Источники римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Подготовка квалифицированных юристов без глубокого изучения римского гражданского права, давно ставшего, по сути, языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем невозможна.
Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. Для того, чтобы глубже осмыслить современную систему важнейших институтов имущественного права, необходимо обратиться к источнику права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Источники римского права с точки зрения правообразования ……..4
1.1. Обычное право………………………………………………………..6
1.2. Закон …………………………………………………………………..8
1.3. Эдикты магистратов и преторское право…………………………..11
Глава 2. Источники римского права с точки зрения познания его …………..14
2.1. Сенатусконсульты…………………………………………………...14
2.2. Деятельность юристов………………………………………………15
2.3. Императорские конституции………………………………………..20
2.4. Кодификация Юстиниана…………………………………………...22
2.5. Иные памятники……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Римское.docx

— 62.25 Кб (Скачать)

      Обучение  юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых  юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных  казусов (instruere). В конце республики стали вести систематическое  чтение лекций (instituere). В качестве пособия  к этим занятиям и появились institutiones. Наибольшей популярностью пользовались Институции Гая. В конце классического  периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана. Но они не могли затмить старых Институций Гая (II в. н.э.), послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Их своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком  рассмотрении исторического материала  все сосредоточено на догматическом  изложении действующего права. Институционная система излагает право и его  применение не разрозненно, в случайном  смешении казуистики, как это делали упоминавшиеся выше "Вопросы" и "Ответы", "Правила" и "Споры", а стремится весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, какими прежде всего являются лица, вещи и иски.

      Институции  Гая дополняются еще его сочинением "Res quotidianae" ("Повседневные дела"). В совокупности они дают краткий  обзор всего действующего права, привлекая к изложению две  системы - цивильного и преторского  права, с преобладанием догматического изложения над историческим. Институции Гая получили широкое распространение  у юристов и грамматиков последующей  эпохи, а в VI в. н.э. они, правда, в искаженном и переработанном виде, были внесены  в кодификацию Юстиниана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   ИМПЕРАТОРСКИЕ КОНСТИТУЦИИ

      В эпоху принципата издавались конституции  в четырех основных формах: а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов  магистратов, поскольку императорские  эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для  всех должностных лиц и населения); б) декреты - решения по судебным делам; в) рескрипты - ответы на поступавшие  к императорам вопросы; г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

      Из  этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют  силу только по конкретным делам, в  связи с которыми они даны, и, таким  образом, основной формой закона является императорский эдикт.

      Многочисленность  и разбросанность императорских  конституций вызвали потребность  их объединения. Последовавшее в  конце III в. разделение империи на две  половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено  было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации  конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.

      В конце III в. (295 г.) был выпущен Codex Gregorianus, названный так по имени автора, Грегориана. Он собрал конституции, начиная  с Адриана и кончая современными ему. В подлинном виде этот Кодекс не сохранился, но в значительной части  вошел в ряд других памятников (Fragmenta Vaticana, Collatio legum Mosaicarum et Romanarum, lex romana Visigothorum, lex romana Burgundiorum). Оригинальной системы составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот Кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.

      Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй Codex, названный Hermogenianus по имени  составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, который  подверг большинство конституций  тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в  книги. Система и расположение титулов  этого Кодекса не могут быть восстановлены.

      Первым  официальным собранием конституций  был Codex Theodosianus. Восточно-римский император  Феодосий II (402 - 450 гг.) или, вернее, его  правительство имело широкие  кодификационные планы - опубликовать сборник императорских конституций  со включением произведений классиков. Обширность программы затормозила  это предприятие, и так были собраны только императорские конституции. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в Средние века, так и в Новое время. Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам. В Кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частноправовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потрясения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладением, и т.п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями. 
 
 

    1. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА.

    Устремления юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществление  грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и  в области законодательства.

    Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого - императорских  законов (leges) и работ классических юристов (ius) - создать свод законов, пригодных для применения в новых  политических и экономических условиях. Для того чтобы старые источники  права превратить в живые источники  нового права, нужно было создать  из хаоса текстов, законов, конституций  одно стройное целое. Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что дало развитие права за три  столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т.е. отразить изменения, которые претерпело римское  право при пересадке его с  Запада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а  также и тех изменений, которые  происходили на Востоке под влиянием западной послеклассической литературы. Таким образом, свод законов Юстиниана  является в основном компиляцией  из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделанных и обобщенных. Кодификация Юстиниана  отличается от предыдущих кодификаций  несравненно большим размахом и  более высокой творческой силой. В ней обнаруживается не только более  широкая основа источников и более  обильное их использование, но и гораздо  более тщательная обработка избранных  текстов.

    Предыдущие  своды были сборниками только leges; вопрос о собирании материалов произведений классиков (ius), поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии по ius были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права. Преподаватели стремились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установленному абсолютной монархией. Эти-то труды и были использованы в кодификации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности в области некоторых нововведений. Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права (например, цивильное и преторское право, цивильное и право народов Италии и провинций) и удалить отжившие институты. Новый законодательный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях. Составители уделяли внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в дальнейшем новыми народами.

