Гражданское право как отрасль российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Гражданское право, являясь частью единой правовой системы Российской Федерации, само является сложной системой. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия гражданско-правовых норм, их связи.

Гражданское право РФ как совокупность норм имеет свою систему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 Понятие гражданского права как отрасли российского права 5

1.1 Понятие гражданского права как отрасли российского права 5

1.2 Предмет и метод гражданского права 8

Глава 2 Основные начала гражданского права 20

2.1 Принцип равенства участников гражданско-правовых отношений 20

2.2 Принцип неприкосновенности собственности 21

2.3 Принцип свободы договора 23

2.4 Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела 25

2.5 Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав 27

2.6 Принцип судебной защиты гражданских прав 29

2.7 Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав 30

Глава 3 Отличие гражданского права от других отраслей 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Курсач гражданское право.docx

— 109.34 Кб (Скачать)

       Этот  принцип предусматривает свободу  усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от понуждения к заключению договора на основе обязательных для сторон планово-административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский оборот.

       Но, по мнению ряда авторов, в развитом рыночном хозяйстве свобода договоров  не может иметь абсолютного характера  и неизбежно подвергается тем  или иным ограничениям, установленным  в публичном интересе. Прежде всего, договор безусловно должен соответствовать императивным нормам закона и иных правовых актов (п. 1 ст. 422 ГК)12, которые в сфере договорных обязательств практически всегда устанавливают те или иные ограничения договорной свободы в общественных и государственных (публичных) интересах. Однако императивные правила закона, принятого после заключения договора, не должны распространяться на условия ранее заключенных договоров, если только сам этот закон прямо не придаст им обратную силу13.

       Вместе  с тем в отдельных случаях  в общественных интересах в гражданском  законодательстве имеются и отступления  от указанного принципа. Заключение публичного договора подчиняется специальным  правилам, установленным ст. 426 ГК. Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.

       Ст. 421 ГК РФ говорит о том, что, устанавливая рамки дозволительного поведения участников договорных правоотношений, государство должно ограничить свое произвольное вмешательство в частные дела, чтобы избежать возврата к существовавшим ранее командно-административным методам управления экономикой.

       Одним из институтов, который определяет пределы свободы заключения договора в целях защиты прав и законных интересов других лиц, является преимущественное право на заключение договора.

       Свобода договора выражает идею диспозитивности  нормативно-правового регулирования.

       Однако  свобода договора не может пониматься как полная независимость предпринимателей и граждан от правил, установленных  законодательством. В ГК и других законах определены основные формы  договорных связей на рынке, а также  установлены определенные запреты, например против возможных злоупотреблений (незаконных сделок, недобросовестной конкуренции и монопольных соглашений). Во многих сферах предпринимательской деятельности (розничная торговля, связь, энергоснабжение и др.) отношения с клиентурой должны строиться на основании публичного договора, когда отказ коммерческой организации от заключения такого договора не допускается (ст. 426 ГК). Обязательное заключение договоров предписано также законами о поставках продукции и оказании услуг для государственных нужд14.

       2.4 Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела

 

       Конституцией  Российской Федерации гарантируются  свобода экономической деятельности, составляющая одну из основ конституционного строя Российской Федерации, а также  такие основные неотчуждаемые права  и свободы человека, как право  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, та и совместно  с другими лицами15.

       Содержащиеся  в гражданском законодательстве нормы права выражают в первую очередь частные интересы участников гражданского оборота. В соответствии с этим указанных нормах воплощен принцип недопустимости произвольного  вмешательства в частные дела. Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Так, органы государственной власти и местного самоуправления не праве указывать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, какие товара (работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реализовывать.

       Следует иметь в виду, что не допускается  только произвольное вмешательство  в частные дела. В тех случаях, когда частные интересы входят в  противоречие с публичным интересом, гражданское законодательство допускает  вмешательство в частные дела граждан и юридических лиц. В  этих случаях в гражданское законодательство вкрапливаются публично-правовые элементы, без которых не может обойтись ни одно гражданское общество16. Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

       Принцип недопустимости произвольного вмешательства  в частные дела характеризует  гражданское право как частное  право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайну граждан, защите чести и доброго имени17.

       Не  допускаются сбор, хранение, использование  и распространение информации о  частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного  решения18.

       Реализации  требований этого принципа содействуют  новые правила законодательства об имущественной ответственности  органов публичной власти за незаконное вмешательство в гражданские  правоотношения (ст. 16 ГК РФ), а также  о возможности признания судом  недействительными актов публичной  власти или их неприменения при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК РФ).

