Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:51, курсовая работа
Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
Введение
Глава I. Понятие источников гражданского права, гражданское законодательство
1.1 Понятие источников гражданского права
1.2 Гражданское законодательство
Глава II. Виды источников гражданского права РФ
1.1 Законы (законодательные акты)
1.2 Подзаконные нормативные акты
1.3 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
1.4 Нормы международного права, международные договоры
1.5 Постановление судебных пленумов, постановления конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент
Глава III. Современные проблемы источников гражданско-правового регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.2 Гражданское законодательство
Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового характера, например устанавливающие состав гражданского законодательства .
В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые. Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диапозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями.
Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон. Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания ( особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного
характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования
Входящие в
гражданское законодательство нормативные
акты составляют весьма значительный
по объему законодательный массив.
Их неизбежное обилие вызвано широтой
и сложностью самого предмета
гражданско-правового регулирования.
Вместе с тем это обстоятельство
затрудняет ознакомление с действующим
гражданским правом и значительно
усложняет установление
необходимых взаимосвязей
между составляющими его различными
актами. Поэтому именно для гражданского
законодательства первостепенное
значение имеет решение
проблемы его систематизации
и упорядочения. К
основным способам систематизации
(упорядочения) законодательства, применяемым
и в гражданско-правовой сфере, относятся
инкорпорация, консолидация
и кодификация. Инкорпорация
нормативных актов представляет собой
сведение ранее изданных актов в единый
источник (сборник) без изменения их
содержания. Официальная инкорпорация
обычно оформляется в виде единого
свода, собрания или иного
сборника законов или других нормативных
актов. Примерами такой инкорпорации
являются Свод законов Российской империи,
и Собрание действующего законодательства
Союза ССР (которое не
было завершено). 1 Неофициальные
инкорпорации представлены различными
сборниками нормативных актов,
обычно тематического характера. Консолидация
нормативных актов представляет
собой объединение ряда актов, посвященных
общему кругу вопросов, в единый
нормативный акт, иногда даже более
высокой юридической силы (например, в
1992 г. Центральным банком РФ было
принято Положение о безналичных
расчетах в Российской Федерации,
заменившее собой ряд ранее действовавших
банковских инструкций, которое, однако,
утратило силу с введением в действие
второй части ГК РФ). Достоинством
консолидации является возможность
некоторой «расчистки» законодательства
при его объединении путем отмены
(пропуска) или замены явно устаревших
или повторяющихся норм, однако без внесения
изменений в их содержание. При
большом количестве изменений (новелл),
внесенных в закон или иной
нормативный акт, используется также возможность
его повторной официальной публикации
в полном объеме (новеллизации), при которой
старая редакция акте теряет силу.
Такой прием,
к сожалению редко используемый
отечественным законодателем, значительно
облегчает применение официального
текста нормативного акта.
Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли. В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права.
Во втором — в принятии закона, в том числе в форме кодекса регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для которых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных общих положений.
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем – нормативные акты или правовые акты) которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь ввиду, что в гражданском кодексе понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права выведены за пределы понятия «гражданского законодательства».
Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является
прерогативой
законодательной власти. Органы
же исполнительной власти не
должны законодательствовать. Поэтому
указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ названы «иные
правовые акты», а содержащие
нормы гражданского права акты федеральных
министерств, комитетов и иных ведомств
именуются «нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти».
Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в
законах, так и
в подзаконных нормативных
Из вышесказанного
можно сделать следующий вывод.
Что под источниками (формами) права понимаются
способы закрепления и выражения правовых
норм. Источниками права традиционно считают
правовой обычай, юридический прецедент
(судебная практика), закон (нормативно-правовой
акт), религиозную норму. В современных
развитых правопорядках господствующей
формой (источником) права являются нормативные
акты, среди которых приоритетное место
занимают законы как акты высшей юридической
силы. В гражданско-правовой сфере они
традиционно охватываются понятием гражданского
законодательства. Гражданское законодательство
представляет собой совокупность нормативных
актов (а не норм права, как правовая отрасль)
различной юридической силы. При этом
охватываемые им нормативные акты во многих
случаях имеют комплексную, межотраслевую
природу, поскольку зачастую содержат
не только гражданско-правовые нормы.
Источники гражданского права Российской
Федерации делятся на правовые акты и
обычаи. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Они, следовательно, должны также учитываться
в качестве источников ее права. Источником
права в РФ является также международный
договор. Гражданско-правовые нормативные
акты, традиционно охватываемые понятием
гражданского законодательства, составляют
определенную систему, построенную по
иерархическому принципу. Содержание
этой системы предопределено нормами
Конституции, которая имеет высшую юридическую
силу в отношении любых законов и других
нормативных актов (и возглавляет всю
систему действующего законодательства).
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
- обладающие
высшей юридической силой
- носящие
подзаконный характер указы
- нормативные
правовые акты иных
Нормативные
акты, содержащие нормы гражданского
права, подлежат обязательному официальному
опубликованию. Гражданско-правовые
нормативные акты, будучи федеральными,
вступают в силу одновременно на всей
российской территории. При этом по общему
правилу они не имеют обратной силы и применяются
лишь к тем отношениям, которые возникли
после введения акта в действие (п. 1 ст.
4 ГК)2.
Глава II. Виды источников гражданского права РФ
2.1Законы
как источники Гражданского
права
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Ст. 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, по сравнению с федеральными законами.
Среди
федеральных конституционных
Особое место
в системе гражданского законодательства
занимают отраслевые кодифицированные
нормативные акты в виде Основ
гражданского законодательства и Гражданского
Кодекса. Отраслевые кодифицированные
нормативные акты призваны, в принципе,
урегулировать все общественные
отношения, входящие в предмет гражданского
права, и являются базой для для
развития всего текущего гражданского
законодательства на территории РФ. 12
ГК), т. е. акта исполнительной власти.