Гражданское общество в РФ состояние и пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается гражданское общество в России, её состояние и пути развития.
Содержание
Введение
Гражданское общество в современной  России
Состояние гражданского общества
Условия становления гражданского общества в современной России
Заключение
Список литературы

Содержание

Введение. 2

Гражданское общество в современной России 3

Состояние гражданского общества. 10

Условия становления гражданского общества в современной России. 13

Заключение. 18

Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

Гражданс. общество в РФ состояние и пути развития.docx

— 36.26 Кб (Скачать)

Содержание

Введение. 2

Гражданское общество в современной  России 3

Состояние гражданского общества. 10

Условия становления гражданского общества в современной России. 13

Заключение. 18

Список литературы. 21

 

Введение.

Понятие «гражданское общество»  является одним из важнейших понятий  политологии. Гражданским обществом  обычно называют наивысшую форму  общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо  не зависящих от политического государства. Существенными признаками гражданского общества является то, что оно может  контролировать государство и противостоять  ему. В истории человечества гражданское  общество не однажды побеждало государство (Великобритания, США). Или помогало государству, когда оно испытывало трудности. На Востоке, напротив, гражданское  общество находилось в аморфном состоянии, а государство было всем.

В России государство обычно одерживало победу над гражданским  обществом, подчиняло его и “вытаптывало”. И чудовищный эксперимент над  ним, проводимый тоталитарным государством в течение 70 лет, привел к тупику исторического развития. Поэтому  и возродился интерес к гражданскому обществу как политическому идеалу.

 

 

Гражданское общество в современной России

На сегодняшний день наиболее распространен подход к определению  гражданского общества как «системы независимых от государства общественных институтов и отношений, которые  призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей».

В других терминах этот подход обозначается как «сферный», поскольку характеризует природу гражданского общества как особую внегосударственную сферу социума.

Гражданское общество как  внегосударственное образование взаимодействует не только с государственными управленческими структурами и политической жизнью. Оно вполне успешно может взаимодействовать с властью.

Основные признаки 2 В брошюре "Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества", изданной факультетом журналистики МГУ в 2001 году, я попытался рассмотреть некоторые важные аспекты проблематики, связанной с различным толкованием категории "гражданское общество".гражданского общества:

  1. Наличие граждан как суверенных, активных, свободных, универсальных личностей. Наличие у них, и в обществе, идеалов и навыков, стимулирующих и позволяющих использовать имеющуюся свободу для самостоятельного или коллективного (без помощи государства) удовлетворения своих разнообразных потребностей, не вступая при этом в противоречие с общественными потребностями.

2. Наличие структур и  институтов (коммерческих и некоммерческих), созданных по инициативе граждан,  как результат реализации предоставленных  свобод.

3. Наличие демократического  государства как необходимого  условия, предоставляющего возможность  гражданам лично или опосредованно,  в том числе через свои гражданские  союзы, участвовать в принятии  значимых для его жизни решений.  Наличие политической активности  и культуры.

4. Наличие развитого этико-правого  сознания граждан, реализуемого  в этико-правовом поведении. 

5. Наличие частной собственности  и рыночных отношений как необходимого  условия для создания материальной  базы, обеспечивающей реализацию  различных потребностей граждан,  в том числе и потребности иметь свободу.

6. Наличие механизмов реализации принципов эффективного взаимодействия общества с окружающей средой.

7. Наличие свободного  информационного обмена в обществе, и в

первую очередь, в виде независимых СМИ как самой  оперативной и массовой информационной системы1.

Другими словами, гражданское  общество – это исторически сложившаяся  конфигурация практик самоуправления, экономического обмена и обмена мнениями (публичных дебатов) созданная гражданами для защиты своих интересов.2

Следовательно, необходимое  условие функционирования гражданского общества - существование определенного  типа личности. Его характеризуют, с  одной стороны, высокий уровень  индивидуальной автономии по отношению  к социуму вообще и к государственной  власти в особенности. Такую личность многие авторы определяют как самоценную и самодостаточную. С другой стороны, этому типу личности присущи способность конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, интересов, ценностей, а также способность подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах.

Таким образом, главным элементом гражданского общества становится ответственный (или, как его иногда называют, компетентный) гражданин. "Чтобы демократия была действенной, необходим, - отмечает Р. Даль, - и это очевидно, определенный уровень  компетентности граждан"3.

4 Даль Р. А. Проблема  компетентности гражданина. В кн.: Демократия: теория и практика. М.:1996, с22. Разумеется, одной компетентности недостаточно. Еще необходим некий, хотя бы минимальный уровень личной ответственности, сочетающей в себе отношение к общесоциальным проблемам, как к своим, с восприятием тех или иных локальных интересов как имеющих право на существование и отстаивание. Ответственность же возможна только как личная, индивидуальная.

Для России эта тема исключительно  важна, ибо вся наша культурно-историческая традиция - от Московского царства  до общества победившего социализма - отводила индивиду лишь роль части  общности, не представляющей никакой  ценности в отсутствие общности. Все  это привело к формированию таких  жизненных установок, которые исключают  возможность индивидуальной гражданственности.

