Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:00, контрольная работа
Взаимодействия государства и экономики в исторически разных социальных системах последние весьма условно можно подразделить на следующие три группы:
а) системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;
6) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов;
в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.
Соотношение права, политики и экономики.
Гражданское право Республики Казахстан (основные направления, понятия).
Список литературы
Содержание:
Вариант №8
Список
литературы
Взаимодействия государства и экономики в исторически разных социальных системах последние весьма условно можно подразделить на следующие три группы:
а) системы,
в которых полностью или почти
полностью отсутствуют
6) системы
с зарождающимися рыночными
в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.
Для
каждой из выделенных групп социальных
систем характерны свои специфические
взаимоотношения между
Исторический опыт Казахстана и других стран со всей очевидностью свидетельствует о том, что в мире нет общей модели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь общие: закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики. Что же касается конкретных типов взаимоотношений государства и экономики, то они складываются или в рамках каждой отдельно взятой социальной системы или же в пределах вышеназванных групп социальных систем.
Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем, в которых отсутствуют традиционные рыночные отношения, являются следующие.
Во-первых,
несомненное доминирование
Аналогичные положения, законодательно закрепляющие доминирующую роль государства и государственной собственности перед иными формами собственности, содержатся в конституциях и некоторых других стран. В частности, в Конституции КНР (ст.7) констатируется, что государственный сектор экономики — «сектор хозяйства, основанный на социалистической общенародной собственности» является «руководящей силой в народном хозяйстве» и что «государство гарантирует укрепление и развитие государственного сектора экономики».
В Основном законе Китая, так же как и в Конституции СССР признавались различные формы и негосударственной собственности. Однако им неизменно отводилась подчиненная роль. Доминирующая роль государственной собственности как одна из важнейших особенностей характера взаимоотношений государства и экономики в «нерыночных» социальных системах предопределяет собой и все другие его особенности.
Во-вторых, важной особенностью отношений государства и экономики, существующих в пределах рассматриваемой группы социальных систем, является их жесткая «привязанность» друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности.
Жесткая
связь и «привязанность»
В-третьих,
к числу особенностей, характерных
для взаимоотношений
В-четвертых, весьма характерным для взаимоотношений государства и экономики рассматриваемых социальных систем является строго плановый характер экономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детально-жесткая регламентация их на всех уровнях. Следует отметить при этом, что план нередко приобретает нормативно-правовой характер, а последствиям его соблюдения или, наоборот, нарушения, придается юридическое значение.
В-пятых, отношения между государством и другими субъектами экономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания — подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные методы. Взаимоотношения между государственными органами и экокомическими структурами регулируются в первую очередь, соответственно, не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных ему подобных по характеру отраслей права.
Помимо названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в условиях «нерыночных» социальных систем, есть и другие не менее важные особенности. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономических структур государственным структурам, об отсутствии у них значимой для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и автономности.
Несколько иная картина просматривается во взаимоотношениях (государства и экономики, существующих в пределах переходных от нерыночных к рыночным социальных систем. Типичные примеры — современная Россия, некоторые другие государства СНГ, называвшие себя социалистическими до недавнего времени прибалтийские республики и страны Восточной Европы.
Наиболее
существенными чертами и
а) постепенное
изменение характера
б) утрата
монополии государства и
в) изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;
г) постепенное
вытеснение административных методов
руководства и рычагов воздействия на
экономику финансовыми и им подобными
средствами;
д) резкий
отход правительственных
е) последовательная переориентация экономических и государственных структур с общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерских отношениях;
ж) усиление
роли налогов и налоговой полиции
как государственного средства финансового
воздействия государственных
з) быстрое возрастание финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных, непосредственно связанных г, развитием экономики, отраслей права в общей системе права.
Несмотря на то, что в переходный период экономическая сфера деятельности государства постепенно сужается, в целом его роль в регулировании данного процесса не должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.
Основные
направления экономической
Характерные
особенности взаимоотношений
а) установлении
преимущественно партнерских
б) минимальном вмешательстве государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;
в) органичном
сочетании административно-
г) сосредоточении в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств;
д) полном сосредоточении в руках государства финансовой и налоговой систем;
e) доминирование
частной собственности над
Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.
Правосубъектность включает в себя такие категории как правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это признанная законом способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность является категорией абстрактной и неотчуждаемой, она возникает в момент рождения и прекращается со смертью физического лица. Статья 14 Гражданского кодекса специально посвящена содержанию правоспособности граждан. Она дает перечень только основных, наиболее значимых прав граждан, к которым относятся возможность иметь имущество на праве собственности, в том числе иностранную валюту, как в пределах Республики Казахстан, так и за её границами; наследовать и завещать имущество; свободно передвигаться по территории республики и выбирать место жительства; свободно покидать пределы республики и возвращаться на её территорию; заниматься любой не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не запрещенные законодательными актами сделки и участвовать в обязательствах; иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности; требовать возмещения материального и морального вреда; иметь другие имущественные и личные права. Хотя правоспособность признается в равной мере за всеми участниками гражданских правоотношений, способность гражданина иметь права не равна фактическому обладанию ими, а значит объем субъективных прав отдельного гражданина не равен объему прав другого физического лица, равен только объем возможностей иметь те или иные права. По общему правилу никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом (ст.27 п.1 ГК РК). Невозможен полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности. Существующие ограничения, обычно это ограничение свободы передвижения и лишения права заниматься определенным видом деятельности, носят временный характер и служат санкцией на совершение преступления или административного правонарушения.
Информация о работе Гражданское право Республики Казахстан (основные направления, понятия)