Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа
Объектом и предметом исследования явяляется определение инвестиционного договора, порядок заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, определение существенных условий, обязательных для отражения в инвестиционном договоре.
Цель работы – раскрыть понятие инвестиционного договора, определить существенные условия договора.
Сторонами в инвестиционном договоре выступают:
с одной стороны - Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь);
с другой стороны - национальные или (и) иностранные инвесторы.[6]
Порядок предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь (далее – инвестиционные агенты), а также порядок их взаимодействия по данным вопросам с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь (далее – государственные органы), областными (Минским городским) исполнительными комитетами (далее – исполнительные комитеты) определяется Постановлением Совета Министров РБ №1448 от 06.11.2009г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь ». [9]
Полномочия
на представление интересов
Полномочия инвестиционного агента могут предоставляться:
В отдельных случаях по решению Совета Министров Республики Беларусь полномочия инвестиционного агента могут быть предоставлены иностранным физическим лицам без их регистрации в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Республики Беларусь. [9]
Инвестиционный
договор с Республикой Беларусь
позволяет предусмотреть
К базовым условиям, установленным Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 ”О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь“, относятся:
Также по решению областных и Минского городского Советов депутатов инвесторы, реализующие инвестиционные проекты по инвестиционным договорам с Республикой Беларусь, могут быть освобождены от уплаты целевых сборов в местные бюджеты.
Вышеназванные
льготы и преференции могут быть
предоставлены инвестору при
заключении инвестиционного договора
на основании решения как
Можно выделить следующие подходы, которыми стоит руководствоваться при определении соответствующего вида инвестиционного договора:
Нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. No 10 «О создании дополнительных условий для инвестицион ной деятельности в Республике Беларусь» направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности и значительно проясняют отношения государства с инвесторами. Он направлен на стимулирование и государственную поддержку инвестиций, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Современная законодательная база РБ в части регулирования инвестиционной деятельности содержит исчерпывающую информацию о том, что должет содержать инвестиционный договор для того, чтобы наиболее полно выразить интересы инвестора и государтсва и защить их.
Инвестор, претендующий на заключение инвестиционного договора (иное уполномоченное им в установленном порядке лицо), обращается с заявлением:
В
случае если в инвестиционном договоре
предусматриваются
К
заявлению инвестора о
В
случае если для заключения инвестиционного
договора необходимо принятие решения
Совета Министров Республики Беларусь
по согласованию с Президентом Республики
Беларусь в соответствии с абзацем
четвертым части первой подпункта 1.2
пункта 1 Декрета, к заявлению прилагаются
заключение аудитора о финансовом состоянии
инвестора (для юридических лиц) и бизнес-план
инвестиционного проекта, разработанный
в соответствии с актами законодательства
Республики Беларусь. [7]
Заявление,
поданное инвестором, о заключении
о заключении инвестиционного договора
рассматривается
Государственный орган или исполнительный комитет определяет соответствующее должностное лицо, ответственное за рассмотрение заявлений о заключении инвестиционного договора, обеспечение непосредственного взаимодействия с инвестором в процессе такого рассмотрения, а также обладающее правом запрашивать у инвестора дополнительные сведения, необходимые для принятия решения о заключении инвестиционного договора.
Проект инвестиционного договора рассматривается государственным органом или исполнительным комитетом с участием в таком рассмотрении экономических и юридических служб этих органов и проведением обязательной юридической экспертизы проекта инвестиционного договора.
В процессе рассмотрения государственный орган или исполнительный комитет обязан направлять проект инвестиционного договора на согласование в другие государственные органы и исполнительные комитеты, срок которого не должен превышать 7 дней с даты поступления такого проекта.
Заключение инвестиционного договора подлежит обязательному рассмотрению на коллегии (совете) государственного органа, заседании исполнительного комитета, по результатам которых принимается решение:
Для участия в коллегии (совете) государственного органа, заседании исполнительного комитета, как правило, приглашается инвестор (иное уполномоченное им в установленном порядке лицо).
