Информация как объект гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является анализ самой категории информации в правовом аспекте, выявление ее значения в рамках гражданского права, выяснение того, что же представляет собой правовая категория информации.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной и научной литературы;
2. Анализ учебного и научного материала по изучаемому вопросу;
3. Усвоение теоретического материала;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки информации
Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

информация как объект гражданского права.docx

— 58.99 Кб (Скачать)

Не может быть запрещена  к открытому распространению  в обществе информация, относящаяся  к:

законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим  правовой статус органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности  граждан, порядок их реализации;

документам, содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения  безопасности населения;

документам, содержащим информацию о деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств  и других государственных и местных  ресурсов, о состоянии экономики  и потребностей населения, за исключением  сведений, отнесенных к государственной  тайне;

документам, накапливаемым  в открытых фондах библиотек и  архивов, информационных системах органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых  для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Индивидуальное пользование  общедоступной информацией гарантируется  и вышеупомянутым Законом "Об информации, информатизации и защите информации". Естественно, он не определяет содержания всех видов информации, которые относятся  и могут относиться к общедоступной  информации.

К информации, являющейся государственной  тайной, относится информация, установленная  Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О  государственной тайне" (с посл. изм.)[11].

В соответствии со ст. 5 этого  Закона к государственной тайне  относятся:

1) сведения о содержании  стратегических и оперативных  планов, о разработке, производстве, объемах производства, хранении  и утилизации ядерных боеприпасов,  о тактико-технических характеристиках  и возможностях боевого применения  образцов вооружения и военной  техники и другие;

2) сведения в области  экономики, науки и техники  (о содержании планов подготовки  к возможным военным действиям,  о мобилизационных мощностях  промышленности по изготовлению  и ремонту вооружения и военной  техники, о силах и средствах  гражданской обороны, о достижениях  науки и техники, имеющих важное  оборонное значение, и пр.);

3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, о финансовой политике в отношении  иностранных государств (за исключением  обобщенных показателей по внешней  задолженности), а также о финансовой  или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение  которых может нанести ущерб  безопасности государства;

4) сведения о силах,  средствах, источниках, методах,  планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности; о лицах, сотрудничающих  или сотрудничавших на конфиденциальной  основе с органами, осуществляющими  разведывательную, контрразведывательную  и оперативно-розыскную деятельность; об организации, силах, средствах  и методах обеспечения безопасности  объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты  секретной информации и др.

Одновременно этот Закон  устанавливает, что не подлежат отнесению  к государственной тайне сведения о:

чрезвычайных происшествиях  и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также  о состоянии преступности;

привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

размерах золотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;

состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

фактах нарушения законности органами государственной власти и  их должностными лицами.

Под конфиденциальной информацией  понимается документированная информация (информация, содержащаяся на материальных носителях), доступ к которой ограничен  в соответствии с законодательством  РФ. В Законе "Об информации, информатизации и защите информации" содержится также положение о том, что  отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном  законодательством РФ, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 11 Закона (п. 5 ст. 10). Общего закона о порядке  отнесения информации к конфиденциальной в настоящее время не существует. Данный вопрос решается применительно  к отдельным видам конфиденциальной информации на уровне закона, указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ, а в отношении коммерческой и служебной тайны также на уровне локальных норм права.

Необходимо отметить, что, в отличие от установленного порядка  отнесения информации к конфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может решаться непосредственно  собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании  указанного Закона (п. 1 ст. 21).

Под защитой информации в  данном случае понимается установление порядка предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа  пользователей к информации.

Что же касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой  на ст. 11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о гражданах определяются на уровне федерального закона.

В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня  сведений конфиденциального характера" предусматриваются шесть видов  такой информации[12]:

1) сведения о фактах, событиях  и обстоятельствах частной жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих  распространению в средствах  массовой информации в установленных  федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие  тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные сведения, доступ  к которым ограничен органами  государственной власти в соответствии  с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с  профессиональной деятельностью,  доступ к которым ограничен  в соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами (врачебная,  нотариальная, адвокатская тайна,  тайна переписки, телефонных переговоров,  почтовых отправлений, телеграфных  или иных сообщений и т.д.);

5) сведения, связанные с  коммерческой деятельностью, доступ  к которым ограничен в соответствии  с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности  изобретения, полезной модели  или промышленного образца до  официальной публикации информации  о них.

