Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является анализ самой категории информации в правовом аспекте, выявление ее значения в рамках гражданского права, выяснение того, что же представляет собой правовая категория информации.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной и научной литературы;
2. Анализ учебного и научного материала по изучаемому вопросу;
3. Усвоение теоретического материала;
Введение
Глава 1. Понятие и признаки информации
Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации
Заключение
Список используемой литературы
Не может быть запрещена к открытому распространению в обществе информация, относящаяся к:
законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документам, содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности населения;
документам, содержащим информацию
о деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
об использовании бюджетных
документам, накапливаемым в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Индивидуальное пользование
общедоступной информацией
К информации, являющейся государственной тайной, относится информация, установленная Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с посл. изм.)[11].
В соответствии со ст. 5 этого Закона к государственной тайне относятся:
1) сведения о содержании
стратегических и оперативных
планов, о разработке, производстве,
объемах производства, хранении
и утилизации ядерных
2) сведения в области
экономики, науки и техники
(о содержании планов
3) сведения о внешнеполитической,
внешнеэкономической
4) сведения о силах,
средствах, источниках, методах,
планах и результатах
Одновременно этот Закон
устанавливает, что не подлежат отнесению
к государственной тайне
чрезвычайных происшествиях
и катастрофах, угрожающих безопасности
и здоровью граждан, и их последствиях,
а также о стихийных бедствиях,
их официальных прогнозах и
состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
размерах золотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;
состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Под конфиденциальной информацией
понимается документированная информация
(информация, содержащаяся на материальных
носителях), доступ к которой ограничен
в соответствии с законодательством
РФ. В Законе "Об информации, информатизации
и защите информации" содержится
также положение о том, что
отнесение информации к конфиденциальной
осуществляется в порядке, установленном
законодательством РФ, за исключением
случаев, предусмотренных ст. 11 Закона
(п. 5 ст. 10). Общего закона о порядке
отнесения информации к конфиденциальной
в настоящее время не существует.
Данный вопрос решается применительно
к отдельным видам
Необходимо отметить, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации к конфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может решаться непосредственно собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании указанного Закона (п. 1 ст. 21).
Под защитой информации в данном случае понимается установление порядка предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа пользователей к информации.
Что же касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой на ст. 11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о гражданах определяются на уровне федерального закона.
В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" предусматриваются шесть видов такой информации[12]:
1) сведения о фактах, событиях
и обстоятельствах частной
2) сведения, составляющие
тайну следствия и
3) служебные сведения, доступ
к которым ограничен органами
государственной власти в
4) сведения, связанные с
профессиональной
5) сведения, связанные с
коммерческой деятельностью,
6) сведения о сущности
изобретения, полезной модели
или промышленного образца до
официальной публикации
В условиях рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, все более важное значение приобретает защита коммерческой тайны.
Под информацией, составляющей служебную и коммерческую тайну, в самом общем значении понимаются сведения, имеющие служебный и коммерческий характер. Подобного рода сведения нельзя сводить только к сделкам, заключаемым с третьими лицами в сфере приобретения материалов и сырья для производства продукции, получения необходимого финансирования, реализации готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг. Понятие коммерции в данном случае шире и включает в себя наряду со сделками также вопросы, связанные с учреждением и управлением организацией или занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Согласно ст. 139 ГК РФ информация
может рассматриваться как
Сведениям, являющимся содержанием коммерческой информации, в ст. 139 ГК РФ посвящена отсылочная норма. Она, собственно, касается не сведений, определяющих содержание коммерческой информации, а сведений, которые не должны составлять содержание коммерческой информации и быть предметом ее тайны. Такие сведения могут устанавливаться лишь законом и иными правовыми актами, но не локальными правовыми нормами и распоряжениями собственника информации или должностными лицами организации - обладателя информации.
Конкретные элементы содержания
коммерческой информации (перечни сведений)
обычно устанавливаются самими юридическими
лицами (собственниками или производителями
информации, не являющимися собственниками
документированной информации). Делается
это, как правило, в форме решений,
приказов, распоряжений, иных локальных
актов, принимаемых органами управления
соответствующих юридических
Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации
Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В указанной статье используется термин "разглашение информации", который, по сути, обозначает ее распространение.
В сфере гражданско-правовой
ответственности за незаконное распространение
и использование информации также
произошли определенные изменения.
Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона
от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о
защите информации» установлена
возможность требовать
Административная
- нарушение права гражданина
на ознакомление со списком
избирателей, участников
- нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
- изготовление, распространение
или размещение агитационных
материалов с нарушением
- умышленное уничтожение
или повреждение печатных
- непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
- непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);
- нарушение порядка или
сроков предоставления
- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);
- незаконные действия
по получению и (или)
- сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
- невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
- сокрытие сведений о
внезапном падеже или об
- самовольная установка
или эксплуатация узла
- воспрепятствование
- нарушение правил
- воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);
- нарушение порядка
- непредставление информации
для составления списков
Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).
Информация о работе Информация как объект гражданского права