Инвестиционный
договор подписывается
При принятии коллегией (советом) государственного органа, исполнительным комитетом решения в соответствии с абзацами третьим и четвертым части первой подпункта 1.2 пункта 1 Декрета данный государственный орган или исполнительный комитет в 3-дневный срок с даты принятия такого решения в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения вносит в Правительство Республики Беларусь вместе с заключением обязательной юридической экспертизы инвестиционного договора, проведенной Министерством юстиции, или в Министерство экономики проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора.
После получения от государственного органа или исполнительного комитета проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора или заявления инвестора (иного уполномоченного им в установленном порядке лица) в соответствии с частью четвертой пункта 6 Положения [7] Министерство экономики:
Министерство экономики определяет соответствующее должностное лицо, ответственное за рассмотрение заявлений о заключении инвестиционного договора, обеспечение непосредственного взаимодействия с инвестором в процессе такого рассмотрения, а также обладающее правом запрашивать у инвестора дополнительные сведения, необходимые для принятия решения о заключении инвестиционного договора.
Общий
срок рассмотрения Министерством экономики
проекта инвестиционного
Заключение инвестиционного договора подлежит обязательному рассмотрению на коллегии Министерства экономики, по результатам которой принимается решение:
В 3-дневный срок с даты принятия коллегией решения Министерство экономики вносит в установленном порядке в Правительство Республики Беларусь проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора с приложением дополнительно к установленным в соответствии с законодательством документам копии соответствующего решения коллегии Министерства экономики, заключения юридической экспертизы инвестиционного договора, проведенной Министерством юстиции.
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, вносимый государственным органом, исполнительным комитетом, Министерством экономики, должен содержать:
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора рассматривается Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, по результатам рассмотрения которого:
Подписание инвестиционного договора осуществляется одновременно с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь о заключении инвестиционного договора.
Инвестиционный
договор вступает в силу с даты
принятия постановления Совета Министров
Республики Беларусь о заключении инвестиционного
договора, если в этом постановлении не
указан иной срок вступления договора
в силу.
Порядок ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь в целях государственной регистрации и систематизации заключенных инвестиционных договоров с Республикой Беларусь определяется Положением о порядке государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров РБ №1449 от 06.11.2009г.
Реестр является перечнем с использованием автоматизированной системы учета информационно-справочных данных о заключенных инвестиционных договорах. Ведение реестра осуществляется одновременно на бумажном носителе в виде регистрационной книги и на машинных носителях. Ведется также регистрационное дело.
В случае несоответствия записей на бумажном и машинном носителях за основу принимаются записи на бумажном носителе.
Ведение реестра осуществляется Министерством экономики.
4.
Реестр содержит следующие
Реестр может включать иную информацию в зависимости от положений инвестиционного договора.
Государственный орган или исполнительный комитет, заключившие инвестиционный договор или уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь на осуществление координации работы по выполнению этого договора, в 3-дневный срок с даты заключения инвестиционного договора направляет в Министерство экономики копии решения коллегии (совета) государственного органа, исполнительного комитета и инвестиционного договора для регистрации такого договора в реестре.
Направление в Министерство экономики копий постановления Совета Министров Республики Беларусь и инвестиционного договора для его регистрации в реестре осуществляется в установленном порядке.
Регистрация инвестиционного договора осуществляется посредством:
Дополнительные соглашения к инвестиционному договору регистрируются за тем же номером, что и инвестиционный договор, с присвоением им дополнительного номера в порядке возрастания, начиная с цифры 1.
Датой
регистрации инвестиционного
В
регистрационной книге
Министерство экономики осуществляет регистрацию инвестиционного договора в реестре в 2-дневный срок с даты получения копии заключенного инвестиционного договора.
Регистрационное дело ведется и хранится по каждому инвестиционному договору в отдельности и передается после окончания срока действия этого договора в архив Министерства экономики.
Министерство экономики вносит в регистрационное дело изменения на основании письменной информации, полученной от государственного органа или исполнительного комитета, заключивших инвестиционный договор или уполномоченных Советом Министров Республики Беларусь на осуществление координации работы по выполнению этого договора.
Технические ошибки и неточности в записи, допущенные при регистрации инвестиционных договоров, исправляются путем внесения новой записи в реестр.
