Гражданско-правовой статус малолетних и несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление сущностных черт правового положения малолетних и несовершеннолетних в гражданских правоотношениях на современном этапе
В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи:
- изучить действующие нормативно-правовые акты, посвященные гражданско-правовому положению малолетних и несовершеннолетних,
- охарактеризовать гражданскую правоспособность и дееспособность малолетних и несовершеннолетних,
- определить сущность гражданско-правовой ответственности малолетних и несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3
1. Исторические аспекты правового положения детей. 5
1.1 Международное и российское правовое регулирование положения детей. 7
2. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан. 13
2.1 Возмещение вреда, причиненного ребенку 18
3. Гражданско-правовая ответственность малолетних 20
3.1 Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних 20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

гражданское право.docx

— 57.96 Кб (Скачать)

Но все  это лишь отдельные фрагменты  из международных документов, в центре внимания которых находились права  человека, в том числе и ребенка, чья охрана несомненно имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация  предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту — особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. В тексте принципа шестого Декларации говорилось:

"Ребенок  для полного и гармоничного  развития его личности нуждается  в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности". Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Каждая фраза из текста этой Декларации — прообраз будущей Конвенции о правах ребенка в части, касающейся его воспитания в семье, а также главы 11 современного Семейного кодекса Российской федерации, посвященной правам несовершеннолетних детей.2

После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка" Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Если  оценивать Конвенцию "О правах ребенка" с точки зрения ее значения для правового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих  прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего.

Общие положения Конвенции "О правах ребенка" в свою очередь можно  разделить на сугубо декларативные, составляющие ее преамбулу. Эти положения  еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного  воспитания. Их духом пронизаны правила, имеющие конкретное содержание. 3

Вместе  с тем эта Конвенция предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входит, например, определение  понятия "ребенок", которым считается  каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия  ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный  понятию, употребляемому, например, в  Гражданском, Уголовном кодексах —  несовершеннолетний.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя  в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских  правах и свободах или правах в  семье. При этом не существует никакой  зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая  предпочтения какому-либо одному праву  ребенка, документ делает акцент на необходимости  уделять внимание наилучшему обеспечению  его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных  с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне  родители, опекуны, а также те, кто  несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).

В нем  обращается внимание на ответственность  родителей, а в соответствующих  случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.

Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции "О правах ребенка", имеющих  прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содержание законопроектной  работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодательством. И, наконец, давая общую характеристику Конвенции "О правах ребенка", следует обратить внимание на форму выражения государствами — ее участниками своей воли путем использования глаголов:  уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные) меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать.  Другими словами, при обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет — государство. Степень и форма его участия определяется характером охраняемого права.

При этом имеются в виду предусмотренные  Конвенцией права на: выживание и  здоровое развитие; пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения  и средствами лечения болезней и  восстановления здоровья; пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных  ею прав позволяет лишний раз убедиться  в их комплексном характере, требующем  применения мер защиты с помощью  не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция  формулирует свои требования в такой  гибкой форме, которая позволяет  государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по состоянию  на  1999 год).

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому  и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Государства-члены  Содружества Независимых Государств, исходя из стремления обеспечить гражданам и лицам других государств СНГ, проживающим на их территориях,  такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по  гражданским, семейным и уголовным делам  приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам".

Минская конвенция  в отношении  правового  положения несовершеннолетних определяет взаимоотношения стран-членов СНГ  в:

· правоотношении родителей и детей;

· порядок  принятия мер по опеке и попечительству;

· порядок  передачи опеки или попечительства; усыновление и т.д.        

Таковы, в самых общих чертах, положения  международного масштаба, так или  иначе касающиеся прав ребенка. Все  они объединены общей целью, которая  заключается в укреплении правового  статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его  положения в обществе и семейном коллективе.

Вместе  с тем в общем массиве документов, имеющих международное значение и предназначенных для несовершеннолетних детей, Конвенция "О правах ребенка" занимает особое место. Как международный  договор, к которому присоединилась Российская Фе­дерация, она согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритетное значение.

Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно  касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют "Великой хартией  вольности для детей",  "Мировой  Конституцией прав ребенка". Не менее  важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет  особое значение для современной  России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание  семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся  веками патриархальное представление  о подчиненном положении несовершеннолетнего  в семье.

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в  Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая  характеристика которых дана выше, а также Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных  Законов РФ, носящих комплексный  характер, в которых в той или  иной степени определяется положение  несовершеннолетних.

Основы  правового статуса личности в  целом и ребенка в частности  в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации"  других законодательных  актах Российской Федерации и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование  человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Гражданский кодекс Российской Федерации принятый 21 октября 1994 года определяет такие  положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличии от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу –несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел  новеллу – эмансипация.  Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

Новшеством  является норма о праве ребенка  на защиту его законных прав и интересов "Право ребенка на защиту"  и, что особенно важно – право  на самостоятельное обращение в  органы опеки и попечительства, а  по достижении возраста 14 лет – в  суд.

 Федеральный  Закон от 24 июля 1998 г. "Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации"   устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни  человека и исходит из принципов  приоритетности подготовки детей к  полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Указанный закон впервые определяет важнейшие  в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:  

  • ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
  • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; 
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети - инвалиды;
  • дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Информация о работе Гражданско-правовой статус малолетних и несовершеннолетних