Гражданское общество как умозрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:58, реферат

Описание работы

При анализе нашего гражданского общества волей-неволей приходится решать разноуровневые задачи: применять понятийный аппарат стандартной теории к описанию далеких от «стандарта» отношений между людьми, институтами и организациями в российской социально-политической системе и одновременно фиксировать те феномены, которые или ускользают из описания в терминах этой теории, или описываются явно неадекватно.

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество как умозрение(полит ру).docx

— 24.04 Кб (Скачать)

При попытках внешней, исходящей от государства организации  суть гражданских отношений исчезает, жизнь уходит, остается нефункциональная форма: захиревший приход, холодная баня, пустой ресторан, запущенный клуб. Институты  гражданского общества при этом перемещаются в другие места, в другие бани и  рестораны или в подвалы и  котельные.  

При внешней бесструктурности наше гражданское общество стратифицировано неявной, но жесткой иерархией его институтов: во многие клубы-бани не пускают с улицы, туда можно попасть только по знакомству-рекомендации. Туда приглашают, и туда стремятся люди, желающие «решить проблему». Сообщество людей одного прихода, одного ресторана, бани-бассейна-спортивного клуба, наконец, одной квартиры или дачи, хозяин которой публично активен, достаточно закрыто, чтобы создать для тех, кто туда не попадает, ощущение ущербности и желания попасть. Или наоборот, ощущение выделенности — превосходства у допущенных.  

При этом сам факт существования института с ограниченным доступом служит основанием для гипотез  о том, что именно там, в этом ресторане, этой бане или клубе собирается какая-то мафия, которая и управляет государством. Совокупность мифов о мафиях и  их локализациях составляет содержание слухов и сплетен — общественного  мнения нашего гражданского общества. 
 
 
 

Гражданское общество и правовое государство логически  предполагают друг друга — одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства. 

Нельзя ставить  знак равенства между понятиями  «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого  и моложе на много лет. Становление  и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским  обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько  веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом  масштабе. Реальность существования  гражданского общества (собственно, как  и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества. 

Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании. 

Гражданское общество в его современном понимании  и значении — это общество, способное  противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать  государству его место, держать  его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество — это общество, способное сделать свое государство  правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется  с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. 

Такая способность  общества к политической самоорганизации  возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно — экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое  достоинство. 

Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается  с именем Гегеля. И, что примечательно, главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим  социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии  выгодно отличается от современных  представлений о гражданском  обществе, в соответствии с которыми оно понимается лишь как некая  сфера негосударственных отношений. 

Определение социальных явлений только через отношения, исключая, игнорируя при этом субъектов этих отношений, — застарелая ошибка последователей марксистско-ленинского обществоведения. Ведь общественных отношений без людей просто не бывает. Маркс и сам замечал, что общественные отношения, «как и вообще отношения, можно только мыслить (выделено Марксом. — В.П.), если их хотят фиксировать в отличие от тех субъектов, которые находятся между собой в тех или иных отношениях» (Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 84). 

Любую социальную сферу  составляют три компонента: 

а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);

б) отношения между  субъектами (общественные отношения, социальные структуры);

в) поведение людей, их деятельность. 

В полной мере это  относится и к гражданскому обществу. Другое дело, что человек состоит  во множестве социальных отношений, и не во всех этих отношениях он выступает  именно как член гражданского общества. Однако то, будет ли данный конкретный человек выступать субъектом  отношений гражданского общества, ощущает  ли он себя таковым и как он ведет  себя в этих отношениях, зависит  от его личных и социальных качеств. Поэтому формирование гражданского общества — это прежде всего задача формирования члена этого общества (в основном, за счет принципиальных изменений в экономической и политической структурах общества). 

Итак, гражданское  общество и его взаимоотношения  с государством характеризуются, в  основном, следующими моментами: 

становление и развитие гражданского общества связывается  с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального  равенства;

гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

гражданское общество существует наряду с государством как  относительно самостоятельная и  противостоящая ему сила, находящаяся  с ним в противоречивом единстве;

гражданское общество представляет собой систему, которая  построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип  координации) и которой свойственны  самоорганизация и самоуправляемость;

гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно — готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности  происходит сближение общества и  государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство  есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

взаимодействие гражданского общества и правового государства  направлено на формирование правового  демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, понятие  «гражданское общество» характеризует  определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

Информация о работе Гражданское общество как умозрение