На
практике сроки ликвидации варьируются
от 6 месяцев до 1,5 лет, а могут
занимать и гораздо больший промежуток
времени. Все зависит от конкретной
ситуации, складывающейся в отношении
конкретного юридического лица. Так,
если компания имеет или же в прошлом
имела большой штат наемных работников,
вела хозяйственную деятельность с
большими денежными оборотами, то срок
ее ликвидации заметно больше, нежели
срок ликвидации малого предприятия
с двумя работниками. Дело в том,
что большую часть времени, которую
необходимо затратить на ликвидацию
юридического лица, занимают ликвидационные
проверки в налоговой инспекции
и внебюджетных фондах, и чем крупнее
ликвидируемое юридическое лицо,
тем большее время требуется
вышеперечисленным органам, чтобы
провести проверки.
Ликвидационная
комиссия должна снять ликвидируемое
предприятие с учета в налоговой
инспекции, пенсионном фонде, фонде
обязательного медицинского страхования,
фонде социального страхования.
Данные органы, в свою очередь, перед
тем как снять предприятие
с учета, обязаны проверить правильность
начисления и уплаты таким предприятием
налогов и обязательных сборов. Поэтому
ликвидационная комиссия по очереди проходит
проверки в указанных государственных
органах, куда предоставляется бухгалтерская
отчетность за последние 3 календарных
года. Выходом из сложившейся ситуации
может служит процедура признания ликвидируемой
организации несостоятельной. В этом случае
требования кредиторов, которые невозможно
будет удовлетворить в процессе конкурсного
производства, считаются погашенными.
Процедура признания несостоятельными
(банкротом) еще более трудоемкая, чем
ликвидация, но позволяет закрыть неликвидных
бизнес без нарушения законодательства
Российской Федерации.
При
принятии решения о ликвидации юридического
лица, необходимо уделять должно внимание
на исследование признаков его фактической
деятельности24.
Согласно
п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может
быть ликвидировано по решению суда
в случае осуществления деятельности
с неоднократными или грубыми нарушениями
закона или иных правовых актов. Исходя
из этого решение суда о ликвидации юридического
лица, фактически прекратившего
свою деятельность
нельзя признать правомерным. При указанных
обстоятельствах состоявшихся по делу
судебные акты подлежат отмене, дело –
направлению на новое рассмотрение25.
Также
характерен пример, когда субъекты,
не имеющие статуса юридического
лица, ликвидируют в качестве последних.26.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
юридической науке существуют различные
теории юридического лица. Первая- теория
фикции (искусственным образом возможно
создание юридического лица, которое
физически не существует, а поэтому
рассматривается в качестве субъекта
права лишь в силу воли государства,
воплощенной в законе или акте
о создании юридического лица). Другая
теория – теория "целевого имущества",
суть которой в том, что какое-либо имущество
или право может принадлежать не только
кому-нибудь, но и чему-нибудь. Поэтому
нет нужды в понятии "юридическое лицо",
так как в действительности нет субъектов
прав и обязанностей, а есть лишь целевое
имущество. Близка по своему существу
к теории фикции концепция, выдвинутая
Рудольфом фон Иерингом. По Иерингу, субъектами
права могут быть лишь люди (пользователи),
интересы которых защищаются законом.
В
противоположность теории фикции юридического
лица была выдвинута теория Гирке. Он
предложил рассматривать юридическое
лицо как некий союз лиц (организм),
который не возникает в силу права,
а существует реально. Если такое
явление существует объективно, но
не оформлено правом, то до момента
такого оформления оно не может считаться
юридическим лицом.
В
Советском Союзе также был
разработан ряд теорий юридического
лица. Теория коллектива: в основе правосубъектности
юридического лица лежит не только
единство государственной социалистической
собственности, но и оперативное
управление ее частями.
В
противовес теории коллектива советскими
учеными были выдвинуты три другие
теории юридического лица. Согласно теории
государства единственным собственником
имущества государственного юридического
лица является государство, постольку
и за государственным юридическим
лицом всегда стоит государство,
или "всенародный коллектив", являющийся
действительным собственником его имущества.