       Таким образом, Принцип недопустимости произвольного  вмешательства в частные дела характеризует гражданское право  как частное право и закрепляет равенство, автономию воли и имущественную  самостоятельность частников гражданско-правовых отношений.

       2.5 Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав

 

       Необходимость беспрепятственного осуществления  гражданских прав провозглашена  в Конституции РФ: «каждый имеет  право на свободное использование  своих имущественных возможностей»19.

       Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав предполагает устранение всяких необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК РФ), характеризующей свободу имущественного оборота. Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необходимые в общественных (публичных) интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет монополизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.

       Действие  данного принципа важно и с  позиции исключения искусственных, бюрократических препятствий в  осуществлении права на защиту своих  интересов, например, в исключении или  ограничении обязательного досудебного (в частности, претензионного) порядка  рассмотрения некоторых споров.

       Следовательно, принцип беспрепятственного осуществления  гражданских прав характеризует  свободу имущественного оборота.

       Особо значим этот принцип для деятельности предпринимателей, прежде всего хозяйственных  товариществ и обществ, которые  в условиях рынка должны иметь  юридическую возможность заниматься любой хозяйственной деятельностью  и в разных правовых формах.

       Но  и в этой области имеются определенные ограничения, обусловленные общественными  интересами. Законом может быть введена  монополия государства в некоторых  сферах хозяйственной деятельности и названы виды предпринимательства, которыми вправе заниматься исключительно  государственные предприятия (производство и ремонт боевого оружия, переработка  драгоценных металлов, лечение особо  опасных болезней и некоторые  другие). Кроме того, для многих видов  предпринимательской деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия) компетентного государственного органа, который вправе отказать в  его выдаче, если заявитель не удовлетворяет  установленным в законе требованиям20.

 

        2.6 Принцип судебной защиты гражданских прав

 

       Принцип судебной защиты гражданского права- данный принцип базируется на ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

       Принцип судебной защиты гражданских прав в  целом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового  регулирования. В соответствии с  ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности  защиты своих прав и интересов: они  могут прибегнуть как к их судебной защите, так и к самозащите, а  также к применению некоторых  других мер, оказывающих неблагоприятное  имущественное воздействие на неисправных  контрагентов. Гражданское право  содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам  эффективно охранять любые свои права  и законные интересы (ст. 11-15 ГК).

       Защиту  нарушенных или оспоренных гражданских  прав осуществляет в соответствии с  подведомственностью дел, установленной  процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

       Защита  гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд21.

       Этот  принцип позволяет субъектам  гражданского права эффективно охранять любые свои права и законные интересы.

       Применение  данного принципа гражданского права  обычно направлено на восстановление нарушенных прав и (или) имущественную  компенсацию потерпевших.

       Судебная  защита гражданских прав как наиболее эффективная форма удовлетворения нарушенных законных интересов субъектов  гражданского права получила в современном  гражданском законодательстве по существу монопольное признание. Она применяется во всех случаях защиты нарушенных и оспариваемых гражданских прав, в том числе и тогда, когда законом в порядке исключения допускается защита в административном порядке. В этом случае решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК). В таком порядке обжалуются, в частности, решения налоговых органов (ст. 142 НК) и постановления региональных таможенных управлений (ст. 371 Таможенного кодекса РФ)22.

       2.7 Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав

       Обеспечение восстановления нарушенных прав –  это положение, один из способов восстановления нарушенных прав.

       Гражданский Кодекс включил восстановление положения, существовавшего до нарушения права в число способов защиты гражданских прав. Эта мера защиты является наиболее типичной для данной отрасли законодательства.

       Используемые  при этом конкретные формы восстановления зависят от характера нарушения. В частности, восстановление нарушенного права на честь, достоинство, а также деловую репутацию осуществляется путем возложения судом на нарушителя обязанности опровергнуть распространяемые им ложные сведения о потерпевшем – гражданине или юридическом лице.

       При разрешении споров о защите чести, достоинства  и деловой репутации судам  следует руководствоваться не только нормами российского законодательства (статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и в силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации  Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к  ней" учитывать правовую позицию  Европейского Суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции (прежде всего статьи 10), имея при этом в виду, что используемое Европейским Судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации23.

Информация о работе Гражданское право как отрасль российского права