Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:51, курсовая работа
Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
Введение
Глава I. Понятие источников гражданского права, гражданское законодательство
1.1 Понятие источников гражданского права
1.2 Гражданское законодательство
Глава II. Виды источников гражданского права РФ
1.1 Законы (законодательные акты)
1.2 Подзаконные нормативные акты
1.3 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
1.4 Нормы международного права, международные договоры
1.5 Постановление судебных пленумов, постановления конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент
Глава III. Современные проблемы источников гражданско-правового регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия является
участником и других аналогичных
актов, включая, в частности, Конвенцию
о договоре международной дорожной
перевозки грузов (имеются в виду
автомобильные перевозки), Варшавскую
конвенцию для унификации некоторых
правил, касающихся международной воздушной
перевозки, Афинскую конвенцию о
перевозке морем пассажиров и
их багажа, конвенции из области
патентного права (Патентную конвенцию
по охране промышленной собственности,
Многосторонний договор о патентной
кооперации, Конвенцию о международной
регистрации фабричных и
Вступившие
в силу для РФ международные договоры
(кроме договоров, заключенных между
ведомствами) подлежат официальному опубликованию
в ежемесячнике "Бюллетень международных
договоров", а в случаях необходимости
также в "Российской газете".Гражданский
Кодекс в п. 2 ст. 7 предотвращает возможные
коллизии международного и национального
законодательства. Вопрос решается в
пользу первого: "если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены
В качестве
примера "общепризнанных принципов
и норм международного права" можно
указать, в частности, на недискриминацию,
которая, в свою очередь, опирается
непосредственно на начала равенства
государств. Сущность данного принципа
состоит в том, что "не должна допускаться
дискриминация как в области
торговоэкономических отношений между
различными странами, так и в отношении
правового положения
Статья 7 ГК РФ закрепляет и принцип непосредственного применения международных договоров Российской Федерации к гражданским правоотношениям, если только из самого характера международного договора не вытекает, что для его применения необходимо издание внутригосударственного акта. Примером последнего может служить Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Конвенция в ряде случаев содержит прямые отсылки к национальному законодательству, которое должно решить соответствующий вопрос. Так, в п. 1 ст. 6 Конвенции предусмотрено: "Условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством". Установлено, что "всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она произведена. Каждая страна устанавливает, с какого момента должно быть подано такое заявление". И там же: "Каждая страна, являющаяся участницей Конвенции, обязуется принять в соответствии со своей Конституцией необходимые меры для обеспечения применения Конвенции".8 В отличие от указанной Конвенции Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров издания акта ее имплементации не требует. В статье 7 ГК повторены положения ч.1 ст.15 Конституции с некоторыми дополнениями конституционного текста, отражающими особенности гражданского законодательства и облегчающими понимание и практическое применение данной нормы.9
Общепризнанные
принципы и нормы международного
права содержатся в Уставе ООН, декларациях
и резолюциях Генеральной Ассамблеи
ООН, документах и заявлениях других
универсальных международных
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д. (ст.1 названного Закона).
Международные
договоры, заключенные ранее СССР,
по общему правилу обязательны для
Российской Федерации как его
правопреемника, если не было объявлено
о прекращении действия таких
договоров или изменении их условий.
Такие международные договоры публиковались
в Ведомостях Верховного Совета СССР,
СП СССР, отдел второй (издавались в
1981-1991 гг.), ежегодных Сборниках
Подписанные
Российской Федерацией международные
договоры согласно ст.30 Федерального закона
"О международных договорах
Российской Федерации" публикуются
в Собрании законодательства РФ (если
согласие на такой договор было дано
в форме федерального закона) или
в ежемесячном Бюллетене
Международные договоры, заключенные государствами участниками СНГ, публикуются в официальном издании актов СНГ в Минске.
В нормах ГК
и других актах гражданского законодательства
Российской Федерации восприняты многие
положения универсальных
Нормы международных договоров, исходя из установленной в них сферы действия, обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц. Однако нередко они подлежат применению к отношениям российских граждан и юридических лиц, например, при осуществлении международных перевозок грузов и пассажиров отечественными перевозчиками, защите прав интеллектуальной собственности.
Обычно положения
международных договоров
Общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
Российской Федерации, будучи составной
частью правовой системы Российской
Федерации, образуют тем не менее
в рамках этой единой системы самостоятельный
правовой блок, имеющий практически
важные юридические особенности. Это
выражается, во-первых, в особом порядке
официальной публикации международных
договоров и их изменений и, во-вторых,
в особенностях их толкования, которое
должно осуществляться с учетом их международного
характера и правил толкования, содержащихся
в Венской конвенции о праве международных
договоров 1969 г., участником которой является
Российская Федерация. При применении
международных договоров должны также
учитываться их понимание и практика применения
другими государствами.
Пленум верховного
суда РФ и пленум высшего арбитражного
суда РФ рассматривают обобщенные материалы
и дают в порядке судебного
толкования руководящие разъяснения
по вопросам применения законодательства.
Указанные разъяснения пленумов
обязательны соответственно для
судов общей юрисдикции и арбитражных
судов. Разъяснения пленумов являются
не нормативными актами, а актами применения
права. Постановления пленумов должны
лишь разъяснять и толковать смысл
гражданского законодательства, но не
создавать новые нормы
В настоящее время особо важное значение для судов общей юрисдикции и арбитражных судов имеет совместное постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах связанных с применением части первой гражданского кодекса РФ».11
Вопрос о правовой природе, о руководящих разъяснениях судебных пленумов является спорным в литературе. Некоторые юристы полагают, что руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях судебных пленумов, следует считать источниками гражданского права.12 Основанием для признания руководящих разъяснений судебных пленумов источниками гражданского права послужило то обстоятельство, что судебные пленумы, в ряде случаев разъясняя смысл действующего законодательства, фактически формулировали новое правило отличное от того, которое содержалось в нормативном акте.
Не относятся
к числу источников гражданского
права и постановления
Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика, под которой понимаются многократные, единообразные решения судами одной и той же категории дел. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести иное решение, если убежден, что сложившаяся практика не соответствует закону.
Не относится к
числу источников гражданского права
и судебный прецедент, под которым
понимается решение суда по конкретному
делу. Такое решение является обязательным
только для лиц участвующих в
данном деле. Оно не имеет обязательной
силы для судей, рассматривающих
аналогичные дела.