Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:17, курсовая работа
Изложенное и обусловливает своевременность и актуальность данной работы, главная цель которой – исследование гражданско-правовых положений акционерных обществ.
Объектом исследования выступают акционерные общества, предметом – гражданско-правовые положения акционерного общества.
Для достижения поставленной цели, нам нужно решить следующие задачи:
- определить понятие и виды акционерных обществ;
- рассмотреть порядок создания акционерных обществ;
- определить особенности управления акционерными обществами;
- проанализировать правовой режим акций.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие и общая характеристика акционерного общества
1.2. Виды акционерных обществ
РАЗДЕЛ 2. СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ
2.1. Порядок создания акционерного общества
2.2. Особенности управления акционерным обществом
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АКЦИЙ И ПОРЯДОК ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Общее собрание признается правомочным, если в нем принимают участие акционеры, которые имеют согласно уставу общества более как 60 процентов голосов.
Протокол общего собрания акционеров подписывается главой и секретарем собрания и не позднее чем через три рабочих дня после истечения собрания передается исполнительному органа акционерного общества.
Решение общего собрания акционеров принимаются большинством в 3/4 голосов акционеров, которые принимают участие в собрании, по таким вопросам:
а) изменение устава общества;
б) принятие решения о прекращении деятельности общества;
в) создание и прекращение деятельности дочерних предприятий, филиалов и представительств общества.
Другие вопросы решаются простым большинством голосов акционеров, которые принимают участие в собрании.
Остановимся на раскрытии порядка созыва общего собрания акционеров.
О проведении общего собрания акционеров держатели именных акций сообщаются персонально предусмотренным уставом образом. Кроме того, общее сообщение печатается в местной печати по местонахождению акционерного общества и в одном из официальных печатных изданий Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины или Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку с указанием времени и места проведения собрания и повестки дня.
Если в повестку дня включены вопросы об изменении уставного фонда акционерного общества, то одновременно с повесткой дня печатается информация, предусмотренная статьей 40 Закона. Сообщение должно быть сделано не менее чем за 45 дней к созыву общего собрания. В случае необходимости может быть сделано повторное сообщение в указанных средствах массовой информации.
Общие собрание акционеров проводятся на территории Украины, как правило, по местонахождению акционерного общества, за исключением случаев, когда на день проведение общего собрания 100 процентами акций общества владеют иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также международные организации [19, с. 11].
Любой из акционеров имеет право вносить свои предложения относительно повестки дня общего собрания не позднее чем за 30 дней до созыва. Решение о включении этих предложений в повестку дня принимается исполнительным органом общества. Предложения акционеров, которые владеют более как 10 процентами голосов, вносятся в повестку дня обязательно. Решение об изменениях в порядке дневном должны быть доведены к сведению всех акционеров не позднее чем за 10 дней к проведению собрания в порядке, предусмотренном уставом.
К созыву общих сборов акционерам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, связанными с повесткой дня собрания. Общие сборы не упражнению принимать решение по вопросам, не включенных в повестку дня.
Голосование на общем собрании акционеров проводится по принципу: одна акция - один голос. Представитель может быть постоянным или призначенным на определенный срок. Акционер может в любое время заменить своего представителя в вышестоящем органе, сообщив об этом исполнительный орган акционерного общества.
Общие собрания акционеров созываются не реже одного раза в год, если другое не предусмотрено уставом общества.
Внеочередные собрания акционеров созываются в случае неплатежеспособности общества, а также при наличии обстоятельств, указанных в уставе общества, и в любом другом случае, если этого требуют интересы акционерного общества в целом.
Внеочередное собрание должно быть также созвано исполнительным органом на письменное требование совета акционерного общества (наблюдательного совета) или ревизионной комиссии. Исполнительный орган акционерного общества обязан на протяжении 20 дней с момента получения письменного требования принять решение о созыве внеочередного собрания с повесткой дня, предложенной советом акционерного общества (наблюдательным советом) или ревизионной комиссией.
Акционеры, которые владеют в совокупности более как 10 процентами голосов, имеют право требовать созыв внеочередного собрания в любое время и по любому поводу. Если на протяжении 20 дней правления не выполнило указанного требования, они имеют право сами созвать собрание согласно требованиям части первой статьи 43 Закона.
В акционерном обществе из числа акционеров может создаваться совет акционерного общества (наблюдательный совет), которая представляет интересы акционеров в период между проведением общего собрания и в пределах компетенции, определенной уставом, контролирует и регулирует деятельность правления.
