Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование тенденций развития гражданского общества.

В ходе исследования передо мной были поставлены следующие задачи:

изучить систему взглядов на гражданское общество с древнейших времен до настоящего времени
тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
рассмотреть идею гражданского общества в России и проблемы его формирования.

Содержание

Введение

Глава 1.Развитие гражданского общества

1.1 Развитие гражданского общества: с древнейших

времен до XIX века

1. Развитие гражданского общества: современность

Глава 2. Гражданское общество

2.1 Понятие гражданского общества

2.2 Сущность и основные принципы гражданского общества

2.3 Структура гражданского общества

2.4 Гражданское общество в Российской Федерации

2.4.1 Роль гражданского общества в социальной защите населения

2.4.2 Роль гражданского общества в здравоохранении

2.4.3 Роль гражданского общества в защите природы

2.4.4 Роль гражданского общества в сфере образования и науки

2.4.5 Институты гражданского общества в сфере культуры.

Заключение

Список нормативно- правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

      Структуры   гражданского  общества  активно   развиваются  внутри  и  в   связи  со  сферой  образования.  Все  большую  роль  в   управлении  конкретными учебными  заведениями играют  общественные  советы  школ  и другие  общественные  структуры, представляющие  интересы  учащихся  и родителей. В ряде  учреждений  они оказывают существенное  влияние, в частности, на  распределение внебюджетных  средств. Однако  пока  это  скорее  исключение, чем  правило.

     В   целом  на  сегодняшний  день  выражение  собственно  общественных  потребностей  в  этой  сфере   находится  в  стадии  формирования  – вместе  со  становлением  самих  институтов  гражданского  общества: советов  образовательных  учреждений, общественных  организаций, фондов, попечительских  институций. Так, после  принятия  Федерального  закона  от  30.12.2006  №275-ФЗ  «О  порядке  формирования  и  использования  целевого  капитала  некоммерческих  организаций»  были  учреждены  фонды, обеспечивающие  формирование  и  использование  целевого  капитала  ряда  вузов.

     Современная   система  образования – это   сложная  многоуровневая  система,  включающая  учреждения  общего, начального  профессионального, среднего  профессионального  и  высшего  профессионального  образования. Сегодня  активно  работающие, пользующиеся  заметным  влиянием  некоммерческие  организации  действуют  только  в  сфере  высшего  профессионального  образования. Здесь прежде  всего следует назвать Российский  Союз  ректоров  (РСР).

      В   развитии  образования, повышении   интеллектуального  потенциала  нации  в  обществе  важнейшую   роль  играют  наука  и   ученые. Сегодня  наука  развитых  стран – это  прежде  всего  неотъемлемая  часть  единого  взаимоувязанного  национального  комплекса  «промышленность – инновации – образование – наука».

       В  структуре  этого  сектора   действует  несколько  крупных   международных, более  30  отраслевых  всероссийских  научно-технических  обществ  и  союзов, около  60  межрегиональных1  и региональных, сотни городских организаций фундаментальной, прикладной  и вузовской науки. В России  насчитывается более 300  общественных  просветительских  организаций, возникших  на  базе  Всесоюзного  общества  «Знание»2. Главной целью их  деятельности  являются  объединение и координация усилий  членов  организации по  реализации  и защите  профессиональных  прав  и потребностей  научных, инженерно-технических, преподавательских, просветительских  работников  и  специалистов, изобретателей; продолжение  и  развитие  традиций, передача  знаний; экспертная  деятельность  и  международное  научно-техническое  сотрудничество. Однако  многие  из  них  сегодня  не  могут активно участвовать в общественной  жизни и развитии  соответствующих отраслей  экономики. Этому есть  несколько существенных  причин, в том числе отсутствие  мощной  консолидации  усилий, законодательной базы, механизмов  взаимодействия  с  органами  государственного  управления. Ярким  примером  такого  отсутствия  являются  несколько  уголовных  дел  в  отношении  ученых, обвиняемых  в  нарушении  гостайны. Обращение общественности  к компетентным  государственным органам с просьбой  пересмотра  ряда  ведомственных  нормативных  актов  не  нашли  серьезного  отклика.

_______________________________

1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.2007 г. Официальный сайт Общественной палаты Рф. http: www.oprf.ru.

2 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.2007 г. Официальный сайт Общественной палаты Рф. http: www.oprf.ru.

      Для  создания  благоприятных  условий  деятельности  системы 

образования  необходимо  ликвидировать  имеющиеся  правовые 

изъяны  в  законодательных  документах, касающихся  работы  общественных организаций  и  их  взаимоотношений  с  государственными  учреждениями. Необходимо  создавать  общественные  механизмы, позволяющие  заботиться  о  развитии  образования, науки  и  техники  в  целом, а  не  только  об  интересах  той  или  иной  корпорации. Причем  эти  механизмы  взаимодействия  государственных  и  общественных  структур, предприятий  и  научных  институтов  должны  быть  построены  на  системной  основе  партнерства.

