Юридическая характеристика современной Российской Конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:19, реферат

Описание работы

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.
Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы.
Основной целью данной работы является характеристика Конституции Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1.Понятие Конституции, как Основного Закона государства. 5
2. Сущность Конституции РФ. 14
3. Порядок отмены Конституции РФ. 19
Заключение 20
Список литературы: 21

Работа содержит 1 файл

реферат№34 Кон. право.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Владимирский государственный  университет  
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Конституционное  право России

 

ТЕМА: «Юридическая характеристика современной Российской Конституции».

 

Вариант №1

 

 

 

                                                                              

 

 

                                                                              Выполнил:

Студент  гр. 3Ювд-112 

специальность 030500

               Козлова В. Н

 

 

          Проверил:

      доцент, к.ю.н.       

                                                                   Картухин В.Ю.

 

 

 

 

 

 

Владимир 2013

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права,  основным является Конституция.

Именно в конституции устанавливаются  конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими  для конституционно-правового регулирования.

Огромное значение конституции  в жизни всякого общества, ее принципиально  особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы.

Основной целью данной работы является характеристика Конституции Российской Федерации.

Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства, раскрыто понятие Конституции РФ, прослежено изменение термина "Конституции" в течение истории, затронут вопрос об объеме толкования Конституции РФ Конституционным судом.

Во второй главе будет дана характеристика сущности Конституции РФ, ее характерные  черты и условия ее принятия.

В третьей главе речь пойдет о порядке отмены конституции РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие Конституции,  как Основного Закона государства.

 

     Конституция1 - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя,  права и свободы человека и гражданина.  Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Термин "конституция" ( с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения  одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка "основной закон", которая теперь часто используется как синоним слова "конституция".

Термин "конституция" употребляется  много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным.

Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были  некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций   (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права. 

Конституция в любом государстве  - это правовой акт высшей юридической  силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной  и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция  как Основной закон  государства учреждает политическую форму существования общества,  систему государственных  органов,  устанавливает  порядок их формирования и способ функционирования,  закрепляет права и свободы  человека  и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения,  принципиальные положения  и основополагающие устои общества,  политическую форму его существования,  конституция служит правовой  базой  для текущего законодательства. 

В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются  положения  конституции.  Причем, важно  подчеркнуть,  что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию.

Соответствуя Основному закону государства, текущее  законодательство  наполняет его положения конкретным содержанием.  При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется  стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены  двумя обстоятельствами.  Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не  подвержена  постоянным изменениям.  во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности  и долговечности.

Таким образом,  все  другие  законы  и  правовые  предписания властных  структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции2. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей  конституции в любой стране  должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе  всеобщего избирательного права, и т.п.  то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации.

Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в  конституционный  текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Термин "конституция" в действующей  Конституции Российской Федерации  в различных словосочетаниях  встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретаций данного термина  позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки, которые вкладывались в него создателями Конституции или сложились независимо от их воли и должны учитываться в процессе ее практического применения.

В частности, Конституция есть закон, обладающий особыми гарантиями стабильности, и потому может быть подвергнута новации или пересмотру в особом, установленном ею самой порядке: она является законом, учреждающим государство, систему его органов, порядок их формирования, компетенцию, характер их взаимоотношений с местным самоуправлением; Конституция также есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа; она представляет собой юридический способ формализации государственного строя России путем установления его фундаментальных законодательных основ; Конституция есть закон, определяющий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих этим правам обязанностей на государство; она является также способом закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить какие бы то ни было правовые акты, действующие в государстве, и т.д.

Таким образом, понятие Конституции чрезвычайно  сложно выразить в краткой дефиниции, имеющей универсальное значение, необходим учет ее различных аспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной срез может оказаться превалирующим и играть доминирующую роль в интерпретации соответствующего конституционного положения.

Конституция есть основной закон государства3. Она регламентирует также основы социально-экономической и духовной жизни общества и его политической системы. При этом, однако, несмотря на широту ее нормативного содержания.

Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, который отличался бы завершенностью или системной законченностью, ибо регулирует, причем нередко в достаточно общих чертах, лишь наиболее важные сферы общественных отношений. В ней возможны явные или скрытые пробелы, в принципе неизбежные в любой Конституции, а также действительные или мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация конституционных положений, в том числе и в процессе правоприменения, или детальное урегулирование многих сфер общественных отношений осуществляется иными правовыми средствами и способами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона.

Этим обусловлена значимость толкования Конституции Российской Федерации, которое ею отнесено к компетенции  Конституционного Суда Российской Федерации. Именно Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать объективный смысл Конституции, присущую ей функцию рационализации и стабилизации социума и ограничения государственной власти в смысле ее возможностей вторжения в сферу индивидуальной автономии личности и гражданского общества и их конкретных проявлений.

Отсюда не следует, что интерпретация Конституции  не осуществляется другими субъектами права. Конституционное закрепление  данного права у Конституционного суда означает лишь, что никакой  иной орган государственной власти в Российской Федерации - федеральный или субъекта Российской Федерации - не может давать официального и обязательного для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений толкования Конституции Российской Федерации.

Это исключительная прерогатива именно Конституционного Суда, если, конечно, не принимать во внимание гипотетическую возможность  ее толкования самим конституционным  законодателем - народом - на референдуме.

И для конституционного права в силу недостаточной конкретности его основного источника и  широты конституционных положений, допускающих различные интерпретации, толкование имеет более важное значение, чем в иных отраслях права, в которых  нормирование значительно более детализировано.

Не выработано нормативного определения  понятия "толкование Конституции  Российской Федерации". Лишь в Федеральном  конституционном законе "О Конституционном  Суде Российской Федерации" говорится  о "неопределенности в понимании положений Конституции", которое преодолевается толкованием Конституционного Суда. Все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона.

Прецеденты, создаваемые Судом, как  и акты собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений.

Это можно вывести из ст. 6 Закона, согласно, которой решения Суда обязательны не только для участников конституционного спора, но и иных субъектов права.

Таким образом, толкование Конституции  Российской Федерации состоит в  преодолении Конституционным Судом  неопределенности в понимании ее положений, в выяснении ее объективного смысла и выявлении содержащихся в ней позитивных правовых принципов4. По существу толкование Конституции есть один из способов ее конкретизации, предшествующей применению ее норм.

Вопрос об объеме толкования (адекватном, расширительном, ограничительном), способах толкования (систематическом, филологическом, историко-политическом, логическом), значении цели в истолковании конституционной нормы (телеологическое толкование) не получил разрешения в Конституции и Законе о Конституционном Суде.

Однако некоторые требования к  осуществляемому Судом толкованию Конституции в этих актах, а также  решениях самого Конституционного Суда сформулированы либо могут быть из них выведены.

В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции5 никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Иными словами, полученные в процессе конкретизации отдельной конституционной нормы результаты не должны противоречить содержанию других конституционных норм или в целом Конституции, ее фундаментальным основам.

Поэтому толкование Конституции и  ее норм требует в каждом конкретном случае тщательного учета дословного текста толкуемого положения, историю  его возникновения, место в системе  Конституции, его смысл и цель.

Однако объективный смысл Конституции  не должен рассматриваться как нечто  неизменное и неподвижное. В течение  периода своего действия (а Конституция, как правило, рассчитана на долговременное действие) она может меняться под  влиянием объективных обстоятельств. Речь идет не о новации текста Конституции, но о "молчаливом превращении" Конституции, т.е. ее изменении без изменения конституционного текста.

Информация о работе Юридическая характеристика современной Российской Конституции