Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является анализ самой категории информации в правовом аспекте, выявление ее значения в рамках гражданского права, выяснение того, что же представляет собой правовая категория информации.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной и научной литературы;
2. Анализ учебного и научного материала по изучаемому вопросу;
3. Усвоение теоретического материала;
Введение
Глава 1. Понятие и признаки информации
Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации
Заключение
Список используемой литературы
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3) КоАП РФ устанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пятисот МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющий отношение к Федеральному закону "О рекламе". Согласно КоАП РФ, использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).
Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов такого правонарушения, как "непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации"[14]. Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому, при проведении выборов любого уровня, к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ, независимо от того, к какой форме собственности оно относится. Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.
Рассмотрим теперь административную
ответственность за нарушение права
на получение информации. Согласно
ст. 38 Закона РФ о СМИ, граждане имеют
право на оперативное получение
через средства массовой информации
достоверных сведений о деятельности
государственных органов и
В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении редакции СМИ информации. В связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.
В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное представление информации, как установлено ст. 5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является достаточно низким.
Объективная сторона данного правонарушения, установленная КоАП РФ, практически аналогична объективной стороне преступления ("отказ гражданину в предоставлении информации" - ст. 140 УК). Отличие между ними составляет наличие (отсутствие) такого элемента, как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует). Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно - причинению вреда.
Иное правонарушение - демонстрирование
фашистской атрибутики или символики
карается административным штрафом
в размере от пяти до десяти МРОТ
с конфискацией фашистской атрибутики
или символики или
За действия, образующие три состава административных правонарушений, КоАП РФ предусмотрена ранее отсутствовавшая ответственность. К таким действиям относятся: воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (13.16); нарушение правил распространения обязательных сообщений (13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (13.18). Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ. Последний был принят, как известно, в конце 1991 года. Таким образом, потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала быть бланкетной, и появились основания для привлечения к административной ответственности за данные действия.
Ответственность за следующий
состав административного
Не подверглись существенным
изменениям такие составы административных
правонарушений, как нарушение порядка
изготовления или распространения
продукции средства массовой информации
(13.21) и нарушение порядка объявления
выходных данных (13.22). В отношении
первого можно отметить, что отныне
нарушением порядка распространения
признается распространение продукции
СМИ не только незарегистрированного,
но также и СМИ, не прошедшего перерегистрацию.
Наложение взыскания возможно и
на основании факта изготовления
или распространения продукции
СМИ после решения о
Отсюда следует, что при административном судопроизводстве могут быть наложены следующие виды административных взысканий:
- предупреждение - мера административного
наказания, выраженная в
- административный штраф - денежное взыскание;
- возмездное изъятие орудия
совершения или предмета
- конфискация орудия совершения
или предмета
- лишение специального права;
- административный арест;
- административное выдворение
за пределы РФ иностранного
гражданина или лица без
- дисквалификация - лишение
права занимать руководящие
- административное
Статья 17 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" устанавливает, что физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований указанного Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в т.ч. ввозит в РФ экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторского права[15]. Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права, а также экземпляры охраняемой в РФ в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимых в РФ из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом.
В соответствии со статьей 18 этого же Закона автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:
- признания прав;
- восстановления положения,
существовавшего до нарушения
права, и прекращения действий,
нарушающих право или
- возмещения причиненных
убытков, в размер которых
- выплаты нарушителем
компенсации в определяемой по
усмотрению суда, арбитражного или
третейского суда сумме от 5000-кратного
до 50000-кратного установленного
- помимо возмещения убытков
или выплаты компенсации по
усмотрению суда или
- принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.
За защитой своего права
правообладатели могут
Последствия неправомерного
использования информации могут
быть самыми разнообразными - это не
только нарушение неприкосновенности
интеллектуальной собственности, но и
разглашение сведений о частной
жизни граждан, имущественный ущерб
в виде прямых убытков и неполученных
доходов, потеря репутации фирмы, различные
виды нарушений нормальной деятельности
предприятия: отрасли и т.д. Поэтому
совершенно оправданно то, что преступления
данного вида помещены в раздел IX
"Преступления против общественной
безопасности и общественного порядка".
Таким образом, если исходить из учения
о четырехзвенной структуре объекта
преступления, общим объектом компьютерных
преступлений будет выступать совокупность
всех общественных отношений, охраняемых
уголовным законом: родовым - общественная
безопасность и общественный порядок
и видовым - совокупность общественных
отношений по правомерному и безопасному
использованию информации. Непосредственный
объект трактуется, исходя из названий
и диспозиций конкретных статей. Чаще
всего непосредственный объект основного
состава компьютерного
Практически все анализируемые
преступления относятся к преступлениям
средней тяжести, т.е. их максимальная
наказуемость в виде лишения свободы
не превышает 5 лет. Исключением является
лишь создание, использование и
Из всех признаков субъективной
стороны значение будет иметь
только один - вина. При этом: исходя
из ч. 2 ст. 24 УК РФ, для всех преступлений
данного вида необходимо наличие
вины в форме умысла, и лишь два
квалифицированных состава
Субъект нескольких составов является специальным. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учесть всевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность за преступления против компьютерной безопасности наступает с 16 лет (ст. 20 УК).
Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.
Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных[18].
Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно ст. 138 УК РФ, устанавливающая, что наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет; ст. 158 УК РФ, определяющая, что наказание за кражу предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом; ст. 159 УК РФ, устанавливающая в худшем случае наказание за мошенничество в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового; ст. 165, устанавливающая за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием наказание в худшем случае в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.
Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.
Информация о работе Информация как объект гражданского права