Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа
В работе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием источников гражданского права и влиянием источников на право в целом, с общей характеристикой источников в гражданском праве. Изучены особенности отдельных источников гражданского права.
Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики
Введение
Глава 1. Общие положения об источниках гражданского права 5
1.1 Понятие источников права 5
1.2 Понятие источников гражданского права 6
1.3 Гражданское законодательство 7
1.4 Система нормативных актов гражданского права 8
1.5 Официальное опубликование и вступление нормативного акта
в силу 10
1.6 Действие гражданского законодательства во времени 12
1.7Действие гражданского законодательства в пространстве и
по кругу лиц 14
1.8 Применение гражданского законодательства по аналогии 15
Глава 2. Виды источников гражданского права РФ 17
2.1 Законы как источники гражданского права17
2.2 Подзаконные нормативные акты 19
2.3 Нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти 21
2.4 Комплексные нормативные акты 23
2.5 Нормы международного права, международные договоры 25
2.6 Обычаи делового оборота, деловые обыкновения, правила
морали и нравственности 27
Глава 3. Постановление судебных пленумов, постановления
конституционного суда РФ, судебная практика 28
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Собрании законодательства
Российской Федерации» 25.
В некоторых законах прямо устанавливается
иной порядок вступления их в силу. Он
может быть связан с необходимостью немедленного
введения в действие нового закона, но
может предусматривать и более поздний
по сравнению с общепринятым срок, связанный
с необходимостью подготовки участников
правоотношений к применению нового закона.
При принятии кодекса или иного крупного
закона, вносящего значительные изменения
в законодательство, иногда принимается
специальный закон о порядке введения
в действие основного закона («вводный
закон»). Международные договоры, в которых
участвует Российская Федерация, обычно
вводятся в действие путем принятия законов
об их ратификации (и официально публикуются
вместе с этими законами).
Иные правовые акты (президентские указы
и правительственные постановления) также
подлежат обязательной официальной публикации
(за исключением актов или их отдельных
положений, содержащих сведения, которые
составляют государственную тайну или
носят конфиденциальный характер) в «Российской
газете» или в «Собрании законодательства
Российской Федерации» в течение 10 дней
после дня подписания. Указы Президента
РФ вступают в силу в течение 7 дней после
дня их первого официального опубликования
либо со дня их подписания. Постановления
федерального Правительства, затрагивающие
права, свободы и обязанности граждан,
вступают в силу по истечении 7 дней после
дня их первого официального опубликования,
а иные — со дня их подписания.
1.6. Действие гражданского законодательства во времени
Гражданско-правовые нормативные
акты, будучи федеральными, вступают в
силу одновременно на всей российской
территории. При этом по общему правилу
они не имеют обратной силы и применяются
лишь к тем отношениям, которые возникли
после введения акта в действие (п. 1 ст.
4 ГК).
Это традиционное для всякого развитого
правопорядка положение знает, однако,
и ряд необходимых исключений. Прежде
всего, сам гражданский закон может предусмотреть
распространение своего действия и на
отношения, возникшие до вступления его
в силу. Так, Закон о введении в действие
части второй ГК (ст. 12) распространил действие
новых правил о возмещении вреда, причиненного
жизни и здоровью гражданина (в том числе
повышающих объем возмещения), на случаи
причинения такого вреда, происшедшие
за три года до вступления в силу соответствующих
правил Кодекса (если указанный вред остался
не возмещенным). Этот же Закон (ст. 11) распространил действие
новых правил об охране прав и интересов
вкладчиков на отношения, связанные с
привлечением денежных средств во вклады,
также возникшие до принятия второй части
ГК (и сохранившиеся на момент введения
его в действие).
Едва ли, однако, можно безоговорочно
согласиться с распространением данного
положения на действие подзаконных актов.
Представляется, что эти последние в принципе
не должны содержать указаний о придании
им обратной силы, если только такая возможность
не основана на прямом указании закона.
