Юридическая характеристика современной Российской Конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:19, реферат

Описание работы

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.
Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы.
Основной целью данной работы является характеристика Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1.Понятие Конституции, как Основного Закона государства. 5
2. Сущность Конституции РФ. 14
3. Порядок отмены Конституции РФ. 19
Заключение 20
Список литературы: 21

Работа содержит 1 файл

реферат№34 Кон. право.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

В этой связи видение интерпретатором  конституционной нормы может  не совпадать с представлениями создателей проекта Конституции, и эти представления могут служить лишь одной из отправных точек исследования конституционных положений, но отнюдь не исчерпывают всего богатства их содержания.

Речь в этом смысле идет не о  выяснении позиций создателей проекта, которые очерчивают пределы интерпретации Конституции, а о выявлении объективного смысла самой Конституции, быть может, не совпадающего с субъективными представлениями его создателей. По замечанию Т. Маунца, "толкователь, смотря по обстоятельствам, может понимать Конституцию лучше, чем понимали ее авторы самого текста" .6

Закон о Конституционном  Суде устанавливает также, что его  решения о толковании Конституции  должны быть совместимы с другими его решениями. По делу о толковании Конституции решение не должно противоречить ранее принятым решениям о толковании или решениям по конкретным делам, в которых дано казуальное толкование конституционных норм. Если требование о совместимости между собой решений об официальном толковании Конституции является императивным, то требование о совместимости решений о толковании и решений по конкретным делам является весьма желательным, но не абсолютным.

Толкование Конституции Российской Федерации7, отдельных ее норм дается исключительно на пленарных заседаниях Конституционного Суда. Причем решение о толковании Конституции в отличие от решений по иным делам принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей, что обусловлено правовой, а также общесоциальной значимостью таких решений и возможными юридическими, политическими и иными последствиями. По мнению законодателя, такой порядок принятия решения о толковании Конституции и точно установленное большинство судей являются гарантией от интеграции Суда в текущий политический процесс.

Толкование Конституции Российской Федерации, данное конституционным  Судом, "связывает" все представительные, исполнительные и судебные органы государственной  власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, граждан и их объединения. С момента провозглашения постановления Суда по делу о толковании ранее обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, которая явилась основанием для обращения в Конституционный Суд, считается преодоленной. В отличие от официального толкования неофициальное толкование Конституции и ее норм, осуществляемое различными органами и должностными лицами, а также учеными, практическими работниками, гражданами, нередко обладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное и индивидуальное правосознание и поведение субъектов конституционного права, формальных юридических последствий не порождает.

Официальное толкование, даваемое решением Конституционного Суда, обязательно  на всей территории Российской Федерации, для зарубежных органов внешних сношений РФ, а также отечественных юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом.

Любой правоприменитель обязан руководствоваться  тем пониманием положений Конституции  Российской Федерации, которое содержится в постановлении Конституционного Суда. Даваемое Судом толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Конституции. Оно не ограничено временем, в будущем может дополняться или уточняться и разделяет судьбу истолкованной нормы или положения Конституции.

2. Сущность Конституции  РФ.

 

Если понятие конституции определяет те общие  черты, которые выделяют ее  как особое правовое явление, то раскрытие сущности  конституции  связано  с познанием ее глубинной  природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем  состоит сущность конституции, различные  теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений  является трактовка сущности конституции  как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней  божественных предписаний  человеческому  обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории8, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку  возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой  советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным  основаниям.

В  зависимости  от  способа объективирования государственной  воли господствующего класса или  всего общества конституции подразделяются  на писанные,  т.е.  составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов  парламента,  содержащих  нормы конституционного характера,  судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции  можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются  конституции,  для  принятия и изменения которых установлена более сложная процедура,  чем для обычных законов государства.  К гибким конституциям относятся те,  которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке,  т.е. в порядке,  установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические  и республиканские конституции.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними.

Федеральными являются конституции  США, Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе  России.

В зависимости от соответствия или  несоответствия тем  фактическим  общественным отношениям,  которые сложились и господствуют в обществе,  конституции подразделяются на фиктивные  и  действительные9.  Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. 

Действительные же конституции  являются адекватным выражением и воплощением  фактических общественных  отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием  социальной природы политической власти  и  государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и  особое место в системе современного демократического государства,  от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо  отметить, что  Конституция в современном  значении этого понятия является актом, который принимается народом  или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой  идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции  и поныне признается  доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства  демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ  … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает  и вторую сущностную черту конституции  - ее учредительный характер. Поскольку  народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением --учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть   может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции  проявляется и в том, что ее предписания  выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей  конституцию  является особый предмет  конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный  правовой акт. Конституция затрагивает  все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и  другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические  свойства10. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

1. в верховенстве  конституции

2. в ее высшей  юридической силе

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

4. в особой  охране конституции

5. в особом  порядке принятия и пересмотра  конституции, внесения в нее  поправок

Эти юридические свойства Конституции  РФ будут рассмотрены более подробно в рамках главы V.

3. Порядок отмены  Конституции РФ.

Обычный порядок отмены означает на практике, что принята  новая конституция, после чего старая автоматически отменяется. Иногда об этом говорится в законе о введении в действие новой конституции, иногда это само собой подразумевается и происходит автоматически.

Чрезвычайный порядок  отмены конституции – это акт  чрезвычайного законодательства и  связан, как правило, с какими–то  экстраординарными событиями в  стране: государственный переворот, революция и т.д. Иногда после революции или переворотов действие конституции приостанавливается, иногда полностью отменяется, и новый правящий режим объявляет о необходимости принятия новой конституции.

Конституции, принятые после  Второй мировой войны под влиянием Организации Объединенных Наций устанавливали и устанавливают приоритет норм международного права над внутригосударственным правом. Наиболее четко, может быть, это было зафиксировано в ст.25 основного закона ФРГ. По этой статье нормы международного права имеют преимущества перед законами ФРГ. В конституции Франции положение о приоритете международных договоров сопровождается условием, что это производится на условиях взаимности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры.

Одна из важнейших исходных задач  при разработке проекта Конституции  состояла как раз в том, чтобы  создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как  сильные, так и слабые стороны  самой Конституции, обнаруживаются "белые пятна" и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

 

Список литературы:

 

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000.  - 752 с.
  2. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юрид литература , 1999. - 584 с.
  3. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003, 64 с.
  4. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.

Информация о работе Юридическая характеристика современной Российской Конституции