Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа
В работе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием источников гражданского права и влиянием источников на право в целом, с общей характеристикой источников в гражданском праве. Изучены особенности отдельных источников гражданского права.
Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики
Введение
Глава 1. Общие положения об источниках гражданского права 5
1.1 Понятие источников права 5
1.2 Понятие источников гражданского права 6
1.3 Гражданское законодательство 7
1.4 Система нормативных актов гражданского права 8
1.5 Официальное опубликование и вступление нормативного акта
в силу 10
1.6 Действие гражданского законодательства во времени 12
1.7Действие гражданского законодательства в пространстве и
по кругу лиц 14
1.8 Применение гражданского законодательства по аналогии 15
Глава 2. Виды источников гражданского права РФ 17
2.1 Законы как источники гражданского права17
2.2 Подзаконные нормативные акты 19
2.3 Нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти 21
2.4 Комплексные нормативные акты 23
2.5 Нормы международного права, международные договоры 25
2.6 Обычаи делового оборота, деловые обыкновения, правила
морали и нравственности 27
Глава 3. Постановление судебных пленумов, постановления
конституционного суда РФ, судебная практика 28
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Приложение 16. Форма ИРС-7
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра |
Специальность |
Юриспруденция | |||
| ||||
Факультет |
||||
| ||||
Курс |
Группа |
Курсовая работа
Дисциплина |
Граждансое право | |||
Тема |
Источники гражданского права России | |||
Студента (ки) |
||||
(Фамилия, имя, отчество) | ||||
Руководитель курсовой работы |
||||
|
Работа защищена ______________2011
Оценка _____________________________
Подпись ____________________________
Волгоград
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общие положения об источниках гражданского права 5
1.1 Понятие источников права 5
1.2 Понятие источников гражданского права 6
1.3 Гражданское законодательство 7
1.4 Система нормативных актов гражданского права 8
1.5 Официальное опубликование и вступление нормативного акта
в силу 10
1.6 Действие гражданского законодательства во времени 12
1.7Действие гражданского
законодательства в
по кругу лиц 14
1.8 Применение гражданского законо
Глава 2. Виды источников гражданского права РФ 17
2.1 Законы как источники гражданского права17
2.2 Подзаконные нормативные акты 19
2.3 Нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти 21
2.4 Комплексные нормативные акты 23
2.5 Нормы международного
права, международные договоры
2.6 Обычаи делового оборота, деловые обыкновения, правила
морали и нравственности 27
Глава 3. Постановление судебных пленумов, постановления
конституционного суда РФ, судебная практика 28
Заключение
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. «В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся и гражданские права».1
Задачами курсовой работы являются:
1. Определить понятие источников права вообще и источников гражданского права в частности.
2. Выявить место Гражданского Кодекса как источника в гражданском праве России.
3. Рассмотреть значение Закона РФ «Об исполнительном производстве как источника гражданского права в новых условиях социально-экономических отношений.
4. Определить влияние международных норм частного права.
5. Определить понятия «Гражданское законодательство» и система нормативных актов гражданского права.
6. Выявить место обычаев, законов, подзаконных актов, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе источников гражданского права.
7. Определить, являются ли или нет деловые обыкновения, правила морали инравственности, постановление судебных пленумов, постановления конституционного суда РФ, судебная практика источниками гражданского права Российской Федерации и дать обоснование этому.
Целью курсовой работы являются –определение, понятие, становление и влияние источников гражданского права на само право в целом.
Предмет исследования – источники гражданского права.
Объект исследования – общественные отношения, урегулированные источниками гражданского права.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1.1. Понятие источника права
Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную норму.
Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативно-правового акта.
Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источникомвсего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
Принято выделять:
а) источник права в материальном смысле;
б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологическом смысле");
в) источник права в юридическом (формальном) смысле.
Источником права в
жизни, материальные условия
жизни общества,система
Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание.
1.2. Понятие источников гражданского права
Термин «источник права» пришел
в современное правоведение из римского
права. В теоретической литературе
отмечается его многозначность. В данном
случае речь идет о форме выражения правовых
норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством
того или иного источника (формы) права
имеет важное юридическое, в том числе
правоприменительное, значение. Ведь только
выраженные в таком источнике нормы права
могут применяться для регулирования
соответствующих отношений. Формально
не признанный источник права, как и содержащиеся
в нем правила поведения, не имеет юридического
(общеобязательного) значения.
В современных развитых правопорядках
господствующей формой (источником) права
являются нормативные акты, среди которых
приоритетное место занимают законы как
акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой
сфере они традиционно охватываются понятием
гражданского законодательства. В прежнем
отечественном правопорядке, основанном
на огосударствленной экономике, нормативные
акты, принятые или санкционированные
государством, считались единственным
источником гражданского права. Поэтому
данное понятие исчерпывалось категорией
гражданского законодательства. Активное
включение современной России в мировую
экономику потребовало более полного,
чем ранее, учета в ее национальном законодательстве
международно-правовых положений. В соответствии
с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п 1 ст. 7 ГК общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Они, следовательно,
должны также учитываться в качестве источников
ее права. Таким образом, к числу источников гражданского
права следует относить как законодательство
(нормативные акты), так и международные
договоры, а также торговые обычаи. Это
обстоятельство характеризует особое
понимание источника права в гражданско-правовой
сфере.