Другая ситуация связана с длящимся характером
многих гражданских правоотношений. Если,
например, закон изменил продолжительность
давностного срока по какому-либо требованию,
возникшему до введения его в действие,
но предъявленному в суд после этого момента,
то какой срок — старый или новый — должен
в этом случае применяться (разумеется,
при отсутствии специальных прямых указаний
закона на этот счет)? В соответствии с
общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон
применяется также к правам и обязанностям,
которые возникли хотя и после введения
его в действие, но на основе существовавших
до этого момента правоотношений. Следовательно,
требование, предъявленное в суд после
введения в действие нового закона, подпадает
под действие новых давностных сроков,
хотя его основой и служит ранее возникшее
правоотношение 28.
Особые правила предусмотрены для договоров,
заключенных до введения в действие нового
закона (устанавливающего в этом отношении
обязательные, императивные предписания),
но исполняемых после этого момента. С
тем чтобы обеспечить точное, надлежащее
исполнение взятых на себя сторонами договора
обязательств, отражающее важнейший принцип
договорного права, закон сохраняет здесь
силу за условиями ранее заключенного
договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря
на их противоречие новым императивным
правилам. Тем самым, в сущности, как бы
продлевается действие старого, ранее
действовавшего законодательства, на
котором основывались условия заключенных
договоров.
Конечно, в новом законе может быть прямо
предусмотрено распространение его действия
и на отношения, вытекающие из ранее заключенных
договоров. Например, Закон о введении
в действие части второй ГК РФ в ч. 1 ст.
8 распространил действие правил Кодекса
об основаниях, последствиях и порядке
расторжения договоров отдельных видов
на все действующие договоры независимо
от даты их заключения. В этом случае общее
правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.
1.7. Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц
Как уже отмечалось, федеральный характер
гражданского законодательства предопределяет
его действие на всей российской территории.
Ограничение территориального действия
правил, регулирующих имущественный оборот,
может вводиться лишь федеральным законом
и только в случаях, когда это необходимо
для обеспечения безопасности, защиты
жизни и здоровья людей, охраны природы
и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1
ГК).
Правила гражданского законодательства
распространяются на соответствующие
отношения российских граждан, юридических
лиц и публично-правовых образований.
Вместе с тем они применяются также к гражданским
правоотношениям с участием иностранцев,
лиц без гражданства и иностранных юридических
лиц, если иное не предусмотрено федеральным
законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности,
при известных условиях они могут применяться
к договорам российских субъектов права
с иностранными контрагентами. Условия
и порядок такого применения регулируются
нормами международного частного права
(см. разд. VII Основ гражданского законодательства
Союза ССР и республик 1991 г. и разд. VIII ГК
РСФСР 1964 г.).
Федеральный закон сам может установить
ограничения сферы своего применения
определенным кругом лиц. Так, Федеральный
закон «Об акционерных обществах»29 до определенного им момента не распространяет
действие ряда своих правил на акционерные
общества, созданные в результате приватизации
государственных и муниципальных предприятий
(п. 5 ст. 1).
Изложенные положения в целом применимы
и к действию подзаконных нормативных
актов, содержащих нормы гражданского
права.
1.8. Применение гражданского законодательства по аналогии
Широта и сложность
Во-вторых, наличие законодательного
регулирования сходных отношений. Так,
«трастовые операции» банков до принятия
специальных правил о договоре доверительного
управления имуществом фактически регулировались
нормами о сходных договорах — поручения
и комиссии, которые и применялись к «трастовым
договорам» при отсутствии в них каких-либо
необходимых условий. В-третьих, применение
аналогичного закона к регулируемым отношениям
должно не противоречить их существу.
Нельзя, например, применять общие положения
о сделках к большинству личных неимущественныхотношений.
Не является аналогией закона отсылка
к регламентации сходных отношений, установленная
законодательным порядком, например распространение
правил о статусе обществ с ограниченной
ответственностью на общества с дополнительной
ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК). Ведь здесь
речь идет не о пробеле в законе, а об особом
юридико-техническом приеме, способе регулирования.
При отсутствии сходного правового регулирования
для конкретного отношения может использоваться
аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении
прав и обязанностей сторон правоотношения
на основе не конкретных правовых норм,
а общих начал и смысла гражданского законодательства,
а также требований добросовестности,
разумности и справедливости. Под общими
началами гражданского законодательства
следует понимать основные принципы гражданско-правового
регулирования, а под его смыслом — отраслевые
особенности, определяемые спецификой
предмета и метода гражданского права.
