Юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

о юридических лицах и их взаимоотношениях

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Сущность юридического лица..........................................................................5
1.1 Теория фикции.........................................................................................5
1.2 Теория «целого имущества»...................................................................7
1.3Теория интереса........................................................................................9
1.4 Теория Гирке..........................................................................................10
1.5Теории происхождения юридического лица в Советский период.....................................................................................................................11
2. Характеристика юридического лица...............................................................15
2.1 Понятие и признаки юридического лица............................................15
2.2 Правоспособность и дееспособность юридических лиц...................20
2.3 Виды юридических лиц........................................................................22
3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПОВОДУ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.................................................................................................29
3.1 Образование юридического лица.........................................................29
3.2 Реорганизация юридического лица.....................................................31
3.3 Ликвидация юридического лица..........................................................32
Заключение.............................................................................................................35
Библиографический список..................................................................................39

Работа содержит 1 файл

юр лица ГП.docx

— 75.10 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем следует признать, что  такое деление юридических лиц  является принципиальным шагом, имеющим  первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений.

     В пункте 2 ст. 50 ГК РФ содержится исчерпывающий  перечень коммерческих организаций. К  ним относятся:

     1)хозяйственное  товарищество: а)полное товарищество (ст.69 ГК РФ); б)товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст.82 ГК РФ);

     2)хозяйственное  общество: а)общество с ограниченной ответственностью (ст.87 ГК РФ, Федеральный закон от 8февраля 1998г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"); б)общество с дополнительной ответственностью (ст.95 ГК РФ); в)акционерное общество (ст.96 ГК РФ, Федеральный закон от 26декабря 1995г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах");

     3)производственный  кооператив (артель) (п.1 ст.107 ГК РФ, Федеральный  закон от 8мая 1996г. N41-ФЗ "О производственных кооперативах"), Федеральный закон от 1995г. N193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации");

     4)государственное  (муниципальное) унитарное предприятие  (ст. 113 ГК РФ, Федеральный закон  14ноября 2002г. N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

     Перечень  некоммерческих организаций, содержащийся в п.3 ст.50 ГК РФ, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для  некоммерческих организаций юридическая  личность имеет вспомогательное  значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как  Гражданским кодексом, так и иными  законами. Однако, как верно отмечается в юридической литературе, не ограничив  перечень форм некоммерческих организаций  в Гражданском кодексе, мы тем  самым открыли "ящик Пандоры". На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе.

     Основные  виды некоммерческих организаций, обозначенные в законодательстве Российской Федерации12:

     1)потребительский  кооператив (п.1 ст.116 ГК, Закон Российской  Федерации от 19 июня 1992г. N3085-1 "О  потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской  Федерации", п.1 ст.4 Федерального  закона от 15 апреля 1998г. N66-ФЗ "О  садоводческих, огороднических и  дачных некоммерческих объединениях  граждан", Федеральный закон от 7 августа 2001г. N117-ФЗ "О кредитных  потребительских кооперативах граждан", ст.110-134 Жилищного кодекса Российской  Федерации от 29 декабря 2004г. N188-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря  2004г. N215-ФЗ "О жилищных накопительных  кооперативах");

     2)община  малочисленных народов (Федеральный  закон от 20 июля 2000г. N104-ФЗ "Об общих  принципах организации общин  коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации");

     3)общественное  объединение (ст.117 ГК РФ, ст.6 Федерального  закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 19мая 1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 28июня 1995г.  N98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", ст.28 Федерального закона от 18июля 1995г. N108-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 26сентября 1997г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", Федеральный закон от 17 июня 1996г. N74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 12 января 1996г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон от 11 июля 2001г. N95-ФЗ "О политических партиях";

     4)фонд (ст.118, 119 ГК РФ, ст.7 Федерального  закона "О некоммерческих организациях", ст.10 Федерального закона "Об общественных  объединениях", Федеральный закон  от 11 августа 1995г. N 135-ФЗ "О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях");

     5)негосударственный  пенсионный фонд (ст.2 Федерального  закона от 7 мая 1998г. N75-ФЗ "О  негосударственных пенсионных фондах");

     6)учреждение (ст.120, 296-299 ГК РФ, ст.9 Федерального  закона "О некоммерческих организациях", ст.11 Федерального закона "Об общественных  объединениях";

     7)объединение  юридических лиц (ассоциация или  союз) (ст.121 ГК РФ, ст.11, 12 Федерального  закона "О некоммерческих организациях", ст.142 Жилищного кодекса Российской  Федерации, ст.28 Федерального закона "О рекламе"; ст.22 Федерального  закона от 29июля 1998г. N135-ФЗ "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации", Федеральный закон  от17 декабря 1999г. N211-ФЗ "Об общих  принципах организации и деятельности  ассоциаций экономического взаимодействия  субъектов Российской Федерации", ст.1 Закона Российской Федерации  от 7 июля 1993г. N5340-1 "О торгово-промышленных  палатах в Российской Федерации", ст.36.26 Федерального закона "О  негосударственных пенсионных фондах", ст.57-59 Федерального закона "Об  инвестиционных фондах", ст.20 Федерального  закона от 7 августа 2001г. N119-ФЗ "Обаудиторской деятельности");

     8)объединение  работодателей (Федеральный закон  от 27ноября 2002 г. N156-ФЗ "Об объединениях  работодателей"*);

