Источники гражданского процессуального права в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы рассмотреть источники гражданского процессуального права. Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие источников гражданского процессуального права;
- рассмотреть правовые нормы, составляющие содержание законодательных актов, регулирующих отношения в области гражданского судопроизводства;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 44.26 Кб (Скачать)

При применении норм международных договоров необходимо учитывать, что в силу п. 3 ст. 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных  актов для применения, действуют  в России непосредственно. В иных случаях наряду с международным  договором Российской Федерации  следует применять и внутригосударственный  правовой акт, принятый для осуществления  положений данного международного договора (п. 5 Постановления ВС РФ от 31 октября 1995 г.).

 

2.2 Федеральные конституционные законы

 

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ Федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.). Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В этой связи следует сделать вывод о том, что в законодательство, определяющее порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции входит также и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.

Отдельные процессуальные нормы содержатся и  в других федеральных конституционных  законах. Например, в ФКЗ «О военном  положении» от 30 января 2002 г. определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений  в стране.

Необходимо  акцентировать внимание на вопросе, относящемся к ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнику процессуального  права.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 118 Конституции  РФ и ст. 4 ФКЗ «О судебной системе  в Российской Федерации» входит в  судебную систему РФ. Основная функция  Конституционного Суда РФ — конституционный  контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории России для всех судебных органов.

Понятно, что в данном случае речь идет не только и не столько о ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнике процессуального  права, а об источниках — постановлениях Конституционного Суда, содержащих выводы о конституционности правовых норм. В науке тема о юридической  природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионной.

Конечно, постановления не относятся к  числу законов, Конституционный  Суд РФ не создает новых норм права, однако в компетенцию данного  судебного органа входит «изъятие»  того или иного нормативного акта или отдельных его положений, в том числе и процессуального, из области правоприменения. В случае, если акт признан не соответствующим Конституции РФ, соответствующий государственный орган или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, в котором должно содержаться и положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции РФ. Вместе с тем неконституционное нормативное предписание прекращает свое действие именно с момента принятия решения об этом Конституционным Судом РФ, а не с момента его отмены компетентным государственным органом или должностным лицом.

Перечисленные обстоятельства дают достаточные основания  признать за постановлениями Конституционного Суда РФ особый правовой статус и рассматривать  их в качестве источников гражданского процессуального права.

 

2.3 Гражданский процессуальный кодекс РФ

 

Центральным актом гражданского процессуального  законодательства является Гражданский  процессуальный кодекс РФ.

ГПК РФ 2002 г., сохранив все оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование  порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие нормы. Изменилась структура Кодекса. В отличие от действующего с июня 1964 г. ГПК РСФСР, состоявшего из 6 разделов, 3 подразделов, 42 глав, 438 статей и приложений, новый ГПК РФ включает в себя 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей.

Раздел 1 и подраздел 2 раздела 2 ГПК РФ определяет систему гражданского судопроизводства и относятся не только к производству в суде первой инстанции, но и к  следующим стадиям процесса.

В Кодексе  существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. Дела в  судах первой инстанции рассматриваются  единолично, а в случаях, предусмотренных  федеральным законом — коллегиально в составе трех профессиональных судей.

В целях  устранения «смешения» подведомственности дел судам общей юрисдикции и  арбитражным судам, четко определена подведомственность дел судам общей  юрисдикции (гл. 3 ГПК). При этом сохранено  положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Заметно изменена роль прокуратуры в гражданском  процессе. По ГПК РСФСР 1964 г. прокурор имел широкие полномочия по обращению  в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов  других лиц, а также мог вступить в любое дело на любой стадии процесса, если того требовала охрана государственных  или общественных интересов или  прав и охраняемых законом интересов  граждан. В ГПК РФ 2002 г. полномочия прокурора ограничены правом предъявлять иски только в защиту интересов государства либо неопределенного круга лиц, а также гражданина, но только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. При этом законодатель исходил из того, что прокурор не осуществляет надзор за судом, а каждый гражданин и юридическое лицо в соответствии с законодательством вправе самостоятельно решать вопрос об осуществлении своих прав. Прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу только в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

В ГПК  РФ изменен и расширен перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, а также определен  круг лиц, которые вправе отказаться от дачи свидетельских показаний (ст. 69). Нововведением является и законодательное  закрепление проведения комплексной  и комиссионной экспертизы при рассмотрении гражданских дел (ст. 82, 83). Определено правовое положение специалистов, ранее  они не назывались в числе участников процесса и рассматривались либо как свидетели, либо эксперты, хотя по целям участия в процессе и  характеру решаемых ими задач, не являлись ни теми, ни другими (ст. 188).

Закон дополнен положениями, определяющими основания  возвращения судам поданных исковых  заявлений (ст. 135), кассационных жалоб  и представлений прокурора (ст. 342).

Кодекс  устанавливает новые сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел (с. 154).

