Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:28, курсовая работа
Целями данной работы будут: исследование действующего законодательства об информации вообще и информации в качестве объекта гражданского права, его сравнение с законодательством, вводимым в действие с 1 января 2008 года; отдельное исследование особенностей гражданско-правового режима ноу-хау как важнейшего из видов информации; исследование теоретических работ, посвещенных данной проблематике, выявление их достоинств и недостатков.
Введение. Стр. 3
Глава I. Понятие, признаки и виды информации. Стр. 5
§ 1. Понятие и признаки информации. Стр. 5
§ 2. Виды информации. Стр. 12
Глава II. Особенности гражданско-правового режима информации, составляющей коммерческую тайну (ноу-хау). Стр. 18
Заключение. Стр. 28
Библиография.
Говоря
о своеобразии исключительных прав
на информацию, В. А. Дозорцев сравнивает
исключительное право на информацию
с другими исключительными
Патентное право не может быть использовано для регулирования информационных отношений по крайней мере по двум причинам. Во-первых, содержание патентного права направлено не на сообщение информации, а на ее практическое использование. В рамках патентного права сведения сами по себе не предствавляют самостоятельного объекта для использования. Во-вторых, системе патентного права противоречило бы предоставление самих сведений, составляющих такую предпосылку, в качестве особой экономической ценности. Необходимым элементом патентной охраны является публикация сведений, использование которых запрещено третьим лицам без разрешения правообладателя. Тем самым участие этих сведений в экономическом обороте исключается. В нем участвуют не сведения, а право на их использование.21
Авторское право при отсутствии информационных отношений может частично восполнить возникший пробел в правовом регулировании. Однако, оно охраняет форму, но никак не содержание произведения, которое может быть предметом информации. Строго говоря, авторское право предназначено для охраны произведений искусства, ибо для них решающее значение имеет именно форма, которая и оказывает эмоциональное воздействие на потребителя. Охрана авторским правом всех остальных произведений, в том числе произведений науки, тоже относящаяся к форме этих произведений, имеет лишь попутное значение. Идеи, сведения и т.п., раскрытые в охраняемом авторским правом произведении, никак не охраняются, более того, они могут свободно использоваться.22 Произведения, защищаемые авторским правом, могут содержать информацию. Но это еще не значит, что они являются объектом информационных отношений.
Из смысла п. 1 ст. 1027 ГК РФ23 следует, что законодатель также относит охраняемую коммерческую информацию к объектам исключительных прав.
Таким
образом, автором работы рассмотрены основные
указанные в литературе признаки информации
как объекта гражданского права. Они позволяют
четко отграничить информацию от объектов
иных исключительных прав. Кроме того
вышеперечисленные признаки не утрачивают
своей актуальности и после введения в
действие с 1 янвяря 2008 года четвертой
части ГК РФ, поскольку законодатель не
отказывается от регулирования отношений,
связанных с оборотом информации. Так,
например, ст. 1465 ГК РФ24, вводя понятие
«секрет производства (ноу-хау)» указывает
в качестве его признаков все специальные
признаки информации.
§ 2. Виды
информации.
Рассматривая информацию вообще и информацию как объект гражданского права в частности необходимо ее классифицировать. В научной литературе встречается несколько классификаций информации. В работе будет подробно рассмотрена каждая из них.
Наиболее распространено деление информации в зависимости от степени доступа к ней на открытую и информацию ограниченного доступа25. К открытой информации традиционно относят:
Несколько сложнее обстоит дело с классификацией информации ограниченного доступа. Так, В. А. Копылов перечисляет следующие виды такой информации:
В основе такой классификации различный режим регулирования информации и порядок доступа к ней. Иным образом классифицирует информацию ограниченного доступа Е. Н. Насонова. Объединяя информацию ограниченного доступа понятием «тайна», она выделяет следующие виды тайн:
Законодатель занял позицию, отличную от обеих вышеизложенных. В Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом президента РФ от 6 марта 1997 года № 18828 предложена следующая система сведений конфиденциального характера:
Нельзя не отметить того факта, что данный акт не дает исчерпывающей классификации видов информации ограниченного доступа (сведений конфиденциального характера). Этот вопрос, по всей видимости, нуждается в более точном законодательном регулировании, которое дало бы исчерпывающий, системный перечень сведений, составляющих информацию ограниченного доступа. За основу для такого перечня можно взять одну из предложенных выше классификаций В. П. Копылова или Е. Н. Насоновой.
Ноу-хау (коммерческая тайна) подробнее будет рассмотрено во второй главе данной работы, здесь же следует подробнее осветить другие виды информации ограниченного доступа.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»29 (далее – Закон РФ «О государственной тайне) государственная тайна – это «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». В отношении таких сведений применяются грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (ч. 2 ст.8 Закона РФ «О государственной тайне»), а сам перечень сведений, составляющих государственную тайну приведен в ст. 5 данного Закона. Защита таких сведений особенно важна для государства, поэтому за нарушение законодательства о государственной тайне, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона РФ «О государственной тайне» устанавливается уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность. Например, ст. 275 и ст. 276 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ)30 устанавливают уголовную ответственность за передачу сведений, составляющих государственную тайну иностранному государству. По причине особой важности таких сведений они, безусловно, не могут рассматриваться как объект гражданско-правового регулирования, однако сами по себе они представляют информацию, что обусловливает их рассмотрение здесь.
Служебную тайну ст. 139 ГК РФ рассматривает как один из видов объектов гражданского права. Однако такое положение не вполне обосновано. Так в соответствии с п. 1.2 Положения «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»31 (далее – Положение) к служебной информации ограниченного распространения относится «несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью». Такая информация без санкции соответствующего должностного лица не подлежит распространению (п. 1.7 Положения). Аналогичную позицию занимает ряд исследователей. Например, определяя служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти, и ссылаясь на вышеуказанные акты, Е. Н. Насонова говорит, что «служебная тайна не должна быть объектом гражданского права».32
Профессиональную тайну Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» определяет как «сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее)».33 Первые три пункта справедливо отнесены законодателем к сведениям, составляющим профессиональную тайну, однако тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений правильнее будет отнести к разряду тайны частной жизни. К перечню профессиональных тайн следовало бы также добавить банковскую и налоговую тайны, тайну страхования и некоторые другие.34 Категория информации, составляющей профессиональную тайну по сути сближается со служебной тайной. По общему правилу разглашение профессиональной тайны не допускается, но закон может установить случаи, когда такое допускается. Например, ч. 1 и 2 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее – Основы) говорят, что «информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не
допускается разглашение
В
группу сведений, составляющих тайну
частной жизни традиционно
Информацию также классифицируют в зависимости от ее роли в правовой системе на правовую и неправовую.35 Под правовой информацией понимаются результаты правотворческой, правоохранительной, правоприменительной деятельности. Правовая информация, в свою очередь может быть нормативной или ненормативной, в зависимости от вида правового акта, в котором она содержится.36
К неправовой информации относят в свою очередь информацию, являющуюся объектом гражданского права и массовую информацию, которая объектом гражданского права не является.
Рассматривая
информацию исключительно через
призму гражданского права можно
упростить данную классификацию, разделив
всю информацию в зависимости
от возможности ее рассмотрения в качестве
объекта гражданского права на информацию
не являющуюся объектом
гражданского права и являющуюся
его объектом. Такая классификация выглядит
примитивной, но ее законодательное закрепление
с одновременным указанием закрытого
перечня информации, рассматриваемой
в качестве объекта гражданского права
сыграло бы существенную роль в упрощении
ее гражданско-правового оборота.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ (НОУ-ХАУ).
Самостоятельный институт коммерческой тайны в законодательстве СССР отсутствовал. Впервые это понятие появилось в Законе СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях»37. Пункт 1 ст. 33 данного закона определял коммерческую тайну предприятия как «не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам». Особенностью этого закона было то, что он давал право руководителям предприятий самостоятельно определять состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну и порядок их защиты. За Советом Министров СССР оставалось только право определять виды деятельности предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну в целях предотвращения сокрытия предприятием сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.
Следующим этапом развития было закрепление ноу-хау в Основах гражданского законодательства Союза ССР и Республик от 31 мая 1991 г. № 2211-138 (ст. 151).
В ГК РФ непосредственно упоминается только служебная и коммерческая тайны. Поскольку, как указывалось выше вопросы регулирования режима служебной тайны относятся к сфере административного и трудового права, гражданско-правовой режим следует оценивать главным образом применительно к информации, составляющей коммерческую тайну.39 В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»40 к такой информации относится «научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны». Это определение несколько видоизменяется с 1 января 2008 года: в соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ»41 «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны». Данное определение прямо не использует понятие «ноу-хау», заменяя его понятием «секрет производства», в остальном же оно является более полным, нежели используемое сегодня. Такое же определение ноу-хау дается в части четвертой ГК РФ (ст. 1465)42, что служит унификации понимания ноу-хау как предмета гражданско-правового регулирования.
Информация о работе Информация как объект гражданского права