Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

1. Определение гражданского общества
1.1. Понятие гражданского общества

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Если бы люди на выборах голосовали как устойчивые члены тех или иных социальных общностей, то распределение голосов избирателей в общих чертах было бы известно заранее (на основе численного соотношения соответствующих групп общества), и в таком случае выборы как процедура открытой воли большинства были бы вообще излишними. Вся система предвыборных манипуляций, агитации и пропаганды исходит из того, что связи индивидов с соответствующими группами не являются устойчивыми, поэтому избирателей можно переманивать, добиваясь их голосов. 

В то же время  без минимальной межгрупповой мобильности  общество было бы, по существу, сословным или даже кастовым, а нация, в свою очередь, не могла бы обрести устойчивое единство и идентичность.

3.3. Издержки  принципа. 

В современной  политологии есть такое понятие, как парадигма Г.Бэккера. Бэккер - представитель чикагской школы, получивший Нобелевскую премию за работу "Человеческий капитал" (1964). Как последователь либеральной традиции Бэккер исходит из того, что сфера властно-политических отношений будет непрерывно сужаться, уступая место отношениям гражданского партнерского обмена.  

Буквально все  общественные отношения он интерпретирует как экономические, связанные с  ожиданиями максимально возможной  экономической отдачи на вложенный  капитал. Экономический закон экономии времени Бэккер применяет не только к сфере производства, но и к сфере потребления; именно этот прием позволяет ему объявить экономическую теорию универсальной, объясняющей все человеческие отношения без исключения.  

Согласно Беккеру, подобно тому как в сфере производства действует закон сокращения времени изготовления товаров, так и в сфере потребления действует закон сокращения времени удовлетворения потребностей. Потому современный человек предпочитает купить холодильник и хранить пищу в нем, вместо того чтобы готовить ежедневно, предпочитает приглашать друзей в ресторан, вместо того чтобы принимать их дома, и т.п. Собственно, современное потребительское общество описывается как общество, которое всеми силами экономит время потребления, что означает неуклонное обесценение тех сфер жизни и человеческих отношений, которые чреваты излишними тратами времени.  

Почему падает рождаемость в современном обществе? Бэккер объясняет это законом  предельной полезности. Дети в традиционном обществе, во-первых, быстро становились  на ноги, во-вторых, оставались в семье в качестве подручных работников отца и матери. Поэтому известное чадолюбие традиционных обществ на самом деле, считает Бэккер, является экономически рациональным поведением, ибо речь идет в действительности о детях как о капитале, который давал скорую и значительную отдачу. Поскольку в современном обществе дети не скоро становятся самостоятельными и надежд на них как на кормильцев в старости теперь нет, то современный экономический человек предпочитает иметь их мало или не иметь вовсе. 

В теориях чикагской школы не политика отступает перед экономикой, а социум отступает перед миром коммерции. Чикагская школа не просто освобождает гражданское общество от мира политики; она освобождает гражданские отношения от всего того, что было в них и гражданским, и интимно-личностным, и моральным, и духовным. Если теория Маркса в свое время все подчинила производственным отношениям, то чикагская школа все подчиняет отношениям обмена и объявляет потребителя тем типом, перед которым должны стушеваться все высшие сферы, ценности и отношения. 

Вторым недостатком  либертаристской трактовки гражданского общества является отношение к социально  незащищенным - всем тем, кому нечего предложить в рамках отношений эквивалентного обмена. Никто не может отрицать, что по мере победного шествия по миру либерализма как нового великого учения отношение к социально незащищенным заметно ухудшилось.  

Либеральная теория считает культуру, образованность, квалификацию, развитый интеллект, профессиональную этику ценными не сами по себе, не как предпосылку цивилизованного существования, а как средство немедленной рыночной отдачи и пользы. 

Какое же общество может получиться в результате последовательного  социального применения данной теории? Общество, в котором лучшие - не только в собственно духовном и моральном, но и в профессионально-интеллектуальном смысле - отступают перед худшими, высшие измерения человеческого бытия перед низшими, так что рыночное общество постепенно сползает к доцивилизованному состоянию, к дикости. Если даже отодвинуть собственно духовные критерии прогресса, оставив только материально-практические, то даже и тогда приходится признать, что чикагская теория не соответствует его критериям, ибо разработанные ею механизмы последовательно выбраковывают все развитое и высокосложное в пользу примитивного и одномерного. Именно лидирующие по обычным социологическим критериям профессиональные и социальные группы сокращаются и теряют в статусе, уступая дорогу примитивным хищникам рынка. 

Бэккеру также  принадлежит заслуга открытия, предопределившего переход от теории индустриального общества к теории постиндустриального. Речь идет о человеческом капитале как главной форме общественного богатства. В постиндустриальном обществе возрастает значение нематериальных источников общественного богатства, относящихся в первую очередь к человеческому фактору. Бэккер одним из первых теоретически доказал и обосновал математически, что рентабельные вложения в науку, образование, здравоохранение, систему комфорта и гигиены дают в несколько раз более высокую экономическую отдачу, чем привычные для капитализма инвестиции во внутрипроизводственные факторы. 

В целом можно  заключить, что основной недочет  современной либеральной теории такой же, как и у марксизма - она предполагает экономически оцениваемыми и исчисляемыми такие факторы общественной жизни, которые имеют применительно к собственно экономическому использованию стохастический, неопределенный характер.

Список литературы 

Бутенко А.П., Миронов  А.В. Государство и гражданское  общество // Социально-политический журнал. 1997. № 1. 

Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические  истоки // Социально-политический журнал. 1997. № 4. 

Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995. 

Государство и  гражданское общество // Социально-политический журнал. 1997. №4. 

Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей Д.У. Демократия: государство и общество. - М., 1995. 

Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. –  М., 2002. 

Левин И.Б. Гражданское  общество на Западе и в России // Полис. 1996. № 5.  

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических  и гуманитарных факультетов. – М., 2000.  

Панарин А.С. Политология. Учебник. Издание второе переработанное и дополненное. – М., 2001. 

Политология в  вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М., 1999.  

Политология для  юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 1999. 

Политология. Энциклопедический  словарь. - М., 1993. 

Соловьев А.И. Три облика государства — три  стратегии гражданского общества // Полис. 1996. №6.

Информация о работе Гражданское общество