц в Республике Казахстан.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов в учебном процессе и в рамках мероприятий по совершенствованию действующих правил и порядка государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан.
1. Понятие, признаки и сущность юридического лица
Одним из основных субъектов гражданского права Республики Казахстан являются юридические лица. Статья 33 ГК РК определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием.
Указанная статья закрепляет следующие признаки юридического лица как субъекта права:
1) имущественная обособленность;
2) самостоятельная имущественная ответственность;
3) выступление в гражданском обороте от своего имени.
Имущественная обособленность - важнейший признак юридического лица и выражается в обладании им вещного права на имущество: права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Имущество юридического лица отражается в его самостоятельном балансе.
Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица базируется на имущественной обособленности, по своим обязательствам юридическое лицо несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Имущество юридического лица обособлено от имущества учредителей (участников) именно для того, чтобы оно несло ответственность этим имуществом.
Самостоятельная имущественная ответственность, по общему правилу, исключает ответственность учредителей (участников) по долгам юридического лица. Одновременно юридическое лицо не несет ответственность по обязательствам его учредителей и участников. Однако, законодательными актами или учредительными документами юридического лица может быть предусмотрена ответственность учредителей и участников по обязательствам юридического лица.
Положения, конкретизирующие рассматриваемый признак юридического лица, содержатся в статье 44 ГК. Так, если по общему правилу, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то учреждение, а также казенное предприятие, согласно части 2 пункта 1 статьи 44 ГК, отвечает по обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности (а значит субсидиарную) ответственность по обязательствам учреждения и казенного предприятия несет собственник имущества.
Исключения из правила о самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц могут быть установлены законодательными актами. В частности, следующие исключения предусмотрены ГК:
1) ответственность собственника имущества учреждения казенного предприятия по обязательствам последних при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения требований кредиторов (часть 2 п.1 ст.44 ГК);
2) ответственность участников полного товарищества и коммандитного товарищества по обязательствам соответствующего товарищества (п.1 ст.63, п.1 ст.72 ГК);
3) ответственность членов производственного кооператива по обязательствам кооператива (п.3 ст.96 ГК);
4) ответственность учредителя по обязательствам юридического лица, если банкротство последнего вызвано действиями учредителя (п, 3 ст.44 ГК);
5) ответственность материнской компании по сделкам дочерней (часть 2 п.2 ст.94 ГК), а также в случае банкротства дочернего хозяйственного товарищества по вине материнской компании (часть 3 п.2 ст.94 ГК);
6) ответственность участника товарищества с ограниченной ответственностью, не внесшего полностью вклад, по обязательствам товарищества (часть 2 п.1 ст.77 ГК) и в других случаях.
Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность быть истцом и ответчиком в суде, возможность от своего имени заключать договоры, совершать односторонние сделки. Юридическое лицо согласно пункту 2 статьи 33 ГК должно иметь печать со своим наименованием.
Итак, изложенное выше позволяет сформировать понятие и выявить признаки юридического лица в действующем законодательстве Республики Казахстан.
2. Порядок создания юридического лица
Правила и порядок государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан определены в законе о регистрации юридических лиц, а также в Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной приказом Министра юстиции РК от 12 апреля 2007 года N 112.
Порядок создания и регистрации отдельных видов юридических лиц с учетом их организационно-правовой формы регламентируется специальными законами, например, законы "Об акционерных обществах", "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", "О хозяйственных товариществах", "О производственных кооперативах", "О государственных предприятиях", "О потребительском кооперативе" и т.д.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется органом юстиции по месту его нахождения.
C сентября 2004 года в республике было введено новшество в порядке государственной регистрации юридических лиц, по так называемому принципу "одного окна".
Суть данного порядка регистрации заключается в том, что заявитель обращается с заявлением о регистрации в одно государственное учреждение (Центр обслуживания населения - ЦОН), находящееся в подчинении министерства юстиции, которое в рамках одной процедуры осуществляет постановку заявителя на налоговый, статистический учет, а также непосредственно саму государственную регистрацию.
В результате всего лишь одного обращения заявителя в регистрирующий орган, зарегистрированному юридическому лицу выдается одновременно 3 документа: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, статистическая карточка и свидетельство о регистрации налогоплательщика.
Таким образом, в указанной процедуре регистрации задействованы три регистрирующего органа - органы юстиции, статистики и налоговые органы.
Срок получения регистрационных документов в Центрах обслуживания населения составляет 15 дней (для субъектов малого предпринимательства 9 дней), который включает в себя срок регистрации субъекта в качестве юридического лица, присвоения унифицированных идентификационных и других системно-учетных кодов и постановки его на налоговый учет.
При регистрации юридического лица в Центр обслуживания населения требуется предоставить документы из следующего перечня документов:
заявление по установленной форме;
перечень учредительных документов, предусмотренных Инструкцией в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица;