Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, реферат
1. Определение гражданского общества
1.1. Понятие гражданского общества
Реферат: "Гражданское общество"
Раздел: Рефераты по праву
Гражданское общество
1. Определение гражданского общества
1.1. Понятие гражданского
общества
Важнейшей предпосылкой
и одновременно фактором формирования
политической системы демократического
типа является наличие гражданского общества.
Гражданское общество характеризует всю
совокупность разнообразных форм социальной
активности населения, не обусловленную
деятельностью государственных органов
и воплощающую реальный уровень самоорганизации
социума. Описываемое понятием «гражданское
общество» состояние общественных связей
и отношений является качественным показателем
гражданской самодеятельности жителей
той или иной страны, основным критерием
разделения функций государства и общества
в социальной сфере.
Реальная свобода
личности становится возможной в
обществе подлинной демократии, где
не государство, политическая власть господствует
над обществом и его членами,
а общество имеет безусловное
первенство по отношению к государству.
Переход к такому обществу — исторически
длительный процесс, и он связан с формированием
гражданского общества.
Между понятием
«гражданское общество» и однопорядковым
ему понятием «общество» есть не только
очевидная взаимосвязь, но и весьма
существенные различия. Общество как
совокупность отношений между людьми
становится гражданским лишь на определенной
стадии своего развития зрелости, при
определенных условиях. В этом плане за
прилагательным «гражданское», несмотря
на некоторую его неопределенность, стоит
вполне конкретное и весьма емкое содержание.
Категория гражданского общества отражает
новое качественное состояние общества,
основанное на развитых формах его самоорганизации
и саморегуляции, на оптимальном сочетании
публичных (государственно-общественных)
и частных (индивидуально-личностных)
интересов при определяющем значении
последних и при безусловном признании
в качестве высшей ценности такого общества
человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому
обществу противостоит не просто «не гражданское»
общество, т. е. общество, не обладающее
качествами гражданского, а общество насилия
подавления личности, государственного
тотального контроля за общественной
и личной жизнью его членов.
Сам термин «гражданское
общество» употребляется как
в широком, так и в узком
значениях. В широком смысле гражданское
общество включает всю непосредственно
не охватываемую государством, его структурами
часть общества, т.е. то, до чего «не доходят
руки» государства. Оно возникает и изменяется
в ходе естественно-исторического развития
как автономная, непосредственно не зависимая
от государства сфера. Гражданское общество
в широком значении совместимо не только
с демократией, но и с авторитаризмом,
и лишь тоталитаризм означает его полное,
а чаще частичное поглощение политической
властью.
Гражданское общество
в узком, собственном значении неразрывно
связано с правовым государством, они
не существуют друг без друга. Гражданское
общество представляет собой многообразие
не опосредованных государством взаимоотношений
свободных и равноправных индивидов в
условиях рынка и демократической правовой
государственности. Это сфера свободной
игры частных интересов и индивидуализма.
Гражданское общество — продукт буржуазной
эпохи и формируется преимущественно
снизу, спонтанно, как результат раскрепощения
индивидов, их превращения из подданных
государства в свободных граждан-собственников,
обладающих чувством личного достоинства
и готовых взять на себя хозяйственную
и политическую ответственность.
Гражданское общество
имеет сложную структуру, включает
хозяйственные, экономические, семейно-родственные,
этнические, религиозные и правовые отношения,
мораль, а также не опосредованные государством
политические отношения между индивидами
как первичными субъектами власти, партиями,
группами интересов и т.д. В гражданском
обществе в отличие от государственных
структур преобладают не вертикальные
(подчиненности), а горизонтальные связи
— отношения конкуренции и солидарности
между юридически свободными и равноправными
партнерами.
Для современного
понимания гражданского общества недостаточно
представление о нем лишь с позиции его
противопоставления государственной
власти и, соответственно, сфере реализации
публичных интересов. Главным в современной,
общедемократической концепции гражданского
общества должно быть определение собственных
качественных характеристик тех реальных
общественных отношений, которые в системном
единстве могут быть определены как современное
гражданское общество.
Гражданское общество
— это не просто некое объемное
понятие, характеризующее определенную
сферу общественных отношений, пределы
которых определяются лишь тем, что это
«область действия частных интересов»
(Гегель). В то же время «гражданское общество»
— это и не юридическое, не государственно-правовое
понятие. Государство не может, не в состоянии
«учредить», «декретировать», «установить»
своими законами желательный для него
образ гражданского общества.
Гражданское общество
— это закономерный этап, высшая
форма самореализации индивидов. Оно
вызревает по мере экономического,
политического развития страны, роста
благосостояния, культуры и самосознания
народа. Как продукт исторического развития
человечества гражданское общество появляется
в период ломки жестких рамок сословно-феодального
строя, начала формирования правового
государства. Обязательным условием возникновения
гражданского общества является появление
возможности у всех граждан экономической
самостоятельности на базе частной собственности.
Важнейшей предпосылкой формирования
гражданского общества являются ликвидация
сословных привилегий и возрастание значения
человеческой личности, человека, который
превращается из подданного в гражданина
с равными юридическими правами со всеми
другими гражданами. Политическим фундаментом
гражданского общества служит правовое
государство, которое обеспечивает права
и свободы личности. В этих условиях поведение
человека определяется его собственными
интересами и на него ложится ответственность
за все действия. Такая личность превыше
всего ставит собственную свободу, уважая
вместе с тем и законные интересы других
людей.
