Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:17, контрольная работа
Одной из особенностей русской юриспруденции является непреодолимый разрыв между юридической теорией и юридической практикой. В России юридическая деятельность всегда осуществлялась вопреки юридической науке. Специалисту с юридическим дипломом на любом конкретном месте работы и сегодня о дипломе лучше побыстрее забыть. Об этом мгновенно скажет начальство, да и старожилы ведомства будут постоянно напоминать. У нас всегда считалось, что учит тот, кто сам делать ничего не умеет. Впрочем, не нами сказано, что высшее образование – это лишь то, что останется, когда вы забудете все, чему вас учили в университете.
Введение……………………………………………………….3
Юридическое образование в России………………………...4
Преобразование юриспруденции…………………………...7
Советская юриспруденция………………………………….11
Заключение…………………………………………………..16
Список используемой литературы……………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дистанционного образования
Тема: История юридического образования России.
Исполнитель: студент гр.
Содержание
Введение
Считается, что европейская система образования ведет свое начало с 1158 г., когда в итальянской Болонье на базе христианской католической юридической школы появился первый университет, которых к началу XV в. насчитывалось в разных городах уже около 60. До XVII-XVIII вв. изучалось в них исключительно римское и католическое право, по причине церковно-языковых различий на Руси не принимавшиеся. Уважения к дипломированному специалисту, традиционного для европейцев, у нас тоже не разделяли.
Одной из особенностей русской юриспруденции является непреодолимый разрыв между юридической теорией и юридической практикой. В России юридическая деятельность всегда осуществлялась вопреки юридической науке. Специалисту с юридическим дипломом на любом конкретном месте работы и сегодня о дипломе лучше побыстрее забыть. Об этом мгновенно скажет начальство, да и старожилы ведомства будут постоянно напоминать. У нас всегда считалось, что учит тот, кто сам делать ничего не умеет. Впрочем, не нами сказано, что высшее образование – это лишь то, что останется, когда вы забудете все, чему вас учили в университете.
Юридическое образование в России
Впервые в России пытались
учить юриспруденции в
Русское юридическое образование достигло зрелого состояния благодаря крестьянской, судебной и полицейской реформам 1861-1864 гг., вступления в силу Университетского и Гимназического уставов 1863-1864 гг., появления отечественной юридической науки. К Царскосельскому и Демидовскому добавился еще и Лицей имени цесаревича Николая (Катковский), открытый в 1869 г. Стали выше цениться дипломы, выдававшиеся в Военно-юридической академии (с 1867 г.) и Военно-юридическом училище (с 1869 г.). Открылись юридические факультеты в Новороссийском (в Одессе с 1865 г.) и Томском (с 1898 г.) университетах. По «Общему Уставу Императорских Российских Университетов» (параграфы 85 и 86) в студенты университета принимались молодые люди, достигшие 17-летнего возраста и успешно окончившие гимназический курс или представившие документы об образовании, соответствующем гимназическому2. В «Уставе гимназий и прогимназий» (параграф 39) перечислялись следующие предметы, составлявшие учебный курс классической гимназии: Закон Божий; русский язык с церковнославянским и словесность; латинский язык; греческий язык; математика; физика; космография; история; география; естественная история; немецкий язык; французский язык; чистописание, рисование и черчение.
На юридическом факультете
по Университетскому Уставу (параграф
15) полагалось иметь тринадцать кафедр
«при 13 профессорах и 6 доцентах». Здесь
названы следующие кафедры: 1.Энциклопедия
права: а) энциклопедия юридических
и политических наук, б) история философии
права; 2. История важнейших иностранных
законодательств древних и
На усвоение учебного плана
отводилось четыре года (8 семестров), но
вуз имел право сокращать этот
стандартный срок обучения до 4 семестров
или продлевать его до 12 семестров.
