Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:33, реферат
Любой производитель желает, чтобы его товары и услуги пользовались успехом, чтобы их реклама оказывала максимальное воздействие на потребителя. Для производства такой рекламы необходимо приложить определенные творческие усилия. Во многих случаях используются результаты творчества и иные объекты интеллектуальной собственности третьих лиц. Но нельзя забывать, что их использование должно подчиняться определенным законодательно установленным правилам.
Использование объектов интеллектуальной собственности в рекламе
1 Использование в рекламе объектов исключительных прав
Любой производитель желает, чтобы его товары и услуги пользовались успехом, чтобы их реклама оказывала максимальное воздействие на потребителя. Для производства такой рекламы необходимо приложить определенные творческие усилия. Во многих случаях используются результаты творчества и иные объекты интеллектуальной собственности третьих лиц. Но нельзя забывать, что их использование должно подчиняться определенным законодательно установленным правилам. В соответствии с Законом Украины «О рекламе» использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Украины. Каков же этот порядок и какими законами он регламентирован?
Среди всех объектов интеллектуальной собственности можно выделить объекты, которые чаще других либо представляются в рекламе (товарные знаки, фирменные наименования, объекты патентных прав), либо используются при ее изготовлении (произведения науки, литературы и искусства).
Порядок использования товарных
знаков регламентируется Законом Украины
«Об охране прав на знаки для товаров
и услуг». Товарный знак — обозначение,
способное отличать однородные товары
разных производителей. Фактически, именно
товарный знак является основным объектом
рекламы и в результате остается
в памяти потребителей. Владелец товарного
знака имеет исключительное право
пользоваться и распоряжаться им,
а также запрещать его
Обычно именно рекламодатель
является правообладателем в отношении
товарного знака, зарегистрированного
в установленном порядке. Однако
иногда в рекламе незаконно
Нарушением прав владельца
товарного знака признается любое
несанкционированное им введение в
хозяйственный оборот товара, обозначенного
точно таким же или сходным
с ним до степени смешения обозначением,
или самого обозначения в отношении
однородных с указанными в свидетельстве
товарами. Например, к таким действиям
может относиться предложение к
продаже товара, незаконно обозначенного
чужим товарным знаком. Таким образом,
если товарный знак или сходное с
ним обозначение используется кем-либо
в рекламе без разрешения правообладателя,
то сама реклама будет являться самостоятельным
нарушением исключительных прав. За такие
действия может наступить гражданско-
В случае нарушения владелец
товарного знака вправе требовать
от нарушителя прекращения нарушения,
возмещения убытков, публикации судебного
решения в целях восстановления
деловой репутации и
Таким образом, порядок использования
в рекламе товарных знаков заключается
в том, что их может использовать
только правообладатель (владелец, лицензиат
на основании лицензионного
Однако Закон о рекламе
не допускает и недобросовестную
рекламу, которая вводит потребителей
в заблуждение относительно рекламируемого
товара посредством имитации (копирования
или подражания) общего проекта, текста,
рекламных формул, изображений, музыкальных
или звуковых эффектов, используемых
в рекламе других товаров. Поэтому
в некоторых случаях
Законом о рекламе запрещается также заведомо ложная реклама, т.е. реклама, которая умышленно вводит потребителей в заблуждение. Поскольку не указывается, относительно чего потребитель не должен вводится в заблуждение, то следует признать, что использование в рекламе чужого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения отвечает признакам заведомо ложной рекламы.
Нарушением Закона о рекламе
является также недостоверная реклама,
т.е. реклама, в которой присутствуют
не соответствующие
Следует также отметить, что все указанные действия, кроме того, что они нарушают Закон о рекламе и Закон о товарных знаках, могут быть признаны недобросовестной конкуренцией на основании Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».
В связи с вышесказанным можно посоветовать производителям использовать только свои обозначения и заботиться об их охране. И Закон о товарных знаках предоставляет достаточно большие возможности для защиты законных интересов в сфере рекламы, поскольку в качестве товарных знаков могут выступать и регистрироваться не только логотипы, названия, этикетки, но и рекламные слоганы, звуковые обозначения. Это позволяет производителям наиболее эффективно продвигать свой товар на рынок, используя в рекламе товара оригинальные обозначения, являющиеся объектами исключительных прав. Например, в качестве товарного знака для кофе был зарегистрирован фрагмент произведения Чайковского.
Во многом все вышесказанное может относиться и к фирменному наименованию, поскольку оно также является средством индивидуализации и объектом исключительных прав.
Сегодня многие субъекты предпринимательских
отношений, в т.ч. — иностранные
юридические лица, указывают свои
фирменные наименования и товарные
знаки на иностранных языках. В
соответствии с Законом о рекламе
на территории Украины реклама
Одним из предусмотренных законом исключений является использование зарегистрированного товарного знака. Если товарный знак зарегистрирован на иностранном языке, то никто не может воспрепятствовать его использованию, в том числе в рекламе.
С фирменным наименованием
правовая ситуация несколько сложнее.
Так, одна организация указала свое
наименование на английском языке на
вывеске перед входом в занимаемое
помещение, поскольку ее уставом
предусматривался такой вариант
использования фирменного наименования.
Антимонопольный комитет
2 Воплощение объектов патентных прав в рекламируемых товарах
В рекламируемых товарах
часто воплощаются объекты
Порядок использования объектов патентных прав регулируется законами о защите прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и сорта растений (патентные законы). Именно к ним отсылает Закона о рекламе, когда в рекламе речь идет о защищенных патентом изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах.
В соответствии с патентными законами патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемых патентом изобретения, промышленного образца, полезной модели. При этом под использованием понимается введение в хозяйственный оборот созданного с применением изобретения, полезной модели, промышленного образца продукта или применение охраняемого патентом способа.
Несанкционированное изготовление,
применение, ввоз, предложение к
продаже, продажа, иное введение в хозяйственный
оборот или хранение с этой целью
продукта, содержащего запатентованное
изобретение, полезную модель, промышленный
образец, а также применение запатентованного
способа, — все это является нарушением
исключительного права
Таким образом, сама реклама
продукта, который содержит защищенный
патентным законодательством
В патентном праве важнейшим
понятием, определяющим патентоспособность,
является новизна, т.е. неизвестность
из мирового уровня техники, в который
включаются все сведения, ставшие
общедоступными в мире до даты подачи
заявки. Реклама может являться средством
раскрытия тех сведений, с учетом
которых определяется новизна, а
в отношении изобретения —
и изобретательский уровень. В силу
этого иногда (особенно за рубежом)
рекламу используют для того, чтобы
исключить возможность
Указывать в рекламе на
то, что продукт защищен патентом,
можно только в том случае, если
это соответствует
3 Реклама как объект авторского права
Чтобы создать качественную рекламу, необходимо приложить определенные творческие усилия. Эти усилия приводят к тому, что реклама становится творческим произведением, выраженным в какой-либо объективной форме, а значит — объектом авторского права. Часто при создании рекламы используют произведения, созданные кем-либо ранее.
Отношения, возникающие в
связи с созданием и
В Законе о рекламе отмечается,
что реклама может полностью
или частично являться объектом авторского
права и смежных прав. В этом
случае авторские права и смежные
права подлежат защите в соответствии
с Законом Украины «Об
В соответствии с указанным
законом авторское право
Реклама — это информация. Она может представляться в форме следующих объектов авторского права, прямо указанных в Законе об авторском праве, или содержать их:
— литературных произведений
(оригинальные рекламные
— музыкальных произведений;
Информация о работе Использование объектов интеллектуальной собственности в рекламе