    

      1. Институты  гражданского  общества  в  сфере  культуры

     Культура  формирует  систему  смыслов  и  ценностей, создает  целостность  общества  и  нации, обеспечивает  идентификацию  народа, непрерывность  традиции  и  общей  памяти, она  рождает  единство  общества  и  его  историческое  самосохранение.

     Традиционной  основой  системы  сохранения  и  развития  культуры  в   России  являются  государственные   учреждения. Рядом  с  ними  традиционно  работают  некоммерческие  культурные  инициативы, направленные  на  художественно-просветительскую  деятельность. Однако  в  последнее  время  все  большую  роль  в  этой  сфере  играют  коммерческие  структуры, а  также  неформальные  некоммерческие  объединения, реализующие  большое  количество  проектов  самой  разной  направленности.

     Содержательный  анализ  деятельности  НКО  культуры  и  их  вклада  в  культурную  жизнь  и  решение  социальных  задач, который  определяет  социальную  значимость  этого  явления  и  его  место  в  жизни  современного  российского  общества, связан  с  целым  рядом  трудностей  организационного  характера. В  настоящее  время  не  существует  полноценного  регулярного  мониторинга  развития НКО  в  сфере  культуры. Мало  внимания  уделяет  ему  профессиональное  сообщество. Оно  не  стало  предметом  пристального  социологического  осмысления.

     Примерная   типология  общественных  инициатив   в  культуре  может  быть  создана  на  основании  степени  участия  в  них  профессиональных  деятелей  искусства:

  • общественные  объединения  профессионалов  культуры, творческие  союзы, ассоциации  и  т.д.
  • просветительские  организации  образовательного  типа, где  профессионалы  работают  для  широкой  публики, школы  искусств, классы  мастерства, театральные  студии, кружки  и  т.д.
  • НКО, в  деятельности  которых  участвуют  профессионалы  и  непрофессионалы, создавая  общий  культурно-просветительный  продукт, например  самодеятельные  театры, хоры, оркестры, музыкальные  и  танцевальные  группы, студии  живописи  и  многие  другие.
  • Непрофессиональные  и  неформальные  группы – когда  художественный  коллектив  создает  любитель, например, школьный  учитель  литературы  организует  школьный  театр. Именно  эти многочисленные  незарегистрированные  культурные  мини-сообщества  и стали основой массового гражданского  движения  в культуре. Обычно  число их  участников – от  3  до  50  человек.

     Многие  НКО  созданы  и  развиваются   на  базе  государственных учреждений  образования или культуры. Это объединения при школах, колледжах, вузах, предприятиях  или  даже  органах  власти.

     Оценивая  поле  действий  гражданских   инициатив  в  культуре, можно   разделить  их  по  принципу  массовости  участия  и  масштабности  влияния.

     Условно   весь  массив  таких  форм  самоорганизации  может  быть  разделен  на  «большие»  и   «малые»  проекты.

     К   числу  «больших  проектов»   следует  отнести  творческие  союзы, ассоциации, гильдии, творческие  дома  и  «долгоиграющие»  конкретные  инициативы, например – любительские  театры, существующие  более  полувека, заслуженные  литературные  или  художественные  студии.

     Малые   проекты  либо  малочисленны, либо  недолговечны, и  поэтому  радиус  действия  у  них  меньше, а их  общественная  направленность  неравномерна.

     «Большие»   и  «малые»  формы  самоорганизации   культуры  не  конкурируют   и  не  соревнуются  между   собой, а  взаимно  поддерживают  и  подкрепляют  друг  друга,  являясь  родственными  звеньями  в  единой  цепочке  просвещения  и  гуманизации  общества  и  развития  искусства, создавая  новые  и  новые  формы  взаимодействия  культуры  и  общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Резюмируя   данную  работу, можно  отметить, что  становление  гражданского  общества  охватывает  десятки  столетий, от  отдельных  его  элементов  в  античном  мире, до  современных  демократических  общественных  систем. В  соответствии  с  этим  на  различных  этапах  общественного  развития  складывались  и  различные  представления  о  нем.

    Можно   сказать, что  понятие  «гражданское  общество»  восходит  своими  корнями  еще  к  идее  полиса  Аристотеля, однако  как   категория  впервые  появляется  в  работах  Т.  Гоббса, Дж.  Локка  и  получает  развитие  в  трудах  Ж. Ж.  Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса  и  других  философов. В  настоящее  время  понятие  "гражданское  общество"  содержательно  обогатилось  и  является  многозначным, существует  множество  различных  подходов  и  теорий  к  определению  гражданского  общества, как  в  отечественной, так  и  в  западной  политической литературе. В  одном  из  подходов  под  гражданским  обществом  понимается  совокупность  межличностных  отношений  и  социальных  институтов  (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество  создает условия для удовлетворения  индивидами  и социальными группами  своих потребностей  и интересов.