     9)некоммерческое  товарищество (ст.291 ГК РФ, ст.135-153 Жилищного  кодекса Российской Федерации,  Федеральный закон "О садоводческих,  огороднических и дачных некоммерческих  объединениях граждан");

     10)некоммерческое  партнерство (ст.8 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст.4 Федерального закона "О садоводческих,  огороднических и дачных некоммерческих  объединениях граждан", ст. 22 Федерального  закона "Об адвокатской деятельности  и адвокатуре в Российской  Федерации", ст. 36.26 Федерального  закона "О негосударственных пенсионных  фондах";

     11)автономная  некоммерческая организация (ст.10 Федерального закона "О некоммерческих  организациях", ст.23 Федерального  закона "Об адвокатской деятельности  и адвокатуре в Российской  Федерации";

     12)государственная  некоммерческая корпорация (ст.7.1 Федерального  закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 23 декабря  2003г. N177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");

     13)товарная  биржа (ст.2 Закона от 20 февраля  1992г. "О товарных биржах и биржевой торговле"). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Правоотношения, возникающие  по поводу образования  и прекращения  юридических лиц.

     3.1 Образование юридического  лица.

 

     Образование юридических лиц происходит в  определенном законом установленном  порядке. Этот порядок меняется в  зависимости от особенностей, свойственных каждому виду юридических лиц. Характерен учредительный порядок образования. Учредителями юридических лиц являются собственники имущества либо уполномоченные ими органы или лица, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, – иные организации или граждане. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать  на основании общего положения об организациях данного вида.

     В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для  юридических лиц соответствующего вида. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое  лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия  передачи ему своего имущества, участия  в его деятельности, условия и  порядок распределения прибыли  и убытков, выхода учредителей (участников) из его состава. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации  юридических лиц. Оно считается  созданным с момента его государственной  регистрации (ст. 51 ГК РФ).

     При регистрации юридического лица в  регистрирующий орган представляются следующие документы13: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины14.

     Ранее судебные органы, в  частности ФАС  Московского округа, придерживались мнения, что в законодательстве нет запрета на использование юридического адреса по месту жительства учредителя, в том  числе в случае, если он является единственным учредителем организации. Данные выводы были основаны, в частности, на положениях (п. 5.6 ст. 5) ранее действовавшего Закона г. Москвы от 28.06.1995 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", согласно которому допускалась регистрация юридических лиц - субъектов малого предпринимательства по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами, без участия юридических лиц, иностранных партнеров. Не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда15.

     ФАС Западно-Сибирского округа, отменяя решение  об отказе в регистрации, привел следующие  аргументы. Во-первых, оснований для  отказа в регистрации  всего два: непредставление  необходимых документов или представление  их в ненадлежащий регистрирующий орган16. Во-вторых, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, которым является директор. Он вправе указать в учредительных документах в качестве адреса места нахождения компании место нахождения постоянно действующего единоличного исполнительного органа, то есть свой домашний адрес17. Аналогичные решения содержатся в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа18.

     3.2 Реорганизация юридического  лица.

 

     В случаях, установленных законом, проводится реорганизация юридического лица в  форме его разделения или выделения  из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных  органов или по решению суда19. При реорганизации (слияние, присоединение, разделение, преобразование) имеет место правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемым субъектам20.

     В судах часто рассматриваются  споры, в которых затронут вопрос о гарантиях прав кредиторов при реорганизации юридического лица. К таким гарантиям ст. 60 ГК РФ относит:

    • обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о реорганизации, письменно уведомить об этом кредиторов;
    • право кредиторов потребовать от реорганизуемой компании досрочного исполнения обязательств;
    • солидарная ответственность вновь возникших юридических лиц по обязательствам реорганизованной компании. Это касается случаев, когда разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица по конкретному обязательству.

Так же несмотря на то что по нормам действующего законодательства передача имущества реорганизацией не является, суд счел возможным применить норму, регулирующую ее последствия в отношении Открытых Акционерных Обществ.21

     3.3 Ликвидация юридического  лица.

 

     Ликвидацией юридического лица называется процесс, в конечном результате которого юридическое  лицо перестает существовать как  участник гражданских правоотношений. Ликвидация юридического лица возможна по двум основаниям - либо по решению  его учредителей, либо по решению  суда в случае нарушения законодательства РФ. В обоих случаях ликвидацию проводит назначенная ликвидационная комиссия или же единственный ликвидатор, к которым переходят функции  исполнительного органа юридического лица22. Сокращенный перечень действий ликвидационной комиссии выглядит следующим образом. В процессе ликвидации юридическое лицо должно произвести расчеты со своими кредиторами, пройти ликвидационные проверки в налоговом органе и внебюджетных фондах, закрыть счета в банках, уничтожить печати и штампы, сдать документацию, подлежащую обязательному хранению, в архивные органы, аннулировать коды Госкомстата и как завершение ликвидации получить свидетельство об исключении из реестра юридических лиц, выдаваемое в регистрирующем органе.

     В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации  юридических лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для регистрации ликвидация юридического лица в регистрирующий орган представляются следующее документы:

  • заявление о государственной регистрации, составленное в соответствии с общими условиями. В нем подтверждаются следующее 1) соблюдение порядка, установленного федеральным законом, ликвидации юридического лица; 2) завершение расчетов с кредиторам; 3) согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в предусмотренных федеральным законом случаях;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об оплате государственной пошлины23.

Информация о работе Юридические лица