Критерии добросовестности, разумности
и справедливости обычно применяются
в негативном смысле: имея в виду, что решение,
соответствующее началам и смыслу гражданского
законодательства, не должно быть вместе
с тем «недобросовестным», «неразумным»
или «несправедливым» 30. Таким образом, аналогия права допустима
при наличии пробела в законе, невосполнимого
с помощью аналогии закона (т. е. при отсутствии
нормы, регулирующей сходные отношения),
а также с соблюдением названных выше
критериев. При этом реальное применение
аналогии права в судебной практике является
крайне редким,исключительным случаем.
Следует подчеркнуть, что правила об
аналогии закона и аналогии права используются
в гражданском праве только при применении
законодательства в строгом смысле слова,
т. е. федеральных законов. Они не могут
распространяться на действие подзаконных
нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы
не могут восполняться подобным образом.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РФ
2.1. Законы как источники гражданского права
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Ст. 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, по сравнению с федеральными законами.
Среди федеральных конституционных законов наиболее высшей юридической силой обладает конституция РФ. Будучи основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского права. В частности основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории РФ составляет ст. 35,36 Конституции РФ. Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ.
Особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства и Гражданского Кодекса. Отраслевые кодифицированные нормативные акты призваны, в принципе, урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и являются базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории РФ. 12 ГК), т. е. акта исполнительной власти.
Гражданский кодекс – основополагающий
источник гражданского права.
Центральным, стержневым актом гражданского
законодательства России является Гражданский
кодекс. Этим положением он обязан не только
общему характеру содержащихся в нем правил,
но и требованию о том, чтобы все иные гражданские
законы, а также законы, содержащие нормы
гражданского права, хотя бы и принятые
после введения в действие Гражданского
кодекса, соответствовали его предписаниям
(п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии
норм ГК и других федеральных гражданских
законов необходимо руководствоваться правилами Ко
Новый Гражданский кодекс принимается
частями. Первая часть Кодекса была принята
Государственной Думой 21 октября 1994 г.
и введена в действие с 1 января 1995 г. (за
исключением гл. 4 «Юридические лица»,
вступившей в силу со дня официального
опубликования части первой ГК РФ — 8 декабря
1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным
правам на земельные участки, правила
которой должны вступать в силу одновременно
с введением в действие нового Земельного
кодекса) 2. В своих трех разделах она охватывает
общие положения (Общую часть) гражданского
права, правила о вещных правах и Общую
часть обязательственного права. Вторая
часть Кодекса принята Государственной
Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие
с 1 марта 1996 г. 3Она включает один, самый большой по объему
раздел, посвященный отдельным видам обязательств
(договорных и вне договорных). Третья,
завершающая часть Кодекса, принятая законодателем 1 ноября 2001 г.
и введенная в действие с 1 марта 2002 года, содержит три раздела, посвященные соответственно
наследственному праву, исключительным
правам и международному частному праву .
1 ГК иногда условно называют «экономической
конституцией» Такое положение отнюдь
не означает ограничений законодателю
в установлении новых правовых норм в
данной сфере, ибо оно должно поддерживаться
путем внесения необходимых изменений
в ГК одновременно с принятием новых законов
2 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 9. Ст. 773; № 34.
Ст. 4026.
3 СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; № 34. Ст. 4025; 1997. № 43.
Ст. 4903.
2.2. Подзаконные нормативные акты
Среди нормативных актов ведущею роль (после
законов), источников гражданского законодательства
играют правовые акты, издаваемые президентом
и Правительством РФ.Входящие в эту группу нормативные акты
имеют подзаконный характер. Тем не менее,
при наличии прямого указания в ГК (или
в ином федеральном законе) соответствующее
отношение может быть урегулировано ими
иначе, чем это предусмотрено в правилах
Кодекса или другого закона.
Наибольшей юридической силой среди подзаконных
нормативных актов обладают президентские
указы. В сфере, прямо не урегулированной
нормами закона, правила указов у нас,
по сути, имеют такое же значение, что и
закон (разумеется, если они не содержат
прямых противоречий ему).