     В  другом  значении  гражданское  общество  представляет  идеальную  модель  общественного  развития. В  качестве  идеала  гражданское  общество  представляет  собой  объединение  свободных  суверенных  личностей, наделенных  самыми  широкими  гражданскими, политическими, социально-экономическими  и  культурными  правами, активно  участвующих  в  управлении государством  и  беспрепятственно  удовлетворяющих  свои   разнообразные  потребности.

     Объединив   данные  подходы, получаем  современное  определение  гражданского  общества. Главными  функциями  гражданского  общества  является  выполнение  роли  "посредника"  между  государством  и  личностью, защита  личности  от  государства  и  контроль  за  его  деятельностью. Эти  функции  выполняются  его  структурными  элементами - самодеятельными  и  добровольными  гражданскими  объединениями. Именно  в  такого  рода  объединениях  «вызревает»  активная  гражданская  личность.

     В   настоящее  время  в  России  происходит  становление гражданского  общества. Прежде  всего, это  проявляется  в   провозглашении  прав  и  свобод  личности  высшей  социальной  ценностью, определяющей  смысл  и  содержание  деятельности  государственных  органов. К  числу  предпосылок  создания  гражданского  общества  можно  также отнести развитие  рыночной  экономики, многопартийной  политической  системы, реализацию  в государственной жизни принципа  разделения  властей. В то  же  время в России  только  начинает  формироваться гражданская культура  населения. Общественному  воздействию  на  государство  препятствует  российская  бюрократия. В  ходе  длительного исторического  развития  она  превратилась  в  мощное  социальное  образование, функционирующее  не  только  как  исключительно  государственная, но  и  как  общественная  структура. Без  изменения  подобного  положения  вещей  развитие  гражданского  общества  будет  невозможно.

      И   все  же  перспективы  развития  гражданского  общества  в   России  есть, об  этом  говорит   и  рост  числа  и  объема  деятельности  структур  гражданского  общества  формирующихся  в  России, и  создание  властью  условия  для  их  свободного  самостоятельного  развития, и  формирование  гражданственного  сознания  свободного  человека, которое  обеспечивает  возрастание  самопроявлений  личности  и  повышение  гражданской  активности  россиян. 
 
 
 
 
 
 
 

   

      
 
 
 
 
 

Список  нормативно-правовых  актов  и  литературы

  1. Конституция  РФ:  [по  сост.  на  30  декабря  2008 года].
  2. Гражданский  кодекс  РФ. – Новосибирск :  Сиб. Унив. Изд-во, 2003. – 591 с.
  3. Федеральный  закон  «О  порядке формирования  и использования целевого  капитала  некоммерческих  организаций»  от  30.12.2006 № 275-ФЗ // Российская  газета. 2007, 11  января.
  4. Доклад  о  состоянии  гражданского  общества  в  Российской  Федерации / Общественная  палата  Российской  Федерации. – М.: [Б. и.], 2008. – 88 с.: ил.
  5. Народовластие  и  право  в  условиях  формирования  гражданского  общества: материалы  междунар.  науч.  конф.: Курск, РОСИ, 30-31 марта 2006г. / сост.  А. И. Хорошильцев,

    А. В. Самойлов. –  Курск: Изд-во  РОСИ, 2006. – 180 с.

  1. Галкина  Е. В., Косов  Г. В.  Укрепление  вертикали  власти  и  проблемы  развития  гражданского  общества  в  РФ // Власть. 2008. № 9. С. 3-5.
  2. Гегель  Г. В. Сочинения. М., Л., 1934. Т.7.
  3. Грудцына  Л. Ю.  Гражданское  общество  и  средний  класс  в  России // Адвокат. 2008. № 4. С. 100-103.
  4. Зобнина  Т. В.  Развитие  гражданского  общества  в  российском  государстве // Вестник  ТГУ. 2008. № 8. С. 301-303.
  5. Ильин  В. В.  Политология. М.: Книжный  дом  Университет, 1999. – 540 с.
  6. Кашанина  Т. В., Кашанин  А.В.  Основы  российского  права: Учебник  для  вузов. – 2-е  изд.  и  доп. – М.: Издательство НОРМА  (Издательская  группа  НОРМА – ИНФРА. М), 2002. – 800 с.
  7. Клименко  А. В., Румынина  В.В.  Обществознание: учеб.  пособие  для  школьников  ст.  кл.  и  поступающих  в  вузы. – 8-е  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 508 с.
  8. Матузов  Н. И.  Теория  государства  и  права: учебник, доп. МО  РФ. – 2-е изд., перераб.  и  доп. – М.: Юрист, 2006. – 541 с.
  9. Меркурьев  А. В.  Структуры  гражданского  общества  в  социальном  механизме  формирования  и  реализации  государственного  управления // Право  и  политика. 2008. № 12. С. 2884-2890.

Информация о работе Гражданское общество