Другое толкование сущности юридического
лица (предложено Ю.К. Толстым), заключается
в том, что само социалистическое государство
является единственным собственником
предоставленного юридическому лицу государственного
имущества, а руководитель хозяйственного
органа является уполномоченным государства
по управлению вверенным ему имуществом.
Сегодня,
анализируя юридическое лицо, ученые-цивилисты
ограничиваются перечислением, а в
лучшем случае- критикой уже высказанных
теорий. На основании изложенного можно
сделать вывод о том, что вопрос о сущности
юридического лица так и остается открытым.
Рассматривая
понятие и признаки юридического
лица, отметим, что сегодня юридическим
лицам посвящена глава 4 ГК РФ. В п.1 ст.48
ГК РФ дано определение юридического лица.
Юридическое лицо - это организация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде.
В
этом определении проявляются специфические
признаки юридического лица: организационное
единство; наличие у юридического
лица обособленного имущества; самостоятельная
имущественная ответственность
юридических лиц; возможность от
своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права и обязанности, а также
выступать в качестве стороны
гражданского спора (выступать в
арбитражном, третейском суде).
Существует
множество классификаций юридических
лиц. В зависимости от того, какие права
сохраняют его учредители (участники)
в отношении этого юридического лица или
его имущества, юридические лица делятся
на: юридические лица, в отношении которых
их участники имеют обязательственные
права (хозяйственные товарищества и общества,
производственные и потребительские кооперативы);
на юридические лица, на имущество которых
их учредители имеют вещное право (государственные
и муниципальные унитарные предприятия,
а также учреждения); и юридические лица,
в отношении которых их учредители (участники)
не имеют имущественных прав (общественные
и религиозные организации (объединения),
благотворительные и иные фонды, объединения
юридических лиц).
Наиболее
юридически значимая классификация
юридических лиц - в зависимости
от вида деятельности. Подразделяются
на коммерческие и некоммерческие.
Перечень коммерческих юридических
лиц является исчерпывающим. Перечень
некоммерческих организаций открытый
и не исчерпывается только ГК РФ.
Основная цель коммерческих организаций
- получение прибыли и распределение
её между своими участниками. Некоммерческие
организации не ставят основной целью
извлечение прибыли и они не распределяют
прибыль между своими участниками, даже
если в результате своей деятельности
и получаю какую-либо прибыль. Некоммерческие
организации могут осуществлять предпринимательскую
деятельность только в той мере, чтобы
выполнять свои цели.
Коммерческие
организации: хозяйственные товарищества
(полные товарищества и товарищества
на вере), хозяйственные общества (акционерные
общества (открытые и закрытые), общества
с ограниченной ответственностью, общества
с дополнительной ответственностью),
производственные кооперативы (или
артели), государственные и муниципальные
унитарные предприятия, которые
в свою очередь подразделяются на
два вида: основанные на праве хозяйственного
ведения и основанные на праве
оперативного управления (федеральные
казенные предприятия, заводы). Список
закрывается.
Некоммерческие
организации: потребительские кооперативы,
общественные и религиозные организации,
учреждения, объединения юридических
лиц (ассоциации и союзы), благотворительные
и иные фонды и другие формы предусмотренные
федеральными законами, напр., товарищество
собственников жилья, некоммерческое
партнерство, товарная биржа и т.д.
В
ходе данного исследования был сделан
вывод о необходимости установления
исчерпывающего перечня форм некоммерческих
организаций в одном законе - Гражданском
кодексе Российской Федерации, так
же как и для коммерческих организаций,
и не отсылать к другим законам, которые
могут иметь только специальный
характер, раскрывая категории, определенные
в Гражданском кодексе. Данная мера
нужна для того, чтобы создать
стройную систему юридических лиц.
- Конституция
Российской Федерации от 12 декабря 1993
года // Собрание законодательства РФ.
