Избирательное право

Автор: a*******************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:09, реферат

Описание работы

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа- Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг

Работа содержит 1 файл

об избирательном праве.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

      В случае совершения указанных нарушений  избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов). Такое предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

      Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

      Предвыборная  агитация начинается со дня регистрации  кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В течение  трех дней до дня выборов, включая  день голосования, опубликование результатов  опросов общественного мнения, прогнозов  результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

     Голосование на выборах в Российской Федерации  проводится, как правило, в один из календарных выходных дней.

      О времени и дате голосования участковые, избирательные комиссии обязаны  оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного или повторного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

      Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в списки избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной (за 15-4 дня) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

     Голосование проводится путем нанесения избирателем  в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся  к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списка кандидатов)".

     Каждый  избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать избиратели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем  в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

      Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

      Член  участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия  в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

      Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

      В целях исключения возможности фальсификации  итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.

     После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет  протокол об итогах голосования.

     Далее составляется протокол окружной избирательной  комиссией, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

      Окружная  избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

      Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные  бюллетени, подлежит хранению в течение  сроков, установленных законодательством.

     Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

      Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией не позднее одного месяца со дня голосования.

      Официальное опубликование полных данных о результатах  выборов осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

      Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета  (федерального,  субъекта федерации, местного).

      Кандидаты создают собственные избирательные  фонды для финансирования своей  предвыборной кампании. При выборах  в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.

     Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:

      средств, выделенных избирательному объединению  или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;

      собственных средств избирательного объединения  или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют  иностранные источники;

      средств, выделенных кандидату выдвинувшим  его избирательным объединением;

    добровольных  пожертвований физических и юридических  лиц.

      В  целях  предвыборной  агитации  допускается  использование только денежных средств, перечисленных в  избирательные фонды.

      Законодательством   устанавливаются   предельные   размеры перечисляемых   в   избирательные   фонды   собственных   средств кандидата  или  избирательного  объединения,  а  также  средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

      Все  денежные  средства,   создающие  избирательный  фонд, перечисляются  на  специальный  счет  в  банке  или  кредитном учреждении,  который  открывается  кандидатом или  избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов).

      Остатки денежных средств на счетах после  завершения выборов перечисляются  пропорционально  вложенным  средствам  на  текущие (расчетные) счета организаций  и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

      Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица, проводящие агитацию в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 

4. Совершенствование  избирательной системы  текущим законодательством

 
     Избирательное право Российской Федерации находится в стадии своего развития.

      Российская  Федерация, следуя международным принципам  и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что "носителем суверенитета и  единственным источником власти признается ее многонациональный народ...". "Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы" 7.

      В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа  избирательного законодательства, целью  которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты:

        – обеспечение равенства прав избирателей граждан Российской Федерации;

        – достижение представительства в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этно-территориальных и политических групп;

        – использование всеми субъектами избирательного процесса демократических методов политической борьбы, исключающих доминирование отдельных политических групп и должностных лиц;

        –  обеспечение демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и проведения выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

      Разрабатывая  стратегию совершенствования избирательного законодательства, важно иметь в  виду, что на этом пути нет легких и одномерных решений.

      Так например, много споров вызывает законодательная  норма о возможности двойного выдвижения кандидатов. В данной связи может быть полезен опыт немецкого закона о выборах, ряд положений которого послужил моделью при разработке российского избирательного законодательства. Согласно этому закону партия, сумевшая провести своего представителя в Бундестаг и по земельному списку, и по избирательному округу, теряет столько голосов из числа поданных за ее список, сколько отдано в поддержку ее кандидата в избирательном округе. Таким образом, удваивая шансы наиболее ценных своих представителей, партия платит за эту страховку вполне адекватную цену. Подобный принцип предлагалось ввести и в наше законодательство. Однако в новом законе о выборах, принятом в 1997 году было реализовано иное решение: 5 процентный барьер для утверждения кандидатов законодатель заменил на 2-х процентный, сохранив и принцип двойного выдвижения.

      Если  в этой связи обратиться к результатам  выборов 1995 года, то становится видно, что в структуре предпочтений электората помимо четверки победителей, перешагнувших пятипроцентный барьер, четко выделяется группа лидеров второго эшелона, набравших более 2% голосов ("Женщины России", "Коммунисты - Трудовая Россия", ДВР, Партия самоуправления трудящихся, "Держава", "Вперед, Россия" и др.). Они в своей совокупности являются довольно точным слепком с нынешнего политического спектра с его левым и правым радикальными флангами, с лево- и правоориентированным центром, с его национал-патриотической составляющей. В эту группу лидеров в основном вошли те, кто отражает признанные в обществе политические позиции и при соответствующем раскладе политической конъюнктуры способен на равных конкурировать с нынешними победителями.

Информация о работе Избирательное право