В соответствии с постановлением Съезда
народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991
г. «О правовом обеспечении экономической
реформы» проекты президентских указов,
издаваемые «в целях оперативного регулирования
хода экономической реформы и находящиеся
в противоречии с действующими законами»,
представлялись на утверждение в парламент
и в случае их неотклонения в семидневный
срок вступали в силу, т. е. тем самым приобретали силу большую,
чем закон. Этот порядок действовал в 1991—
1992 гг. и в настоящее время уже не используется.
В случае противоречия президентского
указа закону теперь применяется закон
как акт высшей юридической силы (п. 5 ст.
3 ГК). Многие указы Президента РФ по вопросам
экономического развития содержат гражданско-правовые
нормы. Те из них, которые были изданы до
принятия ГК или предусмотренных им законов
и содержат противоречащие им правила,
теперь могут применяться лишь в части,
соответствующей предписаниям Кодекса.
Президентские указы, изданные по вопросам,
которые согласно ГК могут теперь регулироваться
только законами, сохраняют действие до
принятия соответствующих законов.
Правительственные постановления, содержащие
нормы гражданского права, должны не только
соответствовать ГК, другим федеральным
законам и президентским указам, но и могут
теперь приниматься лишь «на основании
и во исполнение» перечисленных актов
более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении
этого ограничения они не подлежат применению
(п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о
тех правительственных постановлениях,
которые имеют гражданско-правовое значение. В сфере хозяйственной деятельности
федеральное правительство принимает
большое количество нормативных актов,
главным образом комплексного характера,
содержащих нормы гражданского права.
Ряд правительственных постановлений
принят по вопросам, которые согласно
ГК могут регулироваться только законами.
В этом случае они, как и президентские
указы, сохраняют силу до принятия соответствующего
закона и в части, не противоречащей Кодексу.
Здесь также сохраняется действие некоторых
постановлений Правительства СССР, принятых
по вопросам, пока прямо не урегулированным
российскими законами или иными правовыми
актами. Примером такого акта может служить
Устав внутреннего водного транспорта
1955 г. Названные постановления действуют
на том же основании и с теми же ограничениями,
что и сохраняющие силу союзные законы,
т. е. до принятия соответствующих российских
актов и в части, не противоречащей российским
законам и иным правовым актам.
2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Нормативные акты федеральных министерств
и ведомств в сфере гражданского права
формально обладают наименьшей юридической
силой. Более того, само их принятие здесь
обусловлено наличием прямого указания
на такую возможность в акте более высокого
уровня — законе, либо президентском указе,
или правительственном постановлении
(п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем
и пределы ведомственного нормотворчества.
Это связано с постоянными, не прекращающимися
попытками многих министерств и ведомств
исказить в принимаемых ими правилах содержание
закона в угоду ведомственным интересам.
Поэтому все ведомственные нормативные
акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей
граждан, а также все аналогичные акты
межведомственного характера подлежат
обязательной государственной регистрации
в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой
осуществляется контроль за законностью
их содержания) 1. Не подлежат государственной регистрации
лишь нормативные акты Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность
была ей предоставлена и ранее в качестве
Федеральной комиссии по ценным бумагам
и фондовому рынку). В результате подавляющее
большинство актов данного ведомства
имеет прямые противоречия с Гражданским
кодексом или другими законами.
Законом предусмотрена также обязанность
возмещения убытков, причиненных гражданам
или юридическим лицам в результате издания
ведомственного акта, не соответствующего
закону или иному правовому акту (ст. 16
ГК). Все эти
_____________________
1 См. п. 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996
г. № 763 (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663) Указанный
порядок применялся и ранее в соответствии
с Указом Президента РФ от 21 января 1993
г. № 104 (САПП РФ. 1993. № 31. Ст. 2858). Согласно
Правилам подготовки нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации,
утвержденным постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (СЗ РФ. 1997. №
33. Ст. 3895), такие акты могут издаваться
лишь в форме постановлений, приказов,
распоряжений, правил, инструкций и положений
(но не в виде писем и телеграмм)
меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве. В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.).
Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).