- Гражданский
кодекс Российской Федерации: [Федеральный
закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ] // Собрание законодательства
Российской Федерации. -1994. - N 32. Ст. 3301
- О некоммерческих
организациях: [Федеральный закон от 12
января 1996 г. N 7-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2003. N52.- Cт.5031
- О бухгалтерском
учете: [Федеральный закон от 21 ноября
1996г. N129-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. -2003. - N27. - Cт.2700
- О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей: [Федеральный закон
от 8августа 2001г. N129-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2003. - N52.- Cт.5037
- Об обществах
с ограниченной ответственностью: [Федеральный
закон от 8февраля 1998г. N14-ФЗ] // Собрание
законодательство РФ. -2002.- N12.- Cт.1093
- Об акционерных
обществах: [Федеральный закон от 26декабря
1995г. N208-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2004. - N11. -Cт.913
- О производственных
кооперативах: [Федеральный закон от 8мая
1996г. N41-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2002.- N12. - Cт.1093
- О производственных
кооперативах: [Федеральный закон от 8мая
1996г. N41-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2003. - N24. - Cт.2248
- О государственных
и муниципальных унитарных предприятиях:
[Федеральный закон 14ноября 2002г. N161-ФЗ]
// Собрание законодательства РФ. – 2003.
- N50.- Cт.4855
- О потребительской
кооперации (потребительских обществах,
их союзах) в Российской Федерации: [Федеральный
закон РФ от 19 июня 1992г. N3085-1] // Собрание
законодательства РФ. – 2002.- N12. - Cт.1093
- О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан: [Федеральный закон
от 15 апреля 1998г. N66-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2004. - N35. - Cт.3607
- О кредитных
потребительских кооперативах граждан:
[Федеральный закон от 7 августа 2001г. N117-ФЗ]
// Собрание законодательства РФ. – 2001.
- N33. - Cт.3420
- О жилищных
накопительных кооперативах: [Федеральный
закон от 30 декабря 2004г. N215-ФЗ] // Собрание
законодательства РФ. – 2005. - N1. - Cт.41
- Об общих
принципах организации общин коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации:
[Федеральный закон от 20 июля 2000г. N104-ФЗ]
// Собрание законодательства РФ. – 2004.
- N35. - Cт.3607
- Об общественных
объединениях: [Федеральный закон от 19мая
1995г. N82-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2004. - N27. - Cт.2711
- О государственной
поддержке молодежных и детских общественных
объединений: [Федеральный закон от 28июня
1995г. N98-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2004.- N35. - Cт.3607
- О рекламе:
[Федеральный закон от 18июля 1995г. N108-ФЗ]
// Собрание законодательства РФ. – 2004.
- N45. - Cт.4377
- О свободе
совести и религиозных объединениях: [Федеральный
закон от 26сентября 1997г. N 125-ФЗ] // Собрание
законодательства РФ. – 2004. - N27. - Cт.2711
- О национально-культурной
автономии: [Федеральный закон от 17 июня
1996г. N74-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2004. -N35. - Cт.3607
- О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности:
[Федеральный закон от 12 января 1996г. N 10-ФЗ]
// Собрание законодательства РФ. – 2004.
- N27. - Cт.2711
- О политических
партиях: [Федеральный закон от 11 июля
2001г. N95-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2005. - N1.- Cт.9
- О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях:
[Федеральный закон от 11 августа 1995г. N
135-ФЗ] // Собрание законодательства РФ.
– 2003. - N27. - Cт.2708
- О негосударственных
пенсионных фондах: [Федеральный закон
от 7 мая 1998г. N75-ФЗ] // Собрание законодательства
РФ. – 2003. - N2. - Cт.166
- Об оценочной
деятельности в Российской Федерации:
[Федеральный закон от 29июля 1998г. N135-ФЗ]
// Собрание законодательства РФ. – 2004.
- N35. - Cт.3607
- Об общих
принципах организации и деятельности
ассоциаций экономического взаимодействия
субъектов Российской Федерации: [Федеральный
закон от17 декабря 1999г. N211-ФЗ] // Собрание
законодательства РФ. – 2003. -N50. - Cт.4855
- Российская
Федерация. Высший Арбитражный Суд.
