История юридического образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Одной из особенностей русской юриспруденции является непреодолимый разрыв между юридической теорией и юридической практикой. В России юридическая деятельность всегда осуществлялась вопреки юридической науке. Специалисту с юридическим дипломом на любом конкретном месте работы и сегодня о дипломе лучше побыстрее забыть. Об этом мгновенно скажет начальство, да и старожилы ведомства будут постоянно напоминать. У нас всегда считалось, что учит тот, кто сам делать ничего не умеет. Впрочем, не нами сказано, что высшее образование – это лишь то, что останется, когда вы забудете все, чему вас учили в университете.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Юридическое образование в России………………………...4
Преобразование юриспруденции…………………………...7
Советская юриспруденция………………………………….11
Заключение…………………………………………………..16
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

исторя юридическогоо образования в России.docx

— 39.40 Кб (Скачать)

 

Советская юриспруденция

юридическое образование  юриспруденция

С момента своего водворения Советская власть объявила себя властью  рабочих и крестьян и декретами  «О правилах приема в высшие учебные  заведения», «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных  ученых и высших учебных заведений» отменила в 1918 г. сложившиеся в подготовке юридических кадров порядки. Вместо юридических факультетов в вузах  старых и новых (такие были открыты  в Нижнем Новгороде, Воронеже, Днепропетровске, Иркутске, Екатеринбурге и других городах) создавались факультеты общественных наук и подготовительные рабочие факультеты, ученые степени и ученые звания отменялись. Обязательным условием обучения на этих факультетах стало не предшествовавшее образование, как было раньше, а направление от партийных или советских органов. Сроки обучения снижались до трех лет, вводились практика, семинарские занятия, вечерняя и заочная формы подготовки. Для формирования новых преподавательских кадров в Москве и Петрограде были открыты Институты красной профессуры.

Начиная с 1925 г. из факультетов  общественных наук стали выделять факультеты советского права, а в 1931 г. на базе таких  факультетов в Москве, Ленинграде, Саратове, Свердловске, Казани, Минске были образованы Юридические институты. В Москве появился еще и Центральный  заочный институт (с 1937 г. – Всесоюзный юридический заочный институт с  филиалами в двух десятках городов, в том числе в Хабаровске). В  этих институтах вводилось четырехлетнее  обучение, были учреждены ученые степени  кандидата и доктора юридических  наук, ученые звания доцента и профессора по определенной кафедре. До наших дней уцелели Саратовский и Екатеринбургский институты (теперь – академии), на базе Хабаровского филиала ВЮЗИ тоже создана  правовая академия. В 1942 г. в университетах  были восстановлены юридические  факультеты с пятилетним сроком обучения по единому учебному плану. Сохранялись  особые условия приема на такие факультеты, т.е. для поступающих был обязателен трехлетний трудовой стаж (к нему приравнивалась служба в армии), рекомендации партийных, комсомольских или советских  органов.

Дефицит юридических кадров не заботил советскую власть, как, впрочем, не смущало это нашу власть никогда. В советских вузах готовилось лишь до 70% нужных государству специалистов по праву. Даже в «развитом социалистическом обществе» в начале 80-х гг. из каждой 1000 человек юридического персонала  высшее юридическое образование  имел только 7717. Численность обучающихся на юридических факультетах партийными властями тщательно регулировалась. В 20-е гг. ежегодно из учебных заведений выпускалось по 500 правоведов, в 30-е гг. – лишь по 300, а начиная с 50-х гг. – снова по 500 человек. Стоит напомнить, что речь идет о стране с более чем 200-миллионным населением и только плановых показателях, и если население у нас до XXI в. неизменно из года в год росло, то планы с такой же неизменностью не выполнялись. В начале 60-х гг. советская система подготовки юристов в вузах обрела стабильную форму, т.е. для того чтобы заменить прежнюю, создававшуюся с огромным трудом почти двести лет, хватило всего сорока. Обучение велось по специальности «правоведение» в течение 5 лет на дневном и 6 лет на заочном отделениях по единому учебному плану, предусматривавшему четыре специализации: государственно-правовую, уголовно-правовую, гражданско-правовую, международно-правовую. К концу 80-х гг. юристов готовили в 48 университетах и 5 юридических институтах, а также в сети учебных заведений Министерства внутренних дел (высших школах милиции). Численность студентов приближалась к 100 тысячам, при населении страны в 260 млн чел.

