Идея правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Проблемы правового государства, что русское выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, нив английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию. Это слово, пояснял автор, "действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература – научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет – многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа"

Содержание

Введение
1. Зарождение и развитие идей правового государства
2. Идеи правового государства в Древнем мире
3. Развитие идей правового государства в XVIII–XX в.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Идея правового государства.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

     Особое  внимание при этом обращалось, на предотвращение наиболее часто встречающихся в  политической жизни разных стран  попыток узурпации всей государственной  власти со стороны исполнительной власти.

     Государственная власть, писал, например, в связи с этим И. Михайловский, имеет право, а нередко и обязана применять силу для воздействия на нарушителей правопорядка. Это применение права может принимать «самые резкие формы». Но все такие меры только тогда могут произвести на население «благоприятный психологический эффект», когда власть не будет забывать прекрасной поговорки: «право должно быть сильным, но для того чтобы быть сильным, оно должно быть правом».

     Следующий, этап развития идей правового государства  в России с 1917 по 1985 г. не отличался  особой позитивной активностью. Скорее, даже наоборот. В практическом отношении, в плане не только теоретической  разработки, но и практического внедрения  в жизнь идей правового государства  данный период в российской государственно-правовой истории был, несомненно, шагом назад.

     Анализ  научных источников и официальных  документов этого периода со всей очевидностью свидетельствует о  том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в  научных трудах и решениях государственных  и партийных властей, в которых  бы в той или иной мере не развивались  идеи, созвучные идеям правового  государства.

     Это и идеи разделения функций партийных  и государственных органов, и  идеи все более активного участия  широких слоев населения в  управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа «все во имя человека. Все для блага  человека», и развитие идей общенародного  государства, и многое другое.

     Значительный  шаг в развитии идей правового  государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки  и постперестройки.

     Именно  в этот период были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты  все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей  предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие  ассоциирующиеся с теорией правового  государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной  самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей  и др.

     3. Отличительные черты и особенности правового государства 

     С момента появления теории правового  государства в том виде, как  она окончательно сложилась к  середине XX в. в западной юридической  науке, а также в политологии  и социологии, среди ученых периодически вставали вопросы типа: Чем отличается правовое государство от неправового, обычного государства? Что у них  общего и что особенного? Каков  критерий (критерии) определения правового  государства и его отличия  от неправового государства? Наконец, каково соотношение правового государства  с действительностью: является ли теория правового государства только «чистой» теорией, очередным теоретическим  мифом, или же это одновременно —  теория и реальность, т.е. жизненная  теория?

     Отвечая на вопрос о характере теории правового  государства, как и самого правового  государства (миф или реальность?), следует обратить внимание прежде всего  на то, что, несмотря на специфические  особенности данного института, правовое государство всегда оставалось и остается государством.

     Что это означает? Во-первых, то, что оно  не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций. А во-вторых, что оно помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, общеродовыми признаками и чертами.

     Правовое  государство как особое звено  политической системы общества располагает  специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными  принципами образования и функционирования и объективно необходимых для  выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги. Проводятся займы. Формируется государственный бюджет.

     Правовое  государство в отличие от других, негосударственных организаций  — составных частей политической системы общества располагает разветвленной  системой юридических средств. Они  дают возможность оперативно управлять  всеми отраслями рыночной или  плановой экономики, оказывать эффективное  воздействие на все общественные отношения.

     Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей  компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные  органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением. Применяют  в необходимых случаях меры государственного принуждения.

     Правовое  государство, так же как и все  другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства, суверенность государственной власти правового государства заключается  и в ее верховенстве по отношению  ко всем гражданам и образуемым ими  негосударственным организациям внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.

     Обладая суверенитетом, правовое государство  организует самого себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения. Некоторые государства при этом предусматривают определенные правила поведения и ответственность за их соблюдение не только в отношении отдельных граждан и их организаций, но и в отношении всего общества, народа. Названные признаки и черты являются общими как для правовых, так и для неправовых государств. Но каковы особенности первых по сравнению со вторыми? Какие признаки и черты характеризуют его?