О некоторых вопросах практики разрешения
споров, связанных с защитой права
собственности и других вещных прав
[Текст]: [Постановления Пленума ВАС
РФ от 18.11.03 № 19 "О некоторых вопросах
применения Федерального закона "Об
акционерных обществах»]// Российская
газета. – 2003.
- Постановление
Пленума от 25 февраля 1998г. N8] // ВВАС РФ.
- 1998, N10
- Российская
Федерация. Верховный Суд. О судебной практике
по делам о защите чести и достоинства
граждан, а также деловой репутации граждан
и юридических лиц [Текст]: [Постановление
ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2008
N Ф04-5681/2008(11707-А70-26Постановление] // Российская
газета. - 2005. - N50
- Российская
Федерация. Верховный Суд. О судебной практике
по делам о ликвидации юридических лиц
[Текст]: [Постановления ФАС Восточно-Сибирского
округа от 14.06.2007 N А33-18496/06-Ф02-3367/07] // Российская
газета. - 2007
- Российская
Федерация. Верховный Суд. О судебной практике
по делам о реорганизации юридических
лиц [Текст]: [Постановления ФАС Волго-Вятского
округа от 17.03.2006 N А82-4788/2005-1] // Российская
газета. – 2005.
- Российская
Федерация. Верховный Суд. О судебной практике
по делам о защите чести и достоинства
граждан, а также деловой репутации граждан
и юридических лиц [Текст]: [Постановление
Пленума от 24 февраля 2005 г. N3] // Российская
газета. - 2005. - N50
- Российская
Федерация. Высший Арбитражный Суд. Обзор
практики разрешения арбитражными судами
споров, связанных с защитой деловой репутации
[Текст]: [Информационное письмо от 23сентября
1999г. N46]" // ВВАС РФ. – 1999. - N11
- Комментарий
к Федеральному закону "О государственной
регистрации юридических лиц"/ Ответственные
редакторы Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников.
- М.: Статут, 2006.- 302
- Александров
Н.Г. Трудовое правоотношение/Н.Г. Алксандров.-
М.: Проспект, 2009.- 342 с
- Аскназий
С.И. Об основаниях правовых отношений
между государственными социалистическими
организациями/С.И. Аскназий //Ученые записки
Ленинградского юридического института.
Вып.4. - Л.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947.- 5-47
- Генкин Д.М.
Юридические лица в советском гражданском
праве /Д.М. Генкин // Проблемы социалистического
права.- 1939.- N1.- С.90-98
- Гражданское
право России. Общая часть: курс лекций
/ Отв. ред. О.Н. Садиков. -М.: БЕК, 2006. – 704
с
- Гражданское
право: Актуальные проблемы теории и практики
/ В.А. Белов. - М.: Юрайт-Издат, 2007. – 993 с
- Гражданское
право: учеб.: в 2 т. Т.1 / Отв. ред. Е.А. Суханов.
- М.: БЕК, 2000. - 704 с
- Грешников,
И.П. Субъекты гражданского права: юридическое
лицо в праве и законодательстве/ И.П. Грешников.
- СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007. – 331 с
- Грибанов,
В.П. Юридические лица /В.П. Грибанов.- М.:
Изд-во Моск. ун-та, 2005.- 115 с
- Гуляев А.М.
Русское гражданское право/А.М. Гуляев.-
СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 2003. –
500 с
- Козлова
Н.В. Понятие и сущность юридического лица.
Очерк истории и теории: учеб. пособие/
Н.В. Козлова.- М.: Статут, 2003. – 318 с
- Покровский
И.А. Основные проблемы гражданского права/
И.А. Покровский. -М.: Статут, 1998. – 353 с
- Толстой
Ю.К. Содержание и гражданско-правовая
защита права собственности в СССР/ Ю.К.
Толстой.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. –
219с.
- Трубецкой
Е.Н. Лекции по энциклопедии права/Е.Н.
Трубецкой // Труды по философии права.
- СПб.: Статут, 2008.- 227 с
- Шершеневич
Г.Ф. Учебник русского гражданского права
/ Г.Ф. Шершеневич. -М.: Статут, 2009.- 462 с