Так как в
руках у государства
В этом плане
гражданское общество есть объективно
сложившийся порядок реальных общественных
отношений, который основан на признанных
самим обществом требованиях справедливости
и меры достигнутой свободы, недопустимости
произвола и насилия. Данный порядок складывается
на основе внутреннего содержания этих
отношений, что превращает их в критерий
«справедливости и меры свободы». Тем
самым отношения, составляющие гражданское
общество, обретают способность нести
в себе определенные требования, нормативные
модели поведения граждан, должностных
лиц, государственных органов и государства
в целом в соответствии с идеалами справедливости
и свободы.
Это означает, что
в отношениях, составляющих гражданское
общество, воплощаются идеи права
как высшей справедливости, основанной
на недопустимости произвола и гарантировании
равной для всех членов гражданского
общества меры свободы. Это те нормативные
(общеобязательные) требования, которые
складываются и существуют в гражданском
обществе независимо от их государственного
признания и закрепления в законах. Но
следование им со стороны государства
является залогом того, что закон в таком
обществе и государстве приобретает правовой
характер, т. е. они не только воплощают
в себе государственную волю, но эта воля
в полной мере соответствует требованиям
справедливости и свободы.
Повседневная
жизнь индивидов, ее первичные формы
составляют сферу гражданского общества.
Однако многообразие повседневных потребностей
и первичных форм их реализации требует
согласования и интеграции устремлений
индивидов и социальных групп для поддержания
целостности и прогресса всего общества.
Равновесие, взаимосвязь общественных,
групповых и индивидуальных интересов
осуществляет государство посредством
управленческих функций. Следовательно,
глобальное общество, т. е. всеохватывающая
человеческая общность, состоит из гражданского
общества и государства.
Гражданское общество
и государство представляют собой социальные
универсалии, идеальные типы, отражающие
различные стороны и состояния жизни общества,
противостоящие друг другу.
Гражданское общество
составляет сферу абсолютной свободы
частных лиц в отношениях друг
с другом. По определению Ж-Л. Кермонна,
«гражданское общество слагается из множественности
межличностных отношений и социальных
сил, которые объединяют составляющих
данное общество мужчин и женщин без непосредственного
вмешательства и помощи государства».
Гражданское общество
предстает в виде социального, экономического,
культурного пространства, в котором
взаимодействуют свободные
1.2. Научные концепции
гражданского общества.
Идея гражданского
общества является одной из важнейших
политических идей Нового времени. Возникнув
в середине ХVII в. в Европе, понятие
«гражданское общество» претерпело
известную эволюцию, породив несколько
концепций и интерпретаций. Однако
оно неизменно рассматривается в противопоставлении
понятию «государство».
Либеральная трактовка
гражданского общества восходит ко временам
Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие «гражданского
общества» было введено ими для
отражения исторического
Естественным
началом общества и жизни человека
становятся не природа и необузданные
природные страсти человека, а цивилизованность,
т. е. исключительная способность человека
сознательно объединяться с себе подобными
для совместного проживания. Гражданское
общество было признано условием удовлетворения
базовых человеческих потребностей в
пище, одежде, жилье. Гражданское общество
появилось в результате процессов дифференциации
и эмансипации различных сфер общественной
жизни (экономической, социальной, культурной),
в рамках которых происходит удовлетворение
повседневных потребностей индивида.
Становление самостоятельных
сфер общественной жизни отражало процессы
возрастающего разнообразия деятельности
индивидов и усложнения социальных отношений.
Разнообразие социальных отношений было
следствием становления автономной личности,
не зависимой от власти и обладающей таким
уровнем гражданского самосознания, который
позволял ей строить свои отношения с
другими индивидами разумно и целесообразно.
В основе процесса кристаллизации независимого
индивида, по Дж. Локку, лежит частная собственность.
Она является экономической гарантией
его свободы и политической самостоятельности.
Отношения между
государством и гражданским обществом
строились на договорной основе. По
своей сущности эти отношения
были цивилизованными, поскольку государство
и гражданское общество вместе создавали
условия для удовлетворения базовых человеческих
потребностей и обеспечения жизнедеятельности
индивидов. Государство охраняет неотчуждаемые
права граждан и с помощью власти ограничивает
природную вражду, снимает страх и тревогу
за родных и близких, за свое богатство;
а гражданское общество сдерживает стремление
власти к господству.
Другую традицию
представляет подход Г. Гегеля, который
рассматривал гражданское общество
как совокупность индивидов, удовлетворяющих
с помощью труда свои повседневные
потребности. Основой гражданского общества
выступает частная собственность. Однако
не гражданское общество являлось, по
Г. Гегелю, движущей силой прогресса, а
государство. Примат государства по отношению
к гражданскому обществу был связан с
тем, что, как считал Г. Гегель, основой
развития всего и вся является «Мировой
Дух», или «Абсолютная Идея». Гражданское
общество было «инобытием» духа-идеи,
а именно государство олицетворяло все
добродетели и было наиболее совершенным
воплощением мировой саморазвивающейся
идеи, самого могучего проявления человеческой
личности, всеобщности политического,
материального и духовного начал.
Государство защищало
человека от случайностей, обеспечивало
справедливость и реализовывало
всеобщность интересов. Гражданское
общество и индивид были подчинены
государству, ибо именно государство интегрирует
отдельные группы и индивидов в органическую
целостность, задавая смысл их жизнедеятельности.
Опасность существования всеобъемлющего
государства состоит в том, что оно поглощает
гражданское общество и не стремится гарантировать
гражданам их права и свободы.
Отвергая тезис
Г. Гегеля о первичности государства
по отношению к гражданскому обществу,
К. Маркс рассматривал последнее
фундаментом глобального