Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 12:36, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденций развития гражданского общества.
В ходе исследования передо мной были поставлены следующие задачи:
изучить систему взглядов на гражданское общество с древнейших времен до настоящего времени
тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
рассмотреть идею гражданского общества в России и проблемы его формирования.
Введение
Глава 1.Развитие гражданского общества
1.1 Развитие гражданского общества: с древнейших
времен до XIX века
1. Развитие гражданского общества: современность
Глава 2. Гражданское общество
2.1 Понятие гражданского общества
2.2 Сущность и основные принципы гражданского общества
2.3 Структура гражданского общества
2.4 Гражданское общество в Российской Федерации
2.4.1 Роль гражданского общества в социальной защите населения
2.4.2 Роль гражданского общества в здравоохранении
2.4.3 Роль гражданского общества в защите природы
2.4.4 Роль гражданского общества в сфере образования и науки
2.4.5 Институты гражданского общества в сфере культуры.
Заключение
Список нормативно- правовых актов и литературы
Структуры гражданского общества активно развиваются внутри и в связи со сферой образования. Все большую роль в управлении конкретными учебными заведениями играют общественные советы школ и другие общественные структуры, представляющие интересы учащихся и родителей. В ряде учреждений они оказывают существенное влияние, в частности, на распределение внебюджетных средств. Однако пока это скорее исключение, чем правило.
В целом на сегодняшний день выражение собственно общественных потребностей в этой сфере находится в стадии формирования – вместе со становлением самих институтов гражданского общества: советов образовательных учреждений, общественных организаций, фондов, попечительских институций. Так, после принятия Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» были учреждены фонды, обеспечивающие формирование и использование целевого капитала ряда вузов.
Современная система образования – это сложная многоуровневая система, включающая учреждения общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Сегодня активно работающие, пользующиеся заметным влиянием некоммерческие организации действуют только в сфере высшего профессионального образования. Здесь прежде всего следует назвать Российский Союз ректоров (РСР).
В развитии образования, повышении интеллектуального потенциала нации в обществе важнейшую роль играют наука и ученые. Сегодня наука развитых стран – это прежде всего неотъемлемая часть единого взаимоувязанного национального комплекса «промышленность – инновации – образование – наука».
В структуре этого сектора
действует несколько крупных
______________________________
1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.2007 г. Официальный сайт Общественной палаты Рф. http: www.oprf.ru.
2 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.2007 г. Официальный сайт Общественной палаты Рф. http: www.oprf.ru.
Для создания благоприятных условий деятельности системы
образования необходимо ликвидировать имеющиеся правовые
изъяны в законодательных документах, касающихся работы общественных организаций и их взаимоотношений с государственными учреждениями. Необходимо создавать общественные механизмы, позволяющие заботиться о развитии образования, науки и техники в целом, а не только об интересах той или иной корпорации. Причем эти механизмы взаимодействия государственных и общественных структур, предприятий и научных институтов должны быть построены на системной основе партнерства.
Культура формирует систему смыслов и ценностей, создает целостность общества и нации, обеспечивает идентификацию народа, непрерывность традиции и общей памяти, она рождает единство общества и его историческое самосохранение.
Традиционной
основой системы сохранения
и развития культуры в
России являются государственные
учреждения. Рядом с ними традиционно
работают некоммерческие культурные
инициативы, направленные на художественно-
Содержательный анализ деятельности НКО культуры и их вклада в культурную жизнь и решение социальных задач, который определяет социальную значимость этого явления и его место в жизни современного российского общества, связан с целым рядом трудностей организационного характера. В настоящее время не существует полноценного регулярного мониторинга развития НКО в сфере культуры. Мало внимания уделяет ему профессиональное сообщество. Оно не стало предметом пристального социологического осмысления.
Примерная типология общественных инициатив в культуре может быть создана на основании степени участия в них профессиональных деятелей искусства:
Многие НКО созданы и развиваются на базе государственных учреждений образования или культуры. Это объединения при школах, колледжах, вузах, предприятиях или даже органах власти.
Оценивая поле действий гражданских инициатив в культуре, можно разделить их по принципу массовости участия и масштабности влияния.
Условно весь массив таких форм самоорганизации может быть разделен на «большие» и «малые» проекты.
К числу «больших проектов» следует отнести творческие союзы, ассоциации, гильдии, творческие дома и «долгоиграющие» конкретные инициативы, например – любительские театры, существующие более полувека, заслуженные литературные или художественные студии.
Малые проекты либо малочисленны, либо недолговечны, и поэтому радиус действия у них меньше, а их общественная направленность неравномерна.
«Большие»
и «малые» формы
Заключение
Резюмируя данную работу, можно отметить, что становление гражданского общества охватывает десятки столетий, от отдельных его элементов в античном мире, до современных демократических общественных систем. В соответствии с этим на различных этапах общественного развития складывались и различные представления о нем.
Можно
сказать, что понятие «
В другом значении гражданское общество представляет идеальную модель общественного развития. В качестве идеала гражданское общество представляет собой объединение свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности.
Объединив данные подходы, получаем современное определение гражданского общества. Главными функциями гражданского общества является выполнение роли "посредника" между государством и личностью, защита личности от государства и контроль за его деятельностью. Эти функции выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» активная гражданская личность.
В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего, это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.
И
все же перспективы развития
гражданского общества в
России есть, об этом говорит
и рост числа и объема
деятельности структур гражданского
общества формирующихся в России,
и создание властью условия
для их свободного самостоятельного
развития, и формирование гражданственного
сознания свободного человека,
которое обеспечивает возрастание
самопроявлений личности и повышение
гражданской активности россиян.
Список нормативно-правовых актов и литературы
А. В. Самойлов. – Курск: Изд-во РОСИ, 2006. – 180 с.