Глава 14 ГПК РФ, регламентирующая стадию подготовки дела к судебному разбирательству, содержит новое положение о проведении предварительного судебного заседания (ст. 152). Цель предварительного заседания  — закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при  подготовке дела, определение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение  полноты доказательств и т.д.

Приказное производство выделено в самостоятельный  вид судопроизводства (гл. 11). Значительно  расширен перечень дел, рассматриваемых  судами общей юрисдикции в порядке  особого производства.

Внесены изменения в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 361). Глава 41 «Производство  в суде надзорной инстанции» содержит ряд новых положений. Так, установлен срок обращения в суд надзорной  инстанции (ст. 376). Изменен круг лиц, имеющих право обжалования судебных постановлений. В частности, правом обжалования вступивших в силу постановлений  суда, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ, наделены лица, участвующие в деле, и другие лица, чьи права и законные интересы нарушены. Должностные лица органов прокуратуры могут обращаться с представлением в суд надзорной инстанции в случае, если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

В ГПК  РФ внесен новый раздел о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (разд. VI), а также содержится еще ряд нововведений.

Иные федеральные законы

К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например, ФЗ «О статусе  судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями  и дополнениями), содержащий нормы  о порядке назначения и гарантиях  независимости судей; ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации "О государственной  пошлине"» от 31 декабря 1995 г. (с  последующими изменениями и дополнениями), устанавливающий размеры и порядок  уплаты государственной пошлины  при производстве дел в арбитражных  судах; Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изм. от 14 декабря 1995 г.) и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., содержащие процессуальные нормы, определяющие особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с посл. изм. и доп.), определяющий полномочия прокурора по участию в рассмотрении и пересмотре гражданских дел.

Существует  еще довольно много законов материально-правового  характера, содержащих процессуальные нормы, касающиеся, чаще всего, вопросов подведомственности дел судам общей  юрисдикции, распределения обязанностей по доказыванию, допустимости доказательств  и т.д. Это — Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей», Закон «Об охране окружающей природной среды» и др. Однако положения всех федеральных законов применимы к гражданскому судопроизводству только в части, не противоречащей ГПК.

3. Действие гражданско-процессуальных  норм в пространстве

 

Задача укрепления правовой защищенности граждан осуществляется, в частности, путем расширения судебной защиты по делам об обжаловании в суд  действий государственных органов, общественных организаций и должностных  лиц, нарушающих права и свободы  граждан. Это увеличивает число  источников гражданского процессуального  права за счет включения вопросов судебной подведомственности в законодательство различных отраслей материального  права. Растущая распыленность гражданско-процессуальных норм, а также нестабильность законодательства приводят к нежелательным, но неизбежным последствиям: наличию противоречий в нормах права, ошибкам и сложностям в правоприменении.

В соответствии со ст. 1 ГПК производство по гражданским делам ведется  по гражданским процессуальным законам, действующим во время рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения  суда. Иными словами, действие гражданско-процессуальных норм во времени характеризуется  отсутствием обратной силы закона: независимо от времени возникновения  дела при совершении любых процессуальных действий следует применять законодательство, действующее в момент совершения этих действий. Для придания закону обратной силы необходимо специальное  указание об этом в законе.

Действие гражданско-процессуальных норм в пространстве приобретает  новую остроту. С одной стороны, распад Союза ССР привел к тому, что на территории Российской Федерации  преимущественно действует законодательство данного суверенного государства, поэтому не должно возникать проблем соотношения республиканского и общесоюзного законодательства. Последнее, как уже указывалось выше, может применяться только в том случае, если оно не противоречит Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств. С другой стороны, чаще могут возникать коллизионные вопросы в связи с действием в каждом государстве СНГ своего гражданского процессуального законодательства и отсутствием какого-либо общего процессуального акта для всего Содружества.

В гражданском процессуальном праве  в отличие от других отраслей права  нет норм, распространяющихся на отдельные  регионы Российской Федерации. Все  нормы гражданского процессуального  права носят общий характер, охватывая  всю территорию.

Действие гражданского процессуального  права по кругу лиц означает, что  данная отрасль права распространяется:

    • в силу принципа равенства граждан перед законом и судом на всех граждан Российской Федерации независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств;
    • на государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, учреждения, их объединения;
    • на иностранных граждан, лиц без гражданства, обладающих правом обращения к суду за защитой, а также теми же процессуальными правами, что и граждане Российской Федерации;
    • на иностранные предприятия и организации в случаях, предусмотренных законодательством. Гражданское процессуальное право (ст. 433 ГПК) предусматривает возможность установления ответных ограничений в отношении иностранных граждан, предприятий, организаций тех государств, в которых допускаются специальные ограничения гражданско-процессуальных прав граждан, предприятий и организаций Российской Федерации. Но эти ограничения со стороны Российской Федерации носят ответный характер.

Информация о работе Источники гражданского процессуального права в РФ