Источники римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Подготовка квалифицированных юристов без глубокого изучения римского гражданского права, давно ставшего, по сути, языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем невозможна.
Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. Для того, чтобы глубже осмыслить современную систему важнейших институтов имущественного права, необходимо обратиться к источнику права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Источники римского права с точки зрения правообразования ……..4
1.1. Обычное право………………………………………………………..6
1.2. Закон …………………………………………………………………..8
1.3. Эдикты магистратов и преторское право…………………………..11
Глава 2. Источники римского права с точки зрения познания его …………..14
2.1. Сенатусконсульты…………………………………………………...14
2.2. Деятельность юристов………………………………………………15
2.3. Императорские конституции………………………………………..20
2.4. Кодификация Юстиниана…………………………………………...22
2.5. Иные памятники……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Римское.docx

— 62.25 Кб (Скачать)

      3) последствия его нарушения и  ответственность нарушителя (санкция).

       В зависимости от санкции различали  четыре вида законов:

      1) совершенные (leges perfectae), в которых  в качестве последствий нарушения  предписаний закона устанавливалась  недействительность запрещенных  актов, но никаких других невыгодных  последствий не устанавливалось.  Например, если завещание было  составлено вопреки требованиям  закона (скажем, не назначен наследник), оно считалось недействительным, "ненаписанным";

      2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за  их нарушение - наказание, штраф.  Закон Фурия о завещаниях первой  половины II в. до н.э. запрещал  принимать отказы (легаты) по завещанию  свыше 1000 ассов и наказывал  нарушителя штрафом в четырехкратном  размере;

      3) несовершенные (leges imperfectae), которые  вовсе не имели санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал  дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы;

      4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически  недействительным деяние, запрещенное  правом, и налагали наказание  на нарушителя. У Ульпиана, который  предложил эту классификацию,  четвертый вид не упоминается,  его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских  законов.

       Большинство известных римских  законов принадлежит к несовершенным  либо менее совершенным законам. 

         Lex и плебесциты.

     Со  временем сложились два подвида  римских законов республиканского периода: lex в собственном смысле слова как постановления народного  собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.

       Постдецемвиральные законы (принятые  после XII Таблиц) никогда не были  кодифицированы, хотя это собирались  сделать Помпей Великий и Юлий  Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались  единственной официальной кодификацией  законодательства республиканского  периода.

       Плебесциты - решения плебейских  собраний - изначально были обязательны  только для плебса. Как пишет  в своих Институциях Гай: "Некогда  патриции утверждали, что плебесциты  не налагают на них обязательств, раз они издаются без их  одобрения" (Гай, 1.3) *(9). Однако по Закону Гортензия (III в до н.э.) они стали обязательны для всего народа, подобно leges populi. Плебесциты, таким образом, отличались от других законов лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам. 
 

    1. ЭДИКТЫ  МАГИСТРАТОВ И  ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО.

     Третий  чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов4 (претора, курульного эдила, правителя провинции).

     При вступлении в должность магистрат  издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита). Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью5. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было влияние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.

     Дальнейшее  развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта — edictum perpetuum (125-138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права. Правда, edictum perpetuum не был признан законом, но, по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Последний, с момента редактирования эдикта, заменил viva vox iuris civilis — живой голос цивильного права. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях, но только в окончательной редакции Юлиана. Юлиановская редакция эдикта не сохранилась, однако благодаря вызванным кодификацией эдикта и в основном дошедшим до нас обширным комментариям Гая, Ульпиана и Павла стало возможным восстановить и текст и расположение содержавшихся в эдикте постановлений и формул. Существование комментария Гая также к провинциальному эдикту — edictum provincial — заставляет предполагать, что Юлиан кодифицировал не только эдикт городских преторов, но и эдикт провинциальных правителей. Если источники совершенно определенно говорят об одном эдикте, то это происходит в силу уравнения в 212 г. н.э. юридического положения свободных обитателей Римской империи, для которых другие эдикты потеряли всякое значение. Эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями (de iudiciis, de rebus creditis и т. д.) и охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, clausulae edictales, в дополнительной — приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при республике из компетенции (officium) судебных магистратов и устанавливалось ими по соображениям современной политики правящего класса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА С ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ ПОЗНАНИЯ ЕГО.