В работе совета акционерного общества (наблюдательного совета) с правом совещательного голоса принимают участие представители профсоюзного органа или другого уполномоченного трудовым коллективом органа, который подписал коллективный договор от лица трудового коллектива.
В акционерном обществе, которое насчитывает свыше 50 акционеров, создание совета акционерного общества (наблюдательного совета) обязательно.
Уставом акционерного общества или по решению общего собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет) может быть положено выполнения отдельных функций, которые принадлежат к компетенции общего собрания. Вопрос, отнесенный уставом акционерного общества к исключительной компетенции совета акционерного общества (наблюдательного совета), не может быть переданным на решение исполнительных органов общества. Члены ради акционерного общества (наблюдательного совета) не могут быть членами исполнительного органа и ревизионной комиссии [20, с. 342].
Исполнительным органом акционерного общества, который осуществляет руководство его текущей деятельностью, является правление или другой орган, предусмотренный уставом.
Работой правления руководит глава правления, который назначается или избирается согласно уставу акционерного общества. Правление решает все вопросы деятельности акционерного общества, кроме тех, что принадлежат к компетенции общего собрания и ради акционерного общества (наблюдательного совета). Общее собрание могло вынести решение о передаче части надлежащих им прав к компетенции правления.
Правление подотчетно общим собранию акционеров и совету акционерного общества (наблюдательному совету) и организует выполнение их решений. Правление действует от лица акционерного общества в пределах, предусмотренных Законом и уставом акционерного общества.
Работой правления руководит глава правления, который назначается или избирается согласно уставу акционерного общества. Глава правления акционерного общества упражнению без доверенности осуществлять действия от лица общества. Другие члены правления также могут быть наделены этим правом согласно уставу. Глава правления общества организует ведение протоколов заседаний правления. Книга протоколов должна быть в любое время предоставлена акционерам. На них требование выдаются удостоверенные извлечения с книги протоколов. Главой и членами правления общества могут быть лица, которые находятся с обществом в трудовых отношениях.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью правления акционерного общества осуществляется ревизионной комиссией, которая избирается из числа акционеров. Членами ревизионной комиссии не могут быть члены правления, ради акционерного общества (наблюдательного совета) и другие должностные лица. Порядок деятельности ревизионной комиссии и ее количественный состав утверждаются общим собранием акционеров согласно уставу общества.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности правления проводятся ревизионной комиссией по доверенности общего собрания, ради акционерного общества (наблюдательного совета), по ее собственной инициативе или по требованию акционеров, которые владеют в совокупности более как 10 процентами голосов. Ревизионной комиссии акционерного общества должны быть представленные все материалы, бухгалтерские или другие документы и личные объяснения должностных лиц на ее требование.
Ревизионная комиссия докладывает о результатах проведенных ею проверок общему собранию акционерного общества или совету акционерного общества (наблюдательному совету). Члены ревизионной комиссии упражнению принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях правления.
Ревизионная комиссия составляет вывод по годовым отчетам и балансам. Без вывода ревизионной комиссии общие собрание акционеров не упражнению утверждать баланс. Ревизионная комиссия обязана требовать внеочередного созыва общих собрания акционеров в случае возникновения угрозы существенным интересам акционерного общества или выявление злоупотреблений, содеянных должностными лицами [12, с. 226].
Юридические издания неоднократно освещали проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности государственных акционерных обществ, которые становились поводом для возникновения и рассмотрения споров при участии таких обществ в судебных органах. При этом, как правило, споры возникали в связи с необходимостью определения формы собственности имущества акционерных обществ, прежде переданного государством для формирования их уставного фонда. На наш взгляд, в данном случае вывод настолько же однозначный, как и очевидный: во-первых, государственное предприятие и акционерное общество – это абсолютно разные организационно-правовые формы предприятий, а во-вторых, государство не является владельцем как имущества, внесенного в уставный фонд государственного акционерного общества, так и другого его имущества. Вместе с тем, другой проблемой для государственных акционерных обществ, как оказалось, является определения компетенции органов управления в таких АО. Считаем, что наличие этой проблемы связанная с тем, что рассматривая создание государственного акционерного общества лишь как предпосылку для следующей его приватизации путем продажи акций, органы, решениями которых эти общества создаются, не обременяют себя изданием актов, которые надлежащим образом регулировали бы правоотношение, связанные с корпоративным управлением в таких АО.