Экзамены проводились в конце
учебного года, а показанные студентами
знания оценивались тремя способами:
«весьма удовлетворительно», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно». Учащимся, успешно
выдержавшим все экзамены, предусмотренные
учебным планом, выдавался диплом
и присваивалось звание «действительного
студента». Отдельным выпускникам,
которые готовили и защищали на факультете
конкурсные диссертации, присваивалась
ученая степень «кандидата прав»
и им выдавались медали («золотая»
или «серебряная»). Научные исследования
по юриспруденции велись тоже преимущественно
на университетских факультетах, а
их результаты могли быть представлены
Совету университета по направлению
факультета для защиты в виде магистерских
и докторских диссертаций. На этот счет
в Уставе (параграф 113) говорилось: «Ученые
степени приобретаются в
Выпускник университета мог быть оставлен при определенной кафедре для «приготовления к профессорскому званию», т.е. стать магистрантом и написать докторскую диссертацию. Требования были очень высокими как к магистерскому экзамену, так и самой диссертации. Практиковались командировки в зарубежные университеты за счет государства обычно на два года. Сам магистерский экзамен принимался на собрании всех профессоров факультета и представлял собой развернутую беседу по проблемам основных юридических наук. Так, в Петербургском университете, как вспоминал П.А. Сорокин, такой экзамен у него длился четыре дня – три первых заняли беседы по проблемам уголовного права, судопроизводства, государственного права, а в последний он писал работу по теме, которую ему предложила комиссия и которой он заранее не знал. Сдав такой экзамен можно было претендовать на должность доцента. Стать профессором можно было после публичной защиты диссертации, которая предварительно публиковалась в виде книги. Защита проходила на общем собрании профессоров и преподавателей факультета, присутствовать на котором, задавать вопросы и выступать в прениях мог любой желающий. Обычно это занимало 5-7 часов. По подсчетам специалистов, всего в России до 1917 г. было защищено около 8 000 диссертаций, примерно 1 800 из которых – по юриспруденции3.
Преобразование юриспруденции
В начале XX века юриспруденция в России находилась на уровне тогдашних передовых стран, по некоторым характеристикам опережая других, по некоторым – отставая. Так, наша страна вполне очевидно отставала по количеству частнопрактикующих юристов. На начало века в США один адвокат приходился на 1016 человек населения страны, в Англии – на 1238, во Франции – на 1975, а в России – на 371724. Но юридическое образование развивалось достаточно быстро, становилось более доступным, в том числе и для женщин. На январь 1917 г. в стране было 124 вуза (65 государственных и 59 негосударственных), в которых училось 123 тыс. студентов и работало 4,5 тыс. преподавателей, из них не менее 53 тыс. человек изучало юриспруденцию, а 1,8 тыс. – ее преподавало и это при 160 млн чел. населения5. Существенные перемены в общественно-политической жизни страны были гарантированы, опубликованным 17 октября 1905 г. последним, как оказалось, Императором России Николаем II «Манифестом об усовершенствовании государственного порядка.» Но через девять лет началась мировая война, а в 1917 г. страна вступила в полосу революционных потрясений и гражданской войны, закончившуюся установлением диктатуры большевистской партии, которую сама партия назвала «диктатурой пролетариата». В полосу кризиса вступила тогда не одна Россия. И если наш народ ответил на этот кризис коммунизмом, то итальянский – фашизмом, а немецкий – нацизмом, что привело в 1939 г. к уже Второй мировой войне, завершившейся лишь в 1945 г. После этого коммунизм господствовал у нас в стране еще почти пятьдесят лет.
Декларация и Договор
об образовании Союза Советских
Социалистических Республик были приняты
в декабре 1922 г., а денонсированы
в декабре 1991 г. Российская Социалистическая
Федеративная Советская Республика
(позже слова «
В работах К.Маркса, Ф.Энгельса,
В.И.Ленина, каждая строчка которых
коммунистами была превращена в священное
писание, достаточно последовательно
просматривается радикально-
В области теоретической юриспруденции во всех ее европейских течениях отечественные специалисты первой четверти XX века находились на передовых позициях. Можно уверенно говорить, что Н.М. Коркунов и С.А. Муромцев стали основателями социологического правопонимания, которое особенно прославили за рубежом М.М. Ковалевский и П.Г. Виноградов. Существенный вклад в это перспективное в юриспруденции направление внесли изгнанные из Страны Советов П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гурвич, которых в США и Франции стали называть американскими и французскими учеными, а на Родине проклинать как антикоммунистов. Создателем психологической теории права стал Л.И.Петражицкий, которого не без оснований считают крупнейшим теоретиком юриспруденции XX в. В Советской России ему работать не дали. Особую значимость по общеевропейским меркам обрели оригинальные метафизические учения о праве П.И. Новгородцева, Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, тоже закончивших жизненный путь на чужбине и долгие годы у себя на Родине упоминавшиеся лишь в связи с антисоветизмом. Многие считают, что подлинно русскими юридическими концепциями являются теологические теории В.С. Соловьева и И.А. Ильина. О последнем в СССР изредка вспоминали с проклятьями как идеологе «белогвардейщины». Не удивительно, что на первых порах в политико-правовой теории такие видные советские государственные деятели, как Л.Д. Троцкий, продолжали теологические искания своих предшественников; другие, как Д.И. Курский, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, в более умеренном тоне развивали социологические представления; третьи, как М.А. Рейснер, - психологическую теорию права. Только трое из них закончили жизненный путь своей смертью, Троцкий и Пашуканис, как злейшие враги народа, были казнены. Многие ученые-юристы этого же поколения либо сами покинули страну, либо были высланы, другие – если не погибли, то навсегда замолчали.
К концу 30-х гг. сформировалось
уже советское поколение