     Отвечая на данные вопросы, следует выделить прежде всего такую особенность  правового государства, как верховенство закона. В соответствии с данным признаком или принципом ни один государственный орган, должностное  лицо, коллектив, государственная или  общественная организация, ни один человек  не освобождаются от обязанности  подчиняться закону. Причем когда  речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а  в самом прямом своем значении, а именно как акт, исходящий от высшего органа государственной  власти и обладающий высшей юридической  силой.

     В настоящее время, как свидетельствует  практика, положение таково, что  закон во многих государствах, формально  будучи основным главенствующим юридическим  актом, на деле же фактически «растворяется» в системах других, подзаконных, а  точнее — ведомственных актов. Об этом много говорилось и говорится  в научной литературе.

     В результате развития «указного права» была разрушена цельная правовая система в стране, попраны законы и законность, на официальном уровне был подан пример и созданы  все необходимые политические предпосылки  для совершения грубейших правонарушений в будущем.

     Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование правового государства  в любой стране предполагают установление не только формального, но и реального  господства закона во всех сферах жизни  общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения..

     Разумеется, при таком положении дела, когда  у государства в лице его различных  органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и  права, а у рядовых граждан  — преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут.

     При этом не учитывается тот факт, что  провозглашаемые права и свободы  очень часто (прямо или косвенно) ограничиваются в этих странах не только в процессе их реализации, практически, но и в процессе их законодательного закрепления, формально-юридически.

     Иными словами, гражданское общество выступает  в качестве своего рода антитезы, противовеса  государству. Соотносясь подобным образом  с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и  объединения, имеет своим главным  назначением не только внимательно  наблюдать за действиями государства, с тем чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности. Но одновременно оно призвано принимать  все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство  и его органы в случае нарушения  ими действующих правовых актов  вернуться на стезю закона.

     Гражданское общество, таким образом, рассматривается  не только как гарант последовательного  и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического общества.

     Гражданское общество выступает как одна из наиболее высоких, если не самая высокая стадия развития человеческого сообщества, на основе которого возникает и развивается  правовое государство.

     В условиях гражданского общества государство  приобретает по отношению к нему сравнительно высокий уровень относительной  самостоятельности, так же как и  общество по отношению к государству. В связи с этим некоторые авторы утверждали даже в начале XX в., что  «государству присуща возможность  стать правовым» лишь благодаря  тому, что «оно в известной степени  независимо от общества с его господством  одних классов над другими, с  его роковой прикрепленностью отдельного человека к социальному положению».

     Будучи  относительно самостоятельными друг по отношению к другу и имея наряду с общими свои собственные цели и  интересы, которые не только разнятся между собой, но иногда и противоречат друг другу, гражданское общество и  правовое государство тем не менее  по природе своей и характеру  не являются антиподами и в целом  не противопоставляются друг другу.

     Кроме названных признаков и черт, свойственных правовому государству, в научной  литературе разных лет называются и  другие его характерные особенности. В их числе такие, например, как  прямое действие конституции, правовая защищенность всех субъектов социального  общения, единство прав и обязанностей граждан, «возвышение суда как антипода бюрократического управления» и  др.

     К характерным признакам правового  государства традиционно относятся  также наличие в обществе и  государстве демократических институтов, установление и поддержание в  них стабильного правового и  общественного порядка, преследование  государством гуманных целей и интересов, применение в процессе их реализации демократических методов и способов со стороны органов государственной  власти и управления и др.

     Одним из критериев определения правового  государства, рассматривавшегося в  начале XX в. в качестве «особого типа»  государства, наряду с такими «типами», как патриархальное, патримониальное, теократическое, классическое и деспотическое  государство, выступал характер выполняемых  правовым государством задач, «которые для данного типа государства  сводились к охране правового  порядка и к содействию всем разумным человеческим целям».

     Оценивая  значимость каждого из названных  критериев определения правового  государства и всех их, вместе взятых, следует заметить, во-первых, что  перечнем данных критериев-признаков  и черт отнюдь не исчерпывается круг особенностей правового государства, а во-вторых, что не все они  в равной мере отражают специфику  правового государства.

     Однако  в своей совокупности с другими  характерными для правового государства  признаками и чертами они дают общее представление о том, что  такое правовое государство и  что не является таковым, каковы сущность, содержание, основные цели создания и  каково назначение правового государства. Наконец, каковы условия его формирования и функционирования.

Информация о работе Идея правового государства