Идея правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Проблемы правового государства, что русское выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, нив английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию. Это слово, пояснял автор, "действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература – научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет – многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа"

Содержание

Введение
1. Зарождение и развитие идей правового государства
2. Идеи правового государства в Древнем мире
3. Развитие идей правового государства в XVIII–XX в.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Идея правового государства.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Зарождение  и развитие идей правового  государства

2. Идеи  правового государства в Древнем  мире

3. Развитие  идей правового государства в  XVIII–XX в.

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблемы  правового государства, что русское  выражение "правовое государство" есть перевод немецкого слова  Rechsstart, "которому нет вполне соответствующего слова ни во французском, нив английском языке; и здесь и там приходится прибегать к описанию. Это слово, пояснял автор, "действительно обозначает понятие, анализом которого занималась по преимуществу немецкая литература – научная и популярная. И в этой литературе мы встречаем своеобразные притязания не только на слово, но и на обозначаемый им предмет – многочисленные попытки, так сказать, национализировать правовое государство, превратить его в исконное достояние немецкого духа"1

     Самую историю понятия правового государства, писал в связи с этим С.А. Котляревский, "можно было бы продолжить в гораздо  более раннее прошлое, чем эпоха  немецкого конституционализма; ведь не нужно доказывать, что это понятие  существовало много раньше, чем для  него было найдено соответствующее  слово. Последние показывают, что  проблема правового государства  всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа – Что такое правовое государство? Когда появилась его  идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков  независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось  и как называлось это государство  – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия  или же государством законности.

 

     

     1.Зарождение и развитие идей правового государства 

     Зачатки теории правового государства в  виде идей гуманизма, широкого или ограниченного  притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права  и закона прослеживаются еще в  рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов  Древней Греции, Рима, Индии, Китая  и других стран Древнего мира.

     Так, еще в знаменитых диалогах под  названием «Государство», «Политик», «Законы» и других древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась  мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под  чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в  интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

     Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой  в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон — владыка  над привилегиями, а они — его  рабы, я усматриваю спасение государства  и все блага, какие только могут  даровать государствам боги».

     Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового  государства, развивались также  в работах ученика и критика  Платона, «величайшего мыслителя древности», как назвал его Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника  права индивида, частной собственности  как проявления в каждом человеке «естественной любви» к самому себе и развивавшего в противоположность  Платону взгляд на государство как  на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы (в виде семьи, селения др.), принадлежат крылатые слова о том, что «Платон мне друг, но больший друг — истина».

     С идеями передовых мыслителей Древней  Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются  гуманистические воззрения и  взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов.

     Что такое государство? Чьим достоянием оно является? — спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение  многих людей, связанных вместе между  собою согласием в вопросах права  и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, не что иное, как  «общий правопорядок». В основу же права  он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как  и природе вообще, разум и справедливость.

     Будучи  глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права  и свободы человека не даруются и  не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или  велению, а принадлежат ему по самой природе.

     Весьма  важным в плане формирования идей, заложивших первые кирпичики и составивших  впоследствии основу теории правового  государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось  выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему  принуждать силой и угрозами»; выдвигавшиеся  им призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

Подобные  человеколюбивые, гуманистические  мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного  времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве  должны торжествовать не зло, насилие  и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней  Греции и Риме, но и в Древней  Индии и Китае. Конечно, данные и  перекликающиеся с ними мысли  и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в  систему принципов и идей, формирующих  современную концепцию правового  государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой  логичности, определенности и последовательности. А, кроме того, некоторые из них  хотя и не расходились радикально с идеями и взглядами, положившими  историческое начало процессу становления  теории «правового государства», но тем  не менее непосредственно и не «вписывались в них, органически  не сочетались с ними». К таковым  можно было бы отнести, в частности, рассуждения — своего рода постулаты  известного древнекитайского философа Лао Цзы, согласно которым, «когда растут законы и приказы, увеличивается  число воров и разбойников»; «когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство  деятельно, народ становится несчастным»; «нужно сделать государство маленьким, а народ — редким» .

     Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозаключения, все же древняя  гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных  мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего  последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

     Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства  было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а  тысячелетиями. Важно было теперь не сбиться с этого пути. 
 
 
 
 

2.  Развитие идей  правового государства  в XVIII–XX в.

     Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями  последующих, особенно XVIII — XX в. Ряд  положений теории правового государства  развивался, в частности, усилиями таких  носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола  и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие.

     Значительное  освещение и развитие идея правового  государства нашла в произведениях  современных западных юристов, политологов  и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и  даже в конституциях ряда западных государств.

     Прямое  закрепление идея правового государства  нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1, что Испания — это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство  и политический плюрализм» Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 провозглашающим, что «Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством» и что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона». Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.

     Справедливости  ради следует заметить, что отечественными авторами концепция правового государства  в том виде, как она сложилась  и прокламировалась на современном  Западе, зачастую рассматривалась лишь в критическом плане. Ведь не секрет, например, что в отношении к  любому современному западному государству  и властям предержащим данная концепция призвана идеализировать их, показать их «связанность» действующим  правом, представить любое западное государство в виде некоего выразителя и защитника интересов всех без  исключения слоев общества, верного  стража «всеобщей справедливости, законности и правопорядка», коим оно, как показывает жизнь, далеко не всегда является.

     Однако  в однозначном критическом подходе  к теории правового государства  имелись и значительные натяжки. Издержки такого видения заключаются  прежде всего в том, что при  оценке данной концепции не учитывался факт создания и применения ее не иначе  как в виде политического и  идеологического средства противопоставления и борьбы с абсолютистскими и  иными им подобными режимами, единоличной  властью и произволом монарха, чрезмерным вмешательством государства в различные  сферы жизни общества и деятельности негосударственных объединений. Речь идет также об идеях суверенности народа как источника власти, гарантированности его прав и свобод, подчинении государства обществу и др. Говоря об этом, следует вспомнить слова К. Маркса: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают «свободу государства»2.

     Идеи  правового государства, нередко  именовавшегося «государством законности», «государством правопорядка», наряду с идеями права, гуманизма и справедливости, играли значительную роль в формировании и развитии правового сознания российских граждан, в особенности, интеллигенции, на протяжении весьма длительного периода  истории; начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.

     Характерными  особенностями первого этапа  формирования и развития идей правового  государства в России являются следующие. Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей.

     Среди большой плеяды западных авторов, разделявших  идеи правового государства, в качестве примера можно указать на А. Ленинга, выступавшего против всесилия государства, в котором не может быть свободных  граждан, а есть только «несвободные рабы».

     Формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве с идеями просвещенного абсолютизма.

     Идеи  «просвещенного абсолютизма», в столкновении с которыми в России в рассматриваемый период зарождались и развивались идеи правового государства, доминировали не только в сознании значительной части российских подданных, но и материализовались в основной массе законодательных актов.

     Формирование и развитие идей правового государства в России на рубеже XIX — XX в. осуществлялось на фоне и в контексте бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой, изначальной стадии их возникновения и развития.

     Наряду  со сказанным важное значение для  развития идей правового государства  в России имела разработка проблем  гражданского общества и конституционного государства.

     Правовое  государство определялось как такое  государство, которое «в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется  праву». Иными словами, это есть такое  государство, «члены которого по отношению  к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами».

     Одним из важнейших условий нормального  функционирования правового государства  в этот период считалось, да и сейчас вполне считается, не только осуществление  на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса  властей.

Информация о работе Идея правового государства