1.3. Гражданское законодательство
Гражданское законодательство представляет
собой совокупность нормативных
актов (а не норм права, как правовая
отрасль) различной юридической
силы. При этом охватываемые им нормативные
акты во многих случаях имеют комплексную,
межотраслевую природу, поскольку зачастую
содержат не только гражданско-правовые
нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются
нормы публично-правового характера, например
устанавливающие состав гражданского
законодательства (ст. 3). В актах гражданского
законодательства гражданско-правовые
нормы преобладают, но весьма редко полностью
вытесняют нормы иной юридической природы.
Содержащиеся же в них нормы в силу своих
объективных юридических свойств распределяются
на публично-правовые и частноправовые.
Принципиальной особенностью гражданского
законодательства является наличие в
нем большого числа диапозитивных правил,
действующих только в том случае, если
сами участники регулируемого отношения
не предусмотрят иной вариант своего поведения.
Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости от юридической силы, расположены по определенной строгой иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значения. В виду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и не совершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по – разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяются нормативные акты имеющие большую юридическую силу.
1.4. Система нормативных актов гражданского права
Гражданско-правовые нормативные
акты, традиционно охватываемые понятием
гражданского законодательства, составляют
определенную систему, построенную по
иерархическому принципу. Содержание
этой системы предопределено нормами
Конституции, которая имеет высшую юридическую
силу в отношении любых законов и других
нормативных актов (и возглавляет всю
систему действующего законодательства).
Прежде всего необходимо отметить, что
в состав этой системы теперь могут входить
лишь акты федеральных государственных
органов, поскольку в соответствии с п.
«о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство
составляет предмет исключительной федеральной
компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского
права, не вправе принимать ни органы субъектов
Федерации, ни иные государственные органы
или органы местного самоуправления. Если
такие акты были приняты до момента введения
в действие части первой нового Гражданского
кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют
силу лишь в части, не противоречащей ему. Вместе с тем следует учитывать, что нормы
гражданского права могут содержаться
и в актах некоторых других отраслей законодательства,
отнесенных к совместному ведению Федерации
и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции
РФ). К их числу относится, например, жилищное
законодательство, которое состоит из
комплексных нормативных актов, содержащих
нормы как гражданского, так и административного
права (таков, в частности, Жилищный кодекс).
Указанные акты могут, следовательно,
приниматься и субъектами Федерации, но
не могут противоречить нормам федеральных
законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются
на три группы:
- обладающие высшей юридической силой федеральные законы — нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Составляющие первую
группу актов законы возглавляются
Гражданским кодексом и охватываются
понятием гражданское законодательство
(п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий
закон придает этому термину весьма узкое значение
(считая, в частности, что акты исполнительной
власти не могут включаться в категорию
законодательства, поскольку данная ветвь
власти лишена права законодательствовать).
Президентские указы и постановления
федерального Правительства охватываются
понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15
Конституции РФ и п. 3—6 ст. 3 ГК). Наконец,
акты федеральных министерств и ведомств
составляют понятие нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти.
Данная терминология, последовательно
проведенная в нормах ГК, несколько отличается
от традиционно используемой в теории.
Она, однако, избрана не случайно. С ее
помощью не только подчеркивается различие
в юридической силе гражданско-правовых
актов, но и устанавливаются ограничения
подзаконного нормотворчества в сфере
гражданского права. Если при формулировке
конкретного правила в ГК допускается
возможность его конкретизации или установления
иного решения «законодательством» (либо
«законом»), это означает, что такая конкретизация
или иное решение не могут устанавливаться
никакими актами исполнительной власти.
1.5. Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу
Регулирование отношений, входящих в
предмет гражданского права, осуществляется
действующими гражданско-правовыми нормативными
актами. Как показала многолетняя практика,
эти акты, особенно подзаконного характера,
отличаются нестабильностью, объективно
отражая высокий динамизм самих имущественных
и неимущественных отношений. В условиях
социально-экономических преобразований
нестабильными становятся даже гражданские
законы. Это придает особое значение точному
определению моментов вступления соответствующего
нормативного акта в силу и прекращения
его действия, а также установлению действующей
официальной редакции его текста. Нормативные
акты, содержащие нормы гражданского права,
подлежат обязательному официальному
опубликованию. Такое опубликование важно и для определения
момента вступления соответствующего
акта в силу, и для ознакомления с содержанием
его правил всеми участниками правоотношений.
Кроме того, официальное опубликование
содержит и официальный (общеобязательный,
общепринятый) текст такого акта, которым
и надлежит руководствоваться.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции
РФ федеральные законы принимаются Государственной
Думой. Поэтому они считаются принятыми
с момента их принятия Государственной
Думой в окончательной редакции (а не с
момента одобрения Советом Федерации
или подписания Президентом РФ). В течение
7 дней после подписания закона Президентом
РФ акт подлежит официальному опубликованию
в «Российской газете» или в «Собрании
законодательства Российской Федерации».
По истечении 10 дней после дня первой публикации
полного текста закона он вступает в силу,
если иной порядок не предусмотрен в самом
законе. Официальной считается, таким
образом, первая публикация полного текста
закона в «Российской газете» или в