История юридического образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Одной из особенностей русской юриспруденции является непреодолимый разрыв между юридической теорией и юридической практикой. В России юридическая деятельность всегда осуществлялась вопреки юридической науке. Специалисту с юридическим дипломом на любом конкретном месте работы и сегодня о дипломе лучше побыстрее забыть. Об этом мгновенно скажет начальство, да и старожилы ведомства будут постоянно напоминать. У нас всегда считалось, что учит тот, кто сам делать ничего не умеет. Впрочем, не нами сказано, что высшее образование – это лишь то, что останется, когда вы забудете все, чему вас учили в университете.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Юридическое образование в России………………………...4
Преобразование юриспруденции…………………………...7
Советская юриспруденция………………………………….11
Заключение…………………………………………………..16
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

исторя юридическогоо образования в России.docx

— 39.40 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

                                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                        по "Введение в юриспруденцию"

 

         

 

                 Тема:  История юридического образования России.

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                                        Исполнитель: студент гр.  

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                           

 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………….3
  2. Юридическое образование в России………………………...4
  3. Преобразование юриспруденции…………………………...7
  4. Советская юриспруденция………………………………….11
  5. Заключение…………………………………………………..16
  6. Список используемой литературы………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Считается, что европейская  система образования ведет свое начало с 1158 г., когда в итальянской  Болонье на базе христианской католической юридической школы появился первый университет, которых к началу XV в. насчитывалось в разных городах уже около 60. До XVII-XVIII вв. изучалось в них исключительно римское и католическое право, по причине церковно-языковых различий на Руси не принимавшиеся. Уважения к дипломированному специалисту, традиционного для европейцев, у нас тоже не разделяли.

Одной из особенностей русской  юриспруденции является непреодолимый  разрыв между юридической теорией  и юридической практикой. В России юридическая деятельность всегда осуществлялась вопреки юридической науке. Специалисту  с юридическим дипломом на любом  конкретном месте работы и сегодня  о дипломе лучше побыстрее  забыть. Об этом мгновенно скажет начальство, да и старожилы ведомства будут  постоянно напоминать. У нас всегда считалось, что учит тот, кто сам  делать ничего не умеет. Впрочем, не нами сказано, что высшее образование  – это лишь то, что останется, когда вы забудете все, чему вас учили  в университете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юридическое образование в России

 

Впервые в России пытались учить юриспруденции в Университете при созданной в 1725 г. в новой  столице государства Петербурге по плану Петра I Академии наук и художеств. Это был неудачный опыт. Юридический факультет начал работать и в Московском университете, открытом в 1755 г., но до первой четверти XIX в. из зачаточного состояния так и не вышел. О Московском университете отрицательно отзывался А.С. Пушкин, может быть потому, что сам закончил в 1817 г. Царскосельский лицей. С 1811 г. кроме этого лицея, юридическое образование можно было получить в Ярославле в Демидовском лицее. Хотя в 1804 г. было открыто еще два университета (в Казани и в Харькове), а в 1819 г. - Петербургский университет, положение с юридическим образованием не изменилось. Сильно помешали война 1812 г., а потом события, порожденные декабрем 1825 г., которые обескровили и парализовали просвещенные слои общества. В 1835 г. был принят новый Университетский Устав, вступил в действие Свод законов Российской Империи, в Петербурге было открыто Училище правоведения, приступили к работе первые русские профессора права, которых по программе М.А. Балугьянского и М.М.Сперанского обучили сначала при Комиссии по составлению свода законов, а затем в немецких университетах. Таких было чуть больше десяти человек1. Все это вместе взятое обеспечило реальные возможности готовить русских юристов не на словах, а на деле, и юридическое образование в нашей стране вступило в этап своего становления, который завершился к началу 70-х годов XIX века.

Русское юридическое образование  достигло зрелого состояния благодаря  крестьянской, судебной и полицейской  реформам 1861-1864 гг., вступления в силу Университетского и Гимназического уставов 1863-1864 гг., появления отечественной юридической науки. К Царскосельскому и Демидовскому добавился еще и Лицей имени цесаревича Николая (Катковский), открытый в 1869 г. Стали выше цениться дипломы, выдававшиеся в Военно-юридической академии (с 1867 г.) и Военно-юридическом училище (с 1869 г.). Открылись юридические факультеты в Новороссийском (в Одессе с 1865 г.) и Томском (с 1898 г.) университетах. По «Общему Уставу Императорских Российских Университетов» (параграфы 85 и 86) в студенты университета принимались молодые люди, достигшие 17-летнего возраста и успешно окончившие гимназический курс или представившие документы об образовании, соответствующем гимназическому2. В «Уставе гимназий и прогимназий» (параграф 39) перечислялись следующие предметы, составлявшие учебный курс классической гимназии: Закон Божий; русский язык с церковнославянским и словесность; латинский язык; греческий язык; математика; физика; космография; история; география; естественная история; немецкий язык; французский язык; чистописание, рисование и черчение.