О требованиях, которые предъявлялись  к советским юристам, можно судить по Квалификационной характеристике по специальности 1801-правоведение, утвержденной Минвузом СССР после согласования с  министерствами и ведомствами, для  которых велась подготовка специалистов в конце 80-х гг. В этом документе, обязательном для всех вузов, в частности  говорилось: «В соответствии с требованиями теории и практики коммунистического  строительства советский специалист должен иметь высокий уровень  профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистско-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны, быть убежденным патриотом и интернационалистом, достойным представителем общенародной социалистической интеллигенции. Советский специалист обязан активно проводить в жизнь политику КПСС, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины.» Учебный план включал цикл дисциплин марксистско-ленинской подготовки на всех пяти курсах обучения с итоговой государственной аттестацией, а также циклы общепрофессиональных и специальных дисциплин. Характерной чертой всех учебных дисциплин было указание на их социалистическое содержание, неизмеримо превосходившее любые буржуазные аналоги. Кроме таких собственно отечественных предметов как советское строительство (не в архитектурном, а в административном смысле), колхозно-кооперативное право, правовые основы социалистического самоуправления трудовых коллективов и т.п., изучались – советское гражданское право, советское трудовое право, советское уголовное право, советский гражданский процесс, советский уголовный процесс и т.п., а также государственное право зарубежных социалистических стран, буржуазных стран и развивающихся стран (бывших колоний), хозяйственное право стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи (в него входили просоветские государства Европы, Азии, Америки) и пр.

После принятия в 1993 г. очередной  и по ныне действующей Конституции  Российской Федерации, требования к  юридическому образованию изменились кардинально. Сегодня, на рубеже XX-XXI веков, как и сто лет назад – на рубеже XIX-XX веков, в России заметно выросло количество юридических вузов и число студентов, изучающих юриспруденцию. Сняты ограничения советской поры на доступ к юридическому образованию, активно развивается правотворчество, меняется правоприменительная практика, растет правосудие, принципиально переменилось правосознание. В Квалификационной характеристике ныне применяющегося для подготовки юристов госстандарта, принятого в 2000 г., говорится, что юрист должен «обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.»

 

 

Заключение

 

Итак, не трудно заметить в  характеристиках, разделенных двумя  десятками лет, при преемственности  пафоса, очевидную перемену коммунистической идеологизированности на либеральную. Все это – свидетельства превращения  правовой системы идеологического  типа в правовую систему юридического типа, поскольку сам либерализм в  симбиозе с консерватизмом и социализмом  представляет собой именно юридическое  европейское мировоззрение. В этом мировоззрении русский юрист  черпал и черпает вдохновение, он находит оправдание своего ремесла  не в индуизме или шариате, даже не в христианстве, а в римском  праве. В отличие от любой идеологической правовой системы (религиозной или  светской), римская покоилась на признании права «несовершенного  человека», в ней воплощалось  уважение к данности, к тому, что  происходит с человеком «здесь»  и «сейчас», а не в «прекрасном  далеко». Напоминая о поговорке  «summum jus, summa injuria» («высшая законность – высшее беззаконие»)8. Цицерон, Секст Эмпирик, да и многие другие обращали внимание как раз на это – часто несправедливость проистекает из крючкотворства, чрезмерно хитростного, злокозненного истолкования права. Наверное поэтому, Госстандарт подготовки бакалавров и магистров юриспруденции (с 2009 г.), при общей характеристике направления подготовки разделяет цели в области обучения специалиста и цели в области воспитания личности, характеризуя их весьма лаконично. Так, в области воспитания будущего юриста целями являются: «Формирование у обучающихся следующих социально-политических и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; чувство профессионального долга; организованность; коммуникативность; толерантность; общая культура».

 

Список литературы

 

  1. Левчено В.М. и др. История государственной службы России. Иркутск, 2008.
  2. Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 2010.
  3. Кодан С.В. Школа профессоров российского права М.М.Сперанского.// Государство и право. - 2008, № 9.
  4. Документы цитируются по: Реформы Александра II. М., 2008.
  5. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII – 1917 г.М.,2004.
  6. Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866-1904 гг. Тула,2010.
  7. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г.М.,2009. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре России. Томск, 2008.
  8. Основные задачи науки советского социалистического права. М., 2008, с.183.
  9. Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М.,2006. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.,2008. Колоскова И.Ю., Соколов Н.Я. Юристы как социально-профессиональная группа (Советский период). // Государство и право. - 2009, № 10.
  10. Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

1 См.: Кодан С.В. Школа профессоров российского права М.М.Сперанского.// Государство и право. - 2008, № 9.

2 Документы цитируются по: Реформы Александра II. М., 2008.

3 См.: Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII – 1917 г.М.,2004.

4 Рассчитано нами по материалам в: Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866-1904 гг. Тула,2010.

5 Рассчитано нами по материалам в: Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г.М.,2009. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре России. Томск, 2008.

6 Основные задачи науки советского социалистического права. М., 2008, с.183.

7 См.: Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М.,2006. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.,2008. Колоскова И.Ю., Соколов Н.Я. Юристы как социально-профессиональная группа (Советский период). // Государство и право. - 2009, № 10.

8 См.: Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. М., 2009.

 


Информация о работе История юридического образования России