    Руководство кодификационными работами было возложено  на Трибониана. Юстиниан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из десяти членов, с участием Трибониана и константинопольского преподавателя права Теофила; этой комиссии было поручено составить в  первую очередь свод конституций. Три  прежних собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 г. собрание конституций  было опубликовано как Codex Iustinianus и вместе с тем было запрещено пользоваться старыми собраниями.

    Пока  шли работы по кодификации конституций, целый ряд спорных вопросов, разделявших  старых юристов и вызвавших закон  о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных (до 50) императорских  конституций (quinquaginta decisiones). Было еще  издано свыше 200 законов для преобразования старого права, причем некоторые  институты были совсем устранены, другие реформированы.

    Кодификация юридической литературы была возложена 15 декабря 530 г. на комиссию из семнадцати членов под председательством Трибониана с участием Теофила и беритского профессора Дорофея7. Компиляторы должны были из громадной массы правовой литературы выбирать самое необходимое и обработать для свода законов. Сокращения, добавления и изменения старых текстов были прямо предписаны, с предоставлением компиляторам свободы действий в этом отношении. Изменения, или, как их называли, "улучшения", касались не только отдельных технических выражений, относящихся к устаревшим правоотношениям и заменявшихся терминами действующего права, но и целые фразы и части фраз вычеркивались, другие переделывались, и вводились новые. Многие из этих изменений открыты и стали известны под названием интерполяций (interpolationes) с XVI в. Собраны были сочинения 39 юристов, неполный список которых приложен к старейшей рукописи (Index Florentinus). План производства выборки из сочинений юристов был установлен наперед. Материал разделен на 50 книг, которые, кроме 30 - 32 книг, распадаются на титулы. Книга 1 служила введением, книги 2 - 46 следуют системе преторского эдикта со значительными изменениями и дополнениями, книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу, книга 49 - обжалованию, финансам и военному праву, последняя, 50 книга - муниципальному праву и особым дополнениям.

    Для ускорения работы комиссии она разделилась  на три подкомиссии, собиравшие: первая - произведения по цивильному праву (так  называемая Сабиновская масса сочинений), вторая - по преторскому праву (так  называемая эдиктальная масса), третья - произведения Папиниана (так называемая Папиниановская масса) и кое-где  сюда присоединилась группа приложений (так называемый Appendix). Выборки, произведенные  в секциях, сводились воедино  на общих собраниях комиссии и  размещались в книгах под соответствующими титулами. Все собрание получило наименование Digesta, завещанное классической литературой (т.е. собрание юридических материалов)8.

    16 декабря 533 г. законченная работа  была опубликована как Digesta или  Pandectae Iustiniani. Применение старых источников  было воспрещено, и во избежание  контроверз были запрещены также  всякие комментарии. Допускались  только дословные переводы, краткие  указатели содержания отдельных  мест (индексы), выдержки и параллельные  сопоставления соответствующих  текстов (паратитлы). В сомнительных  случаях надлежало обращаться  за разъяснениями к императору. Цитируются места из Дигест  буквой D и цифровыми указаниями  книги, титула и отрывка, например: D. 45. 1. 122. 2.

    Во  время работ комиссии компиляторов Дигест на Трибониана, Теофила и  Дорофея было возложено поручение  составить институции для замены устаревших Институций Гая. Результат  их работы был опубликован на латинском  языке 21 ноября 533 г. Издание этого  руководства-закона преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю  науку законов (tota legitima scientia). По институциям  должны были изучать право начинающие студенты тогдашних университетов, которым было дано название Iustiniani novi.

    Институции  Юстиниана, по существу, составлены по старым институциям. Прототипом были почти  целиком использованные Институции Гая. Однако институции были подновлены и содержали ссылки на современные законы. Таким образом, система этих институций распадалась на введение, часть первую - "лица", вторую - "вещи", и последнюю - права на вещи, наследственное и обязательственное право. Третья книга посвящена искам, система которых захватывала и четвертую книгу до 17-го отдела. Конец четвертой книги посвящен публичному праву.

    В целях включения вновь изданных во время кодификационных работ  конституций и согласования leges с  собранным в Дигестах ius приступили к новой редакции Кодекса Юстиниана. Опять была образована комиссия из пяти членов под председательством  Трибониана. Новое произведение было опубликовано 16 ноября 534 г. под именем Codex repetitae praelectionis - второй исправленной редакции, отменившей старый Кодекс. До нашего времени дошла только эта редакция, состоявшая из 12 книг, распадающихся на титулы. В пределах титула конституции расположены в хронологическом порядке. Попадаются также конституции поздневизантийского происхождения, на греческом языке. Конституции, включенные в Кодекс, хотя изменены менее, чем сочинения юристов в Дигестах, но все же заключают много интерполяций. Для цитирования употребляется буква C (Codex), с соответствующими цифровыми указателями книги, титула и номера конституции: C. 8. 44. 21. 1. Кодекс вступил в силу 29 декабря 534 г.

Информация о работе Источники римского права