На юридическом факультете по Университетскому Уставу (параграф 15) полагалось иметь тринадцать кафедр «при 13 профессорах и 6 доцентах». Здесь  названы следующие кафедры: 1.Энциклопедия права: а) энциклопедия юридических  и политических наук, б) история философии  права; 2. История важнейших иностранных  законодательств древних и новых; 3. История русского права; 4.История  славянских законодательств; 5.Римское  право: а) история римского права, б)догматика  римского гражданского права, в)византийское право; 6. Государственное право: а)теория государства и права, б)государственное  право важнейших иностранных  государств, в) русское государственное  право; 7.Гражданское право и гражданское  судоустройство и судопроизводство; 8.Уголовное право и уголовное  судоустройство и судопроизводство; 9.Полицейское право: а) учение о безопасности (законы благочиния), б)учение о благосостоянии (законы благоустройства); 10. Финансовое право: а) теория финансов, б) русское финансовое право; 11.Международное право; 12. Политическая экономия и статистика; 13. Церковное законоведение.

На усвоение учебного плана  отводилось четыре года (8 семестров), но вуз имел право сокращать этот стандартный срок обучения до 4 семестров  или продлевать его до 12 семестров. Экзамены проводились в конце  учебного года, а показанные студентами знания оценивались тремя способами: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащимся, успешно  выдержавшим все экзамены, предусмотренные  учебным планом, выдавался диплом и присваивалось звание «действительного студента». Отдельным выпускникам, которые готовили и защищали на факультете конкурсные диссертации, присваивалась  ученая степень «кандидата прав»  и им выдавались медали («золотая»  или «серебряная»). Научные исследования по юриспруденции велись тоже преимущественно  на университетских факультетах, а  их результаты могли быть представлены Совету университета по направлению  факультета для защиты в виде магистерских и докторских диссертаций. На этот счет в Уставе (параграф 113) говорилось: «Ученые  степени приобретаются в порядке  их постепенности и в установленные  сроки: кандидат через год может  искать степени магистра, а магистр  – через год степени доктора.»

Выпускник университета мог  быть оставлен при определенной кафедре  для «приготовления к профессорскому званию», т.е. стать магистрантом и  написать докторскую диссертацию. Требования были очень высокими как к магистерскому  экзамену, так и самой диссертации. Практиковались командировки в зарубежные университеты за счет государства обычно на два года. Сам магистерский экзамен  принимался на собрании всех профессоров  факультета и представлял собой  развернутую беседу по проблемам  основных юридических наук. Так, в Петербургском университете, как вспоминал П.А. Сорокин, такой экзамен у него длился четыре дня – три первых заняли беседы по проблемам уголовного права, судопроизводства, государственного права, а в последний он писал работу по теме, которую ему предложила комиссия и которой он заранее не знал. Сдав такой экзамен можно было претендовать на должность доцента. Стать профессором можно было после публичной защиты диссертации, которая предварительно публиковалась в виде книги. Защита проходила на общем собрании профессоров и преподавателей факультета, присутствовать на котором, задавать вопросы и выступать в прениях мог любой желающий. Обычно это занимало 5-7 часов. По подсчетам специалистов, всего в России до 1917 г. было защищено около 8 000 диссертаций, примерно 1 800 из которых – по юриспруденции3.

 

Преобразование  юриспруденции

 

В начале XX века юриспруденция в России находилась на уровне тогдашних передовых стран, по некоторым характеристикам опережая других, по некоторым – отставая. Так, наша страна вполне очевидно отставала по количеству частнопрактикующих юристов. На начало века в США один адвокат приходился на 1016 человек населения страны, в Англии – на 1238, во Франции – на 1975, а в России – на 371724. Но юридическое образование развивалось достаточно быстро, становилось более доступным, в том числе и для женщин. На январь 1917 г. в стране было 124 вуза (65 государственных и 59 негосударственных), в которых училось 123 тыс. студентов и работало 4,5 тыс. преподавателей, из них не менее 53 тыс. человек изучало юриспруденцию, а 1,8 тыс. – ее преподавало и это при 160 млн чел. населения5. Существенные перемены в общественно-политической жизни страны были гарантированы, опубликованным 17 октября 1905 г. последним, как оказалось, Императором России Николаем II «Манифестом об усовершенствовании государственного порядка.» Но через девять лет началась мировая война, а в 1917 г. страна вступила в полосу революционных потрясений и гражданской войны, закончившуюся установлением диктатуры большевистской партии, которую сама партия назвала «диктатурой пролетариата». В полосу кризиса вступила тогда не одна Россия. И если наш народ ответил на этот кризис коммунизмом, то итальянский – фашизмом, а немецкий – нацизмом, что привело в 1939 г. к уже Второй мировой войне, завершившейся лишь в 1945 г. После этого коммунизм господствовал у нас в стране еще почти пятьдесят лет.

