Автор: a*******************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:09, реферат
В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа- Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг
Основанием для включения гражданина в список избирателей является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Основания
и порядок составления списков
избирателей устанавливаются в
соответствующих федеральных
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течении 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
В
Российской Федерации используется
территориальный принцип
Избирательный округ избирательная территориальная единица, образуемая в порядке, устанавливаемом законодательством для проведения выборов.
Избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:
– примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15%; при образовании избирательного округа на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами может превышать указанные пределы, но не более чем на 30%. Это требование не применяется, если федеральным законодательством устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации.
– избирательный округ
При
соблюдении указанных требований учитывается
административно-
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке и не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
В местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках? Избирательные участки могут образовываться и в воинских частях.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.
Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в соответствии с существующим законодательством, а также по проведению референдума Российской Федерации.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - 4 года. Она состоит из 15 членов, которые назначаются (по 5 человек) Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; осуществляет меры по организации однообразной системы подведения итогов голосования и установление результатов выборов.
Она распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В состав избирательной комиссии могут быть назначены от каждого кандидата по одному члену с правом совещательного голоса.
Избирательные комиссии действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации устанавливается ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ Российской Федерации, но не может быть более 5 лет и менее срока полномочий законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (или менее срока полномочий однократно избранного депутата указанного органа).
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и от органов местного самоуправления.
Право выдвижения и регистрации кандидатов (списка кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Решения
о выдвижении кандидата от избирательного
объединения принимаются
Для совместного участия в выборах общественные объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок -добровольное объединение двух или более общественных объединений. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов.
Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации принимается избирательной комиссией в установленный законом срок (10 или 5 дней). В случае отказа кандидату немедленно должна быть выдана копия решения комиссии с изложением мотивов.
Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены по инициативе администрации (работодателя) с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.
Государство обеспечивает проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления не являющиеся кандидатами.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.
Не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.