Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа
о юридических лицах и их взаимоотношениях
Введение...................................................................................................................3
1.Сущность юридического лица..........................................................................5
1.1 Теория фикции.........................................................................................5
1.2 Теория «целого имущества»...................................................................7
1.3Теория интереса........................................................................................9
1.4 Теория Гирке..........................................................................................10
1.5Теории происхождения юридического лица в Советский период.....................................................................................................................11
2. Характеристика юридического лица...............................................................15
2.1 Понятие и признаки юридического лица............................................15
2.2 Правоспособность и дееспособность юридических лиц...................20
2.3 Виды юридических лиц........................................................................22
3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПОВОДУ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.................................................................................................29
3.1 Образование юридического лица.........................................................29
3.2 Реорганизация юридического лица.....................................................31
3.3 Ликвидация юридического лица..........................................................32
Заключение.............................................................................................................35
Библиографический список..................................................................................39
Вместе с тем следует признать, что такое деление юридических лиц является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений.
В пункте 2 ст. 50 ГК РФ содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся:
1)хозяйственное товарищество: а)полное товарищество (ст.69 ГК РФ); б)товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст.82 ГК РФ);
2)хозяйственное общество: а)общество с ограниченной ответственностью (ст.87 ГК РФ, Федеральный закон от 8февраля 1998г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"); б)общество с дополнительной ответственностью (ст.95 ГК РФ); в)акционерное общество (ст.96 ГК РФ, Федеральный закон от 26декабря 1995г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах");
3)производственный кооператив (артель) (п.1 ст.107 ГК РФ, Федеральный закон от 8мая 1996г. N41-ФЗ "О производственных кооперативах"), Федеральный закон от 1995г. N193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации");
4)государственное
(муниципальное) унитарное
Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п.3 ст.50 ГК РФ, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. Однако, как верно отмечается в юридической литературе, не ограничив перечень форм некоммерческих организаций в Гражданском кодексе, мы тем самым открыли "ящик Пандоры". На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе.
Основные виды некоммерческих организаций, обозначенные в законодательстве Российской Федерации12:
1)потребительский
кооператив (п.1 ст.116 ГК, Закон Российской
Федерации от 19 июня 1992г. N3085-1 "О
потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в Российской
Федерации", п.1 ст.4 Федерального
закона от 15 апреля 1998г. N66-ФЗ "О
садоводческих, огороднических
2)община
малочисленных народов (
3)общественное
объединение (ст.117 ГК РФ, ст.6 Федерального
закона "О некоммерческих
4)фонд
(ст.118, 119 ГК РФ, ст.7 Федерального
закона "О некоммерческих
5)негосударственный
пенсионный фонд (ст.2 Федерального
закона от 7 мая 1998г. N75-ФЗ "О
негосударственных пенсионных
6)учреждение
(ст.120, 296-299 ГК РФ, ст.9 Федерального
закона "О некоммерческих
7)объединение
юридических лиц (ассоциация
8)объединение
работодателей (Федеральный
9)некоммерческое
товарищество (ст.291 ГК РФ, ст.135-153 Жилищного
кодекса Российской Федерации,
Федеральный закон "О
10)некоммерческое
партнерство (ст.8 Федерального закона
"О некоммерческих
11)автономная
некоммерческая организация (
12)государственная
некоммерческая корпорация (ст.7.1 Федерального
закона "О некоммерческих
13)товарная
биржа (ст.2 Закона от 20 февраля
1992г. "О товарных биржах и биржевой
торговле").
3. Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридических лиц.
Образование
юридических лиц происходит в
определенном законом установленном
порядке. Этот порядок меняется в
зависимости от особенностей, свойственных
каждому виду юридических лиц. Характерен
учредительный порядок
В
учредительных документах юридического
лица должны определяться наименование
юридического лица, место его нахождения,
порядок управления его деятельностью,
а также содержаться другие сведения,
предусмотренные законом для
юридических лиц
При регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы13: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины14.
Ранее судебные органы, в частности ФАС Московского округа, придерживались мнения, что в законодательстве нет запрета на использование юридического адреса по месту жительства учредителя, в том числе в случае, если он является единственным учредителем организации. Данные выводы были основаны, в частности, на положениях (п. 5.6 ст. 5) ранее действовавшего Закона г. Москвы от 28.06.1995 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", согласно которому допускалась регистрация юридических лиц - субъектов малого предпринимательства по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами, без участия юридических лиц, иностранных партнеров. Не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда15.
ФАС Западно-Сибирского округа, отменяя решение об отказе в регистрации, привел следующие аргументы. Во-первых, оснований для отказа в регистрации всего два: непредставление необходимых документов или представление их в ненадлежащий регистрирующий орган16. Во-вторых, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, которым является директор. Он вправе указать в учредительных документах в качестве адреса места нахождения компании место нахождения постоянно действующего единоличного исполнительного органа, то есть свой домашний адрес17. Аналогичные решения содержатся в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа18.
В случаях, установленных законом, проводится реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда19. При реорганизации (слияние, присоединение, разделение, преобразование) имеет место правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемым субъектам20.
В судах часто рассматриваются споры, в которых затронут вопрос о гарантиях прав кредиторов при реорганизации юридического лица. К таким гарантиям ст. 60 ГК РФ относит:
Так же несмотря на то что по нормам действующего законодательства передача имущества реорганизацией не является, суд счел возможным применить норму, регулирующую ее последствия в отношении Открытых Акционерных Обществ.21
Ликвидацией юридического лица называется процесс, в конечном результате которого юридическое лицо перестает существовать как участник гражданских правоотношений. Ликвидация юридического лица возможна по двум основаниям - либо по решению его учредителей, либо по решению суда в случае нарушения законодательства РФ. В обоих случаях ликвидацию проводит назначенная ликвидационная комиссия или же единственный ликвидатор, к которым переходят функции исполнительного органа юридического лица22. Сокращенный перечень действий ликвидационной комиссии выглядит следующим образом. В процессе ликвидации юридическое лицо должно произвести расчеты со своими кредиторами, пройти ликвидационные проверки в налоговом органе и внебюджетных фондах, закрыть счета в банках, уничтожить печати и штампы, сдать документацию, подлежащую обязательному хранению, в архивные органы, аннулировать коды Госкомстата и как завершение ликвидации получить свидетельство об исключении из реестра юридических лиц, выдаваемое в регистрирующем органе.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для регистрации ликвидация юридического лица в регистрирующий орган представляются следующее документы: