Гражданское право Республики Казахстан (основные направления, понятия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Взаимодействия государства и экономики в исторически разных социальных системах последние весьма условно можно подразделить на следующие три группы:
а) системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;
6) системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов;
в) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

Содержание

Соотношение права, политики и экономики.
Гражданское право Республики Казахстан (основные направления, понятия).
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основы права.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Вариант №8

  1. Соотношение права, политики и экономики.
  2. Гражданское право Республики Казахстан (основные направления, понятия).

    Список  литературы  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Соотношение права, политики и экономики.
 

     Взаимодействия  государства и экономики в исторически разных социальных системах последние весьма условно можно подразделить на следующие три группы:

а) системы, в которых полностью или почти  полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;

6) системы  с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становления рыночных институтов;

в) системы  с высокоразвитой рыночной экономикой.

     Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои специфические  взаимоотношения между государством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвязи, пределы влияния друг на друга. Теоретически и практически это свойственно для любой из имевших место в истории развития человечества, для ныне существующих или только что зарождающихся социальных систем.

     Исторический  опыт Казахстана и других стран со всей очевидностью свидетельствует о том, что в мире нет общей модели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь общие: закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики. Что же касается конкретных типов взаимоотношений государства и экономики, то они складываются или в рамках каждой отдельно взятой социальной системы или же в пределах вышеназванных групп социальных систем.

     Характерными  особенностями взаимоотношений, возникающих  между  государством  и  экономикой,   в  пределах  первой  группы социальных систем, в которых отсутствуют  традиционные рыночные отношения, являются следующие.

     Во-первых, несомненное доминирование государственной  собственности перед всеми формами  собственности. Статья  II Конституции  СССР    1977   года,   например,    как   и   соответствующие   статьи конституций бывших союзных  республик, рассматривая государственную собственность как «общее достояние всего советского народа», достаточно четко определяла, что эта форма собственности является «основной формой социалистической собственности». В этой же статье закреплялось положение, в соответствии с которым «в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса», а также провозглашалось, что государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, также «другое имущество, необходимое для осуществления задач государства».

     Аналогичные положения, законодательно закрепляющие доминирующую роль государства и государственной собственности перед иными формами собственности, содержатся в конституциях и некоторых других стран. В частности, в Конституции КНР (ст.7) констатируется, что государственный сектор экономики — «сектор хозяйства, основанный на социалистической общенародной собственности» является «руководящей силой в народном хозяйстве» и что «государство гарантирует укрепление и развитие государственного сектора экономики».

     В Основном законе Китая, так же как  и в Конституции СССР признавались различные формы и негосударственной собственности. Однако им неизменно отводилась подчиненная роль. Доминирующая роль государственной собственности как одна из важнейших особенностей характера взаимоотношений государства и экономики в «нерыночных» социальных системах предопределяет собой и все другие его особенности.

     Во-вторых, важной особенностью отношений государства  и экономики, существующих в пределах рассматриваемой группы социальных систем, является их жесткая «привязанность»  друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффективности.

     Жесткая связь и «привязанность» государства  и экономики друг к другу имеют  позитивное значение лишь в чрезвычайных ситуациях (война, катастрофа в национальном масштабе и пр.), когда требуется в кратчайшее время максимальная концентрация всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических и духовных сил. В условиях же обычной, повседневной жизни на современном этапе развития общества такая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности в развитии государства и экономики. Она предопределяет в перспективе неизбежность возникновения застойных тенденций, а также «перелив» кризисных явлений из государственной сферы в экономическую, и наоборот.

     В-третьих, к числу особенностей, характерных  для взаимоотношений государства  и экономики, существующих в рамках «нерыночных» социальных систем, следует  отнести также чрезмерную централизацию  экономических рычагов в руках  государства, а точнее — правительства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Как следствие всего этого — неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма, усиление начетничества и падение профессионализма, необоснованный рост затрат на содержание многочисленной армии чиновничества. Данные негативные явления особенно четко проявляются и развиваются в больших по территории, населению и народнохозяйственным комплексам странах.

     В-четвертых, весьма характерным для взаимоотношений государства и экономики рассматриваемых социальных систем является строго плановый характер экономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детально-жесткая регламентация их на всех уровнях. Следует отметить при этом, что план нередко приобретает нормативно-правовой характер, а последствиям его соблюдения или, наоборот, нарушения, придается юридическое значение.