Министерство
экономики имеет право
Точное соблюдение порядка заключения инвестиционных договоров позволит инвесторам избежать дополнительных расходов времени и денежных средств, избежать дополнительных финансовых рисков, связанных с инвестиционной деятельностью.
Государство
также заинтересовано в соблюдении
порядка заключения инвестиционных
договоров, поскольку это дает возможность
контроля инвестиционной деятельности
в республике, выявления факторов, влияющих
на ее развитие, гарантирует прозрачность
и законность инвестиций в Республике
Беларусь.
Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке в количестве экземпляров по числу сторон инвестиционного договора.
Внесение изменений и дополнений в инвестиционный договор осуществляется по согласованию сторон, заключивших этот договор, в порядке, предусмотренном настоящим Положением для заключения инвестиционного договора и вступления его в силу.
Прекращение действия инвестиционного договора осуществляется в порядке, установленном Положением [7] для заключения инвестиционного договора, в случаях:
Среди юридических особенностей инвестиционного договора стоит обратить внимание и на то, что в нем в обязательном порядке должно быть предусмотрено право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств (ч. 4 п. 1.4. Декрета № 10). Стоит отметить, что в связи с тем, что отношения сторон инвестиционного соглашения носят договорной характер, то такой отказ не подразумевает лишения инвестора уже предоставленных льгот и преференций, но прекращает действие таких льгот на будущее (п. 3 ст. 420 ГК). [10]
Государственный орган, исполнительный комитет, заключившие инвестиционный договор или уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь на осуществление координации работы по выполнению этого договора, в 3-дневный срок с даты заключения инвестиционного договора направляют в Министерство экономики копии решения коллегии (совета) государственного органа, исполнительного комитета и инвестиционного договора для регистрации такого договора в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.
Направление в Министерство экономики копий постановления Совета Министров Республики Беларусь и инвестиционного договора для его регистрации в реестре осуществляется в установленном порядке.
Государственный орган, исполнительный комитет, заключившие инвестиционный договор либо на которые Советом Министров Республики Беларусь возложена координация работы по выполнению этого договора, оказывают инвестору необходимое содействие в реализации инвестиционного проекта и ежеквартально 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство экономики информацию о ходе реализации инвестиционного проекта и выполнении сторонами условий инвестиционного договора.
Ежеквартально 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, Министерство экономики направляет в Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля информацию о ходе реализации инвестиционных договоров, зарегистрированных в реестре.
Заключение инвестиционного договора – это пошаговая стратегия, каждый шаг которой нашел отражение в законодательстве Республики Беларусь. С одной стороны, это дает возможность проверки каждого инвестиционного договора и контроля инвестиционного проекта, реализуемого на основании заключенного договора. Это понятно, поскольку инвестирование экономики – вопрос государственной важности, ведь инвесторы получают порой беспретендентные льготы и преференции, а это определнные риски для национальной экономики.
С
другой стороны, процесс подготовки
и заключения инвестиционного договора
длительный, договор проходит множество
инстанций как на стадии проверки
и анализа, так и на стадии согласования
в опрделенных инстанциях в зависимости
от вида договора. Это может остановить
потенциального инвестора, поскольку
каждый из них ценит свое время и деньги.
Под инвестиционным договором с Республикой Беларусь понимается договор, заключаемый с инвестором на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь , областного (Минского городского) исполнительного комитета, Совета Министров Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В целях правового регулирования отношений по привлечению и использованию инвестиций в Республике Беларусь в 2001 году был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который содержит отдельную главу 10 "Инвестиционный договор с Республикой Беларусь", посвященную регулированию данного договора.
Нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. No 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» направлены на стимулирование широкомасштабной инвестиционной активности и значительно проясняют отношения государства с инвесторами.
Порядок заключения инвестиционного договора содержится в Поставновлении Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009г. № 1449 «О мерах реализации декрета Президента РБ от 6 августа 2009г. №10
Современная законодательная база РБ в части регулирования инвестиционной деятельности содержит исчерпывающую информацию о том, что должет содержать инвестиционный договор для того, чтобы наиболее полно выразить интересы инвестора и государтсва и защить их.