Елена Басина формулирует эти установки в следующих выражениях:

  • нежелание, переживаемое как невозможность и неспособность взять на себя ответственность за то, что происходит в обществе, и даже за собственную жизнь,
  • инфантильное ощущение собственной личной неответственности ни за что,
  • перекладывание ответственности, вины, решения проблем на кого-то другого ( в конечном счете - на власть),
  • эгалитаристское понимание справедливости,
  • нетерпимость к различиям в положении, доходах, интересах и даже способностях . 4

Субъектами гpажданского общества могут быть, во-пеpвых, только люди, знающие, что собственные действия - наилучший способ защиты своих интеpесов, pешения волнующих их экономических, социальных, политических пpоблем. Во-втоpых, pеальный или потенциальный субъект гpажданского общества - это человек, увеpенный в том, что добиться pеальных pезультатов можно, лишь объединив свои действия с действиями дpугих людей. Так как не меньшую, а, возможно, большую pоль для фоpмиpования социальных субъектов игpают пpедпосылки культуpные и социально-психологические.

Таким образом, можно обозначить главный тезис: гражданским можно  называть только такое общество, в  котором сама структура отношений  ориентирована так, что гражданин  рассматривает себя как ведущую  силу общественного жизнеустройства.

Гражданское общество - это  не просто набор механизмов, структур, институтов, а некий дух, позволяющий  конкретному индивиду постоянно  ощущать, что он значимый элемент  общественной жизни, что все остальные  структуры существуют для того, чтобы  он жил и развивался, чтобы его  единичный голос был значимым аргументом в выборе путей развития общества.

Это возможно только в том  случае, если общество стоит на нескольких равновеликих и прочных опорах: авторитетной и профессиональной власти, мощном социально ответственном бизнесе, хорошо структурированном гражданском  секторе и свободных, независимых  и ответственных СМИ. Ни одна из этих структур не должна подавлять или  подчинять себе другую, и ни одна из них не должна снимать с себя ответственность за действия других и общества в целом. Любой перекос  во взаимоотношениях этих социальных структур ведет к деструктивным  процессам в обществе, вынуждает  людей приспосабливаться к этим деструкциям.

Разнообразные формы самоорганизации  граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское  общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих  проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство  должно не «управлять» добровольными  объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия  в государственных делах.

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?»5- вопрошал шотландский мыслитель А.Фергюсон.

Достойное существование  человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать  свои способности.

Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл  его существования в том, чтобы  обслуживать граждан, а не приносить  их в жертву абстрактным идеям. 

Основной принцип  такого общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено законом.

Гражданское общество, в  отличие от политического с его  вертикальными структурами иерархических  взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества.

Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными  гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность.

Гражданское общество невозможно без признания свободы  в качестве абсолютной ценности в  жизни человека. Только свободное  государство может обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан  и получить перспективу динамичного  развития в XXI веке. Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Такое общество обречено на раскол между теми, чья свобода подкреплена материальным благополучием, и теми, для кого она - синоним изнурительной бедности. Исходом этого раскола могут стать либо социальные потрясения, либо диктатура привилегированного меньшинства. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен.

 

Состояние гражданского общества.

За  короткий период во всех сферах общественной жизни в Росии – экономической, политической, социальной, духовной – на добровольной основе возникли многочисленные организации и объединения граждан, различные движения, союзы, ассоциации, общества, фонды, которые начали выражать и отстаивать интересы граждан, искать новые формы взаимодействия с государством, выполнять функции, свойственные организациям гражданского общества.

На вопрос, существует ли гражданское  общество в России, даются разные ответы. Одни говорят, что оно было всегда, другие отрицают этот факт. Определенно  можно сказать, что развитие гражданского общества в России встретило на своем  пути и определенные трудности.

В России сегодня созданы все институты, составляющие в совокупности демократическое общество: парламент, формально независимые суды, свободная — по замыслу — пресса, право на собственность и право человека добровольно и без принуждения вступать в общественные организации. Однако демократические институты в России пока не функционируют в полную силу.

22 декабря 2011года на  пленарном заседании Общественная  палата представила проект ежегодного  Доклада о состоянии гражданского  общества в России за 2011 год. 
Пленарное заседание открыл секретарь ОП РФ Евгений Велихов. Академик кратко ознакомил участников с содержанием доклада. 
 
Доклад содержит три главы, в которых подробно представлена информация о текущем положении некоммерческих организаций, взаимодействии гражданского общества и государства, а также общественно-политической активности граждан. 
Некоторые из выводов, сделанных в документе:

— В России растет гражданская  активность, в том числе протестная. Увеличивается число новых гражданских  инициатив, особенно в сфере общественного  контроля и благотворительности. Все  чаще негосударственным сектором используются новые инструменты коммуникации — социальные сети и блоги; 
— Активизация гражданского общества стала результатом масштабных общесоциальных изменений. В России сложились достаточно массовые слои и группы, решившие свои насущные жизненные проблемы. Для этих групп существенно выросла значимость ценности человеческого достоинства, ценностей гражданской активности; 
— Среди тем, волнующих общество, на первый план выходят проблемы соблюдения законов, гражданских прав; 
— Назрела необходимость адекватных перемен в методах и стилистике власти, как в рамках государственного управления, так и в диалоге с гражданским обществом. Важно не только принимать верные решения, но и разъяснять их обществу; 
— Сектор некоммерческих организаций по-прежнему слаб и не очень авторитетен, но число его потенциальных участников растет. Объемы благотворительности медленно, но неуклонно возрастают. До 2/3 граждан являются участниками неформальной волонтерской деятельности, до 50% участвуют в денежных пожертвованиях; 
— В местном самоуправлении продолжают проявляться негативные тенденции, отмеченные еще в прошлогоднем докладе. Возросло количество жалоб населения на произвол чиновников органов местного самоуправления; 
— Гражданское общество требует осуществления запланированных перемен в области средств массовой информации — разгосударствления, в первую очередь, региональных СМИ (которое по большому счету не началось), а также введение института общественного телевидения. 

Информация о работе Гражданское общество в РФ состояние и пути развития