     В-пятых, отношения между государством и  другими субъектами экономических  связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания — подчинения. Над так называемыми либеральными методами управления экономикой преобладают авторитарные методы. Взаимоотношения между государственными органами и экокомическими структурами регулируются в первую очередь, соответственно, не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных ему подобных по характеру отраслей права.

     Помимо  названных особенностей, свойственных взаимоотношениям государства и  экономики в условиях «нерыночных» социальных систем, есть и другие не менее важные особенности. Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономических структур государственным структурам, об отсутствии у них значимой для их нормального существования и развития относительной самостоятельности и автономности.

     Несколько иная картина просматривается во взаимоотношениях (государства и  экономики, существующих в пределах переходных от нерыночных к рыночным социальных систем. Типичные примеры  — современная Россия, некоторые  другие государства СНГ, называвшие себя социалистическими до недавнего времени прибалтийские республики и страны Восточной Европы.

Наиболее  существенными чертами и особенностями  этих систем являются:

а) постепенное  изменение характера взаимоотношений  государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;

б) утрата монополии государства и государственной  собственности над экономикой и  иными формами собственности;

в) изменение  методов государственного воздействия  на экономические отношения;

г) постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами; 

д) резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики  и неизбежное возникновение при  этом неупорядоченности и даже хаотичности;

е) последовательная переориентация экономических и  государственных структур с общенациональных приоритетов на свои собственные  финансовые и иные интересы, на прибыль  как основной движущий фактор в их становящихся партнерских отношениях;

ж) усиление роли налогов и налоговой полиции  как государственного средства финансового  воздействия государственных структур на общество и на экономические структуры;

з) быстрое  возрастание финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных, непосредственно связанных г, развитием экономики, отраслей права в общей системе права.

     Несмотря  на то, что в переходный период экономическая  сфера деятельности государства  постепенно сужается, в целом его  роль в регулировании данного  процесса не должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.

     Основные  направления экономической деятельности государства в данный период с неизбежностью должны сводиться к следующему: выработке общей, в масштабе всей страны, внутренней и внешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих рыночных отношений; определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений; выработке социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения; запрещению и пресечению нарушающих закон средств ведения хозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, защиты его от недобросовестной конкуренции и протекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юридической ответственности за нарушение законодательства.

     Характерные особенности взаимоотношений государства  и экономики в условиях существования  исторически сложившейся третьей  группы рыночных социальных систем заключается  в следующем:

а) установлении преимущественно партнерских отношений  между государственными и рыночными структурами;

б) минимальном  вмешательстве государства в  экономику, уровень которого для  каждой страны является, как правило, различным;

в) органичном сочетании административно-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения;

г)   сосредоточении  в  руках  государства  лишь  минимальных, объективно  необходимых  для  его нормального  существования  и  функционирования материальных средств;

 д)  полном сосредоточении в руках государства финансовой и налоговой систем;

e) доминирование  частной собственности над государственной  и  всеми другими формами  собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Гражданское право Республики Казахстан (основные направления, понятия)

     Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория как правосубъектность.   Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.

     Правосубъектность включает в себя такие категории  как правоспособность и дееспособность.   Правоспособность - это признанная законом способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность является категорией абстрактной и неотчуждаемой, она возникает в момент рождения и прекращается со смертью физического лица. Статья 14 Гражданского кодекса специально посвящена содержанию правоспособности граждан.  Она дает перечень только основных, наиболее значимых прав граждан, к которым относятся возможность иметь имущество на праве собственности, в том числе иностранную валюту, как в пределах Республики Казахстан, так и за её границами; наследовать и завещать имущество; свободно передвигаться по территории республики и выбирать место жительства; свободно покидать пределы республики и возвращаться на её территорию; заниматься любой не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не запрещенные законодательными актами сделки и участвовать в обязательствах; иметь право интеллектуальной собственности на изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности; требовать возмещения материального и морального вреда; иметь другие имущественные и личные права. Хотя правоспособность признается в равной мере за всеми участниками гражданских правоотношений, способность гражданина иметь права не равна фактическому обладанию ими, а значит объем субъективных прав отдельного гражданина не равен объему прав другого физического лица, равен только объем возможностей иметь те или иные права.  По общему правилу никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом (ст.27 п.1 ГК РК).  Невозможен полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности.  Существующие ограничения, обычно это ограничение свободы передвижения и лишения права заниматься определенным видом деятельности, носят временный характер и служат санкцией на совершение преступления или административного правонарушения. 

Информация о работе Гражданское право Республики Казахстан (основные направления, понятия)