Декларация и Договор  об образовании Союза Советских  Социалистических Республик были приняты  в декабре 1922 г., а денонсированы  в декабре 1991 г. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (позже слова «социалистическая» и «советская» в названии местами  поменяли) была ядром СССР и хотя государство называлось федеративным, оно представляло собой чрезвычайно  централизованное коммунистическое партийное  государство. Правовая система страны из системы юридического типа, черты  которой она явно стала обретать к началу XX в., превратилась в коммунистическую правовую систему, т.е. правовую систему идеологического типа. Более или менее наглядно сегодня такой тип демонстрирует Корейская Народная Демократическая Республика. Она была создана, кстати сказать, благодаря присутствию Советской Армии после завершения Второй мировой войны на севере Корейского полуострова. На юге этого полуострова в Корейской Республике стремятся поддерживать юридические порядки.

В работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, каждая строчка которых  коммунистами была превращена в священное  писание, достаточно последовательно  просматривается радикально-социологическое  истолкование государственно-правовой проблематики и яростно разоблачается  юридическое мировоззрение, которому противопоставляется коммунистическое. Как оказалось на деле, следовать  коммунистическому учению, согласно которому общественное развитие во всемирно-историческом масштабе через пролетарскую революцию  и диктатуру пролетариата неизбежно  приведет сначала к социализму, а  потом к коммунизму, при котором  не будет государства и права, пришлось в условиях государственно-правовой организованности общества. Нужно было соединить теологические представления  о неизбежности отмирания государства  и права с прагматистской идеей  возрастания роли государства и  права в строительстве коммунизма. Практически все это вылилось в ужасающий террор внутри страны, завершившийся созданием партийно-государственного монстра, аналоги которому во всеобщей истории встречаются достаточно часто. Очевидность совпадения реальных порядков в нашей стране с порядками, устанавливавшимися в эти же годы в Италии и Германии, фактическое  тождество внешней политики коммунистов  и фашистов, вылившееся во Вторую мировую  войну, окончательно дискредитировали коммунистическую идеологию. Внутри страны все это трактовалось как трудности  построения коммунизма, усугубленные враждебной политикой мирового империализма.

В области теоретической  юриспруденции во всех ее европейских  течениях отечественные специалисты  первой четверти XX века находились на передовых позициях. Можно уверенно говорить, что Н.М. Коркунов и С.А. Муромцев стали основателями социологического правопонимания, которое особенно прославили за рубежом М.М. Ковалевский и П.Г. Виноградов. Существенный вклад в это перспективное в юриспруденции направление внесли изгнанные из Страны Советов П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гурвич, которых в США и Франции стали называть американскими и французскими учеными, а на Родине проклинать как антикоммунистов. Создателем психологической теории права стал Л.И.Петражицкий, которого не без оснований считают крупнейшим теоретиком юриспруденции XX в. В Советской России ему работать не дали. Особую значимость по общеевропейским меркам обрели оригинальные метафизические учения о праве П.И. Новгородцева, Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, тоже закончивших жизненный путь на чужбине и долгие годы у себя на Родине упоминавшиеся лишь в связи с антисоветизмом. Многие считают, что подлинно русскими юридическими концепциями являются теологические теории В.С. Соловьева и И.А. Ильина. О последнем в СССР изредка вспоминали с проклятьями как идеологе «белогвардейщины». Не удивительно, что на первых порах в политико-правовой теории такие видные советские государственные деятели, как Л.Д. Троцкий, продолжали теологические искания своих предшественников; другие, как Д.И. Курский, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, в более умеренном тоне развивали социологические представления; третьи, как М.А. Рейснер, - психологическую теорию права. Только трое из них закончили жизненный путь своей смертью, Троцкий и Пашуканис, как злейшие враги народа, были казнены. Многие ученые-юристы этого же поколения либо сами покинули страну, либо были высланы, другие – если не погибли, то навсегда замолчали.

К концу 30-х гг. сформировалось уже советское поколение научно-педагогических работников, которые строили свое правопонимание на официально принятом в 1938 г. определении, сформулированном А.Я. Вышинским так: «Право есть совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего  класса, установленных в законодательном  порядке, а также обычаев и  правил общежития, санкционированных  государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства, в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу»6. Основанное на философском позитивизме и явно нормативистское по теоретической принадлежности, это определение выдавалось за высшее достижение марксистско-ленинской обществоведческой мысли. Любые попытки сопоставить его с подлинными текстами основоположников этой мысли неизменно трактовались как ревизионизм и яростно искоренялись. В 40-е гг. были опубликованы учебники как по теоретико-историческому, так и по отраслевому и специальному циклам советского правоведения, что позволило восстановить в университетах страны юридические факультеты и готовить на них новое поколение юристов, теперь уже советских, которые верой и правдой служили бы делу Коммунистической партии Советского Союза по увеличению роли государства и права в строительстве безгосударственного коммунистического общества с неюридическим общественным самоуправлением.

Информация о работе История юридического образования России