    1. СЕНАТУСКОНСУЛЬТЫ

     Сенатусконсульты - постановления сената (SC). Гай так  определил сенатусконсульты: "Постановление  Сената - это то, что Сенат повелел  и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили". До начала II в. н.э. сенатусконсульты не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали  в формировании ius civile непосредственно. В эпоху принципата нормотворческая  власть Сената возрастает, поскольку  народные собрания (комиции) пришли в  упадок.

     В начале принципата превратились в законодательные  акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сенатусконсультах нередко  давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось  преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так  что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались также, как и законы в юридическом  обиходе, по имени или прозванию  тех лиц, кто их предложил (исключение S. С. Macedonianum — см. п. 466).

     Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего  являлись лишь оформлением предложений  императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в  сенат письменно или устно, так  называемая oratio principis in senatu habita — речь императора, произнесенная в сенате.

     С начала II в. постановления Сената часто  сопровождаются предварительной речью  принцепса. Постепенно постановления  Сената исчезают как самостоятельная  форма права. 

    1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ЮРИСТОВ.

    Деятельность  старых республиканских  юристов. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности - провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

      Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали  ставившиеся им жизнью задачи: закрепление  прав собственника, выработку форм договоров и т.п. В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.

      Деятельность  старых республиканских юристов  выражалась, прежде всего, в толковании права. В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам XII таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, II в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы). Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юридических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, II до н.э.). Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (I в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (I в. до н.э.) дал первый комментарий преторского эдикта. Так, путем толкования XII таблиц были выработаны институты эманципации (освобождения) детей от отцовской власти, наследования по закону и др. Путем толкования развилась большая часть институтов цивильного права. Древнее толкование III - II вв. до н.э. строго держалось словесной формы, в которую облекались законы или сделки.

      Деятельность  классических юристов. Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (I - III вв. н.э.), признаваемый за классический. В именно эту эпоху право частной собственности, частное право, достигло своего высшего развития6. Это обусловливало широкое развитие деятельности юристов. Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь - в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю.

      В их деятельности, и прежде всего в толковании закона, определенно сказывалось и прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли закона или сторон. Отходя от старого, строго цивильного права (strictum ius), новое толкование направилось в сторону искания aequum et bonum - справедливого и доброго.

      Это новое толкование опиралось на зачатки  тогдашней науки. Риторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние  на римскую юриспруденцию.

      В республиканскую эпоху не существовало юрисконсультов и заинтересованные лица обычно обращались к тем, к кому имели доверие. Август и его преемники, в целях привлечения на свою сторону авторитетного сословия юристов, предоставили некоторым наиболее выдающимся юристам ius publice respondendi - право давать официальные консультации по поручению императора в ответ на запросы, обращавшиеся к императору. Responsa (ответы) таких привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей.

      Упадок  юриспруденции. С середины III в. н.э. начинается упадок юриспруденции. Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной. Императорская власть стала абсолютной, и воля императора оказалась единственным источником права. Юристы работают главным образом в качестве чиновников императорской канцелярии. Однако responsa (ответы) классических юристов сохранили значение источника права: в 426 г. был издан Закон "О цитировании юристов", признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами). При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.

      Юридическая литература классической эпохи была чрезвычайно разнообразна и различно освещала проблемы права. Для начинающих назначались элементарные руководства - институции (institutiones, enchiridia), определения (definitiones), правила (regulae). Практическим целям  служили сборники консультаций и  казусов - ответы, письма, проблемы и  диспутации (responsa, epistolae, quaestiones, disputationes). Более обширные работы представляли комментарии к эдикту, книги по цивильному праву, комментарии к  Кв. Муцию и М. Сабину, где излагалась прежняя система ius civile (libri iuris civilis). Настоящие своды давали дигесты, в которых рассматривалось одновременно и преторское, и цивильное право. Сюда же относились комментарии к  отдельным законам, сенатусконсультам, монографии по отдельным отраслям права, специальные монографии по законодательству - своду XII таблиц, императорскому законодательству. Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства - institutiones.

Информация о работе Источники римского права