В условиях рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, все более важное значение приобретает  защита коммерческой тайны.

Под информацией, составляющей служебную и коммерческую тайну, в самом общем значении понимаются сведения, имеющие служебный и  коммерческий характер. Подобного рода сведения нельзя сводить только к  сделкам, заключаемым с третьими лицами в сфере приобретения материалов и сырья для производства продукции, получения необходимого финансирования, реализации готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг. Понятие  коммерции в данном случае шире и  включает в себя наряду со сделками также вопросы, связанные с учреждением  и управлением организацией или  занятием индивидуальной предпринимательской  деятельностью.

Согласно ст. 139 ГК РФ информация может рассматриваться как составляющая служебную или коммерческую тайну  при соблюдении трех условий. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Во-вторых, к ней  не существует свободного доступа на законном основании. И в-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видно, содержание приведенных условий заключается  в установлении правового режима пользования служебной и коммерческой информацией. О сведениях, составляющих содержание служебной и коммерческой информации, в данном случае вообще речи не идет. Соответственно, в ст. 139 ГК РФ используется терминология служебной  и коммерческой тайны.

Сведениям, являющимся содержанием  коммерческой информации, в ст. 139 ГК РФ посвящена отсылочная норма. Она, собственно, касается не сведений, определяющих содержание коммерческой информации, а сведений, которые не должны составлять содержание коммерческой информации и  быть предметом ее тайны. Такие сведения могут устанавливаться лишь законом и иными правовыми актами, но не локальными правовыми нормами и распоряжениями собственника информации или должностными лицами организации - обладателя информации.

Конкретные элементы содержания коммерческой информации (перечни сведений) обычно устанавливаются самими юридическими лицами (собственниками или производителями  информации, не являющимися собственниками документированной информации). Делается это, как правило, в форме решений, приказов, распоряжений, иных локальных  актов, принимаемых органами управления соответствующих юридических лиц.

Глава 3. Ответственность  за правонарушения в сфере информации

Юридическая ответственность  реализуется с учетом специфических  методов информационного права  при возникновении конфликтных  противоправных ситуаций. Положения  об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в  ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В указанной статье используется термин "разглашение информации", который, по сути, обозначает ее распространение.

В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение  и использование информации также  произошли определенные изменения. Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о  защите информации» установлена  возможность требовать компенсации  морального вреда, причиненного таким  правонарушением. Здесь следует  иметь в виду правила ст. 151 ГК РФ: "если гражданину причинен моральный  вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими  его личные неимущественные права  либо посягающими на принадлежащие  гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" и п. 2 ст. 1099 ГК РФ: "моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом". Таким образом, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя (если нет распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию - ст. 1100 ГК РФ)[13].

Административная ответственность  устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе РФ об административных правонарушениях  предусматривается административная ответственность за:

- нарушение права гражданина  на ознакомление со списком  избирателей, участников референдума  (ст. 5.1);

- нарушение порядка участия  средств массовой информации  в информационном обеспечении  выборов, референдумов (ст. 5.5);

- изготовление, распространение  или размещение агитационных  материалов с нарушением требований  законодательства о выборах (ст. 5.12);

- умышленное уничтожение  или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму  (ст. 5.14);

- непредставление или  неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);

- непредставление сведений  об итогах голосования или  о результатах выборов (ст. 5.25);

- нарушение порядка или  сроков предоставления сведений  о несовершеннолетних, нуждающихся  в передаче на воспитание в  семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);

- отказ в предоставлении  гражданину информации (ст. 5.39);

- незаконные действия  по получению и (или) распространению  информации, составляющей кредитную  историю (ст. 5.53);

- сокрытие или искажение  экологической информации (ст. 8.5);

- невыполнение правил  ведения судовых документов (ст. 8.16);

- сокрытие сведений о  внезапном падеже или об одновременном  массовом заболевании животных (ст. 10.7);

- самовольная установка  или эксплуатация узла проводного  вещания (ст. 13.1);

- воспрепятствование распространению  продукции средства массовой  информации (ст. 13.16);

- нарушение правил распространения  обязательных сообщений (ст. 13.17);

- воспрепятствование уверенному  приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);

- нарушение порядка предоставления  статистической информации (ст. 13.19);

- непредставление информации  для составления списков присяжных  заседателей (ст. 17.6) и др.

Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).

Информация о работе Информация как объект гражданского права