Гражданский кодекс в части 1 статьи 152, определяя акционерное общество, устанавливает, что уставный капитал акционерного общества разделен на определенное количество акций одинаковой нарицательной стоимости. Согласно части 1 статьи 155 кодекса уставный капитал акционерного общества образовывается из стоимости вкладов акционеров, внесенных вследствие приобретения ими акций [1].
Существование таких положений Гражданского кодекса может вызвать неоднозначный подход к определению уставного капитала акционерного общества, и, как следствие, - возникновение ряда проблем, в том числе и практического значения. Согласно статьи 57 Хозяйственного кодекса Устав, представление которого необходимо для государственной регистрации акционерного общества, должен содержать размер и порядок образования уставного фонда, чего невозможно осуществить без правильного понимания механизма формирования уставного фонда. Так, за частью 1 статьи 152 Гражданского кодекса о создании уставного капитала можно говорить после выпуска определенного количества акций, а за частью 1 статьи 155 – лишь после полной оплаты выпущенных акций. Но между выпуском акций и их полной оплатой проходит довольно значительный промежуток времени – по статье 33 Закона Украины „О хозяйственных обществах” акционер не позднее года после регистрации акционерного общества обязан оплатить полную стоимость акций, если другой срок не установлен учредительным собранием.
Положение Хозяйственного кодекса и Закона Украины „О хозяйственных обществах” единодушные при решении данного вопроса – уставный фонд акционерного состоит из определенного количества акций равной нарицательной стоимости. Кроме того, согласно части 5 статьи 85 Хозяйственного кодекса общая нарицательная стоимость выпущенных акций должна равняться размеру уставного фонда акционерного общества. Поэтому с целью избежания противоречивых моментов в уставе при упрочении положений относительно порядка образования уставного фонда акционерного общества целесообразно соблюдаться положений части 1 статьи 152 Гражданского кодекса и определять уставный капитал как капитал, который разделен на определенное количество акций равной нарицательной стоимости.
Во-вторых, трудности могут возникнуть вследствие того, что Гражданский кодекс Украины употребляет понятие „уставный капитал”, а не примененное в ряде других актов законодательства понятия „уставный фонд” акционерного общества. Проблема имеет не только теоретическое значение, которое проявляется в ненадлежащей законодательной технике написания нормативно-правовых актов, а и вызывает практические вопросы. Так, часть первая статьи 155 Гражданского кодекса определяет, что минимальный размер уставного капитала акционерного общества не может быть меньшим размера, установленного законом. Однако, законодательство Украины не предусматривает минимального размера уставного капитала. Частью 4 статьи 24 Закона Украины “О хозяйственных обществах” определен минимальный размер уставного фонда акционерного общества, который представляет сумму, эквивалентную 1250 минимальным заработным платам, исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания акционерного общества. Видится, что на практике к внесению соответствующих изменений в законодательство при определении минимального размера уставного капитала акционерного общества применения положения части 4 статьи 24 Закона Украины “ О хозяйственных обществах” возможно, что, однако, не исключает неоднозначное отношение к этому определенных государственных органов. Лучшим решением этой проблемы есть применения в уставе и других документах срока “уставный фонд акционерного общества”, что полностью отвечает положениям статей 57 и 80 Хозяйственного кодекса Украины и статьи 24 Закона Украины “О хозяйственных обществах” как специальным нормам законодательства, которые регулируют деятельность акционерных обществ [9, с. 342].
Не избежать проблем и при применении положений Гражданского кодекса Украины относительно порядка распределения акций между основателями и участниками акционерного общества. В части 2 статьи 155 кодекса определяется, что при учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены между основателями. То есть, в указанной норме речь идет о создании закрытого акционерного общества, ведь, согласно статье 81 Хозяйственного кодекса Украины и статьи 25 Закона Украины “О хозяйственных обществах” при создании закрытого акционерного общества все его акции распределяются между основателями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже. Данное обстоятельство требует от субъекта хозяйствования выполнения определенных законодательных предписаний, в частности, части 3 статьи 27 Закона Украины “О хозяйственных обществах”, согласно которой закрытое акционерное общество имеет право выпускать лишь именные акции. Кроме того, статья 31 указанного закона требует от основателей акционерного общества в случаях, когда все акции распределяются между ними, внести в день созыва учредительного собрания не меньше 50 процентов нарицательной стоимости акций.
Информация о работе Гражданско-правовое положение акционерных обществ