Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:45, контрольная работа
В данной работе рассматривается гражданское общество в России, её состояние и пути развития.
Содержание
Введение
Гражданское общество в современной России
Состояние гражданского общества
Условия становления гражданского общества в современной России
Заключение
Список литературы
Введение. 2
Гражданское общество в современной России 3
Состояние гражданского общества. 10
Условия становления гражданского общества в современной России. 13
Заключение. 18
Список литературы. 21
Условия становления гражданского общества в современной России.
Препятствий на пути развития
гражданского общества немало – это
и нуждающееся в
Для России гражданское общество является идеалом, представлением о гармонии отношений человека и человека, личности и общества. Поэтому необходимо определить те меры, которые могут вести страну такого рода к совершенству:
1.Формирование гражданского общества прежде всего связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, политического, социального, обеспечения безопасности граждан, защиты прав и свобод. Российское государство до сих пор не несло никакой ответственности перед обществом.
Следовательно, остро необходимы
судебная и правовая реформы, законы
о налогах, частной собственности
на землю, о политических партиях
и др.
2. Налоговый и земельный кодексы должны
обеспечить нормальное проявление частных
и групповых интересов в производстве,
обмене, потреблении, распределении благ.
Государство должно быть способно создать
экономические условия оптимального развития
гражданского общества.
3. Непременным условием гражданского
общества является обеспечение верховенства
народа, свободы создания общественных
организаций. Можно смело утверждать,
что в России нужно делать определенные
шаги в этом направлении.
4.Движение к гражданскому
обществу наиболее ярко
Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства - в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан.
Гражданское общество - это
общество равных возможностей, основанное
на принципах социальной справедливости
и социальной солидарности сильных
и слабых. Это означает, что важнейшим
условием существования свободного
общества в России является не только
раскрепощение частной
По мнению российского ученого С.Перегудова развитие гражданского общества в России зависит от двух игроков: «от государства и бизнеса, которые в российских условиях, по сути, предопределяют и пути развития гражданского общества, и модели его политического участия»6
Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок - не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.
В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством - существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций.
Гражданское общество завоевало
свое право на физическое существование
и политическую значимость благодаря
определенной системе гарантий со стороны
государства. В этом заключается
взаимообусловленность и
Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции.
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. Как констатирует Т.Ворожейкина, «в целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений»7.
Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:
- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
- создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
- финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;
- создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;
- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
- реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться.
Заключение.
Важность решения задачи развития гражданского общества ставит ее в центр внимания всех общественных и политических сил, заставляет прилагать целенаправленные усилия в этом направлении. Поэтому основой дальнейшего стабильного развития российского общества должен стать курс на становление зрелого гражданского государства, при котором только народ вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года Президент В.В. Путин отметил, что «ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества». Ясно, что наивысшей ступени развития гражданское общество достигает в условиях рыночной экономики демократической правовой государственности. В нашей стране развиваются современные формы взаимодействия между гражданским обществом и государством – в парламенте создана должность уполномоченного по правам человека, широко используется привлечение представителей гражданского общества к обсуждению законопроектов, сформирована Общественная палата Российской Федерации. Можно утверждать, что первые шаги на пути становления гражданского общества все же уже осуществлены, хотя и не в полной мере.
Сравнение данных, полученных
разными исследователями, пользовавшихся
разными методиками и придерживающихся
разных политических ориентаций, свидетельствует
о том, что перспективы развития
гражданского общества в России весьма
туманны. В социально-психологическом
отношении российское общество все
еще пребывает, так сказать, в "разобранном
состоянии", которое вообще не способно
пока служить фундаментом чего-либо.
И в такой ситуации инициатива,
необходимая для углубления и
закрепления демократических
Гражданскому обществу не хватает консолидированности для обеспечения такого вектора развития. В связи с этим сохраняется, а в некоторых отношениях даже усиливается "верхушечный" характер выработки курса политических сил, пребывающих у власти. Основными агентами общественных преобразований в России и их гарантами оказываются (или, если угодно, остаются) элитные группы и представители власти, но не гражданское общество.
Политические события последних лет показали, сколь неустойчивым остается процесс демократической трансформации в стране и сколь опасно велика в нем роль отдельной личности. Ясно и то, что власть в таких условиях не только оказывается главным "мотором" реформирования общества, но и получает широкие возможности определять характер осуществляемых перемен в своих интересах. Таким образом, модернизация и демократизация российского общества обретают черты авторитарности.
Преодолеть эту тенденцию очень трудно.
С одной стороны, нужны
масштабные усилия по консолидации граждан,
готовых к социальному
С другой стороны, нужна новая государственная стратегия, которая, по мнению А.Аузана8, должна состоять из трёх взаимосвязанных линий перемен.
Во-первых, поддержка самоорганизации в гражданском обществе. Это предполагает очень быстрые, неотложные, символически важные изменения в законодательстве в отношении регистрации, отчётности и проверок. А далее - создание нового законодательства и по благотворительности, и по налогообложению, и по другим аспектам общественной самодеятельности.
Во-вторых, поддержка общественного контроля и мониторинга во всех сферах общественной жизнедеятельности. Причем важно не только осуществлять мониторинг, но и создать работающий механизм принятия решений по результатам мониторинга.
Третье направление – это развитие гражданского участия. Речь идет о гражданском участии в таких сферах, как местное самоуправление, проблемы окружающей среды, социальной защиты детства и так далее.
Может быть, при таком подходе удастся обеспечить сдвиги в сторону ценностей свободы, солидарности, взаимопомощи, справедливости.
Список литературы.
1. Чевозерова Г.В.. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества в России : диссертация... кандидата политических наук : 23.00.02 Москва, 2007.
http://sites.google.com/site/
1Чевозерова Г.В.. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества в России : диссертация... кандидата политических наук : 23.00.02 Москва, 2007.
2 Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. – 1991. - № 7. - С.30.
3 Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Часть II. Теоретико-методологические аспекты исследования / Ю.М. Резник. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - С. 32.
4 См.: Чевозерова Г.В.. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества в России : диссертация... кандидата политических наук : 23.00.02 Москва, 2007.
5 Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под ред. М.А.Абрамова. М., 2000. С.107 .
6 Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2. С.146.
7 Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития // Полис. 2002. №4.
8Аузан А. «О необходимости кардинального
изменения стратегии в отношениях государства
и общества». Выступление на заседании
Совета по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека
15 апреля 2009 г. http://sites.google.com/site/
Информация о работе Гражданское общество в РФ состояние и пути развития