Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:58, реферат
При анализе нашего гражданского общества волей-неволей приходится решать разноуровневые задачи: применять понятийный аппарат стандартной теории к описанию далеких от «стандарта» отношений между людьми, институтами и организациями в российской социально-политической системе и одновременно фиксировать те феномены, которые или ускользают из описания в терминах этой теории, или описываются явно неадекватно.
При попытках внешней,
исходящей от государства организации
суть гражданских отношений
При внешней бесструктурности
наше гражданское общество стратифицировано
неявной, но жесткой иерархией его институтов:
во многие клубы-бани не пускают с улицы,
туда можно попасть только по знакомству-рекомендации.
Туда приглашают, и туда стремятся люди,
желающие «решить проблему». Сообщество
людей одного прихода, одного ресторана,
бани-бассейна-спортивного клуба, наконец,
одной квартиры или дачи, хозяин которой
публично активен, достаточно закрыто,
чтобы создать для тех, кто туда не попадает,
ощущение ущербности и желания попасть.
Или наоборот, ощущение выделенности —
превосходства у допущенных.
При этом сам факт
существования института с
Гражданское общество
и правовое государство логически
предполагают друг друга — одно
немыслимо без другого. В то же
время гражданское общество первично:
оно является решающей социально-экономической
предпосылкой правового государства.
Нельзя ставить
знак равенства между понятиями
«общество» и «гражданское общество»:
второе значительно уже первого
и моложе на много лет. Становление
и развитие гражданского общества является
особым периодом истории человечества,
государства и права. Общество, отличное
от государства, существовало всегда,
но не всегда оно было гражданским
обществом. Формирование и развитие
гражданского общества заняло несколько
веков. Этот процесс не завершен ни
в нашей стране, ни в мировом
масштабе. Реальность существования
гражданского общества (собственно, как
и правового государства) определяется
соотношением идеала и реально достигнутого
состояния общества.
Гражданское общество
в широком смысле и сам термин
«гражданское общество» появились,
когда сложились представления о гражданстве
и гражданине и возникло понятие общества
как совокупности граждан. Это произошло
еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда
различия между гражданским обществом
и государством не проводилось. Так, Аристотель
полагал, что «государство есть не что
иное, как совокупность граждан, гражданское
общество», то есть он употреблял термины
«гражданское общество» и «государство»
как синонимы. И такой подход, в котором
государство и общество рассматривались
как единое целое, сохранялся вплоть до
XVIII в., то есть до того периода, когда в
своих основных чертах стало складываться
гражданское общество в его строгом (узком),
современном понимании.
Гражданское общество
в его современном понимании
и значении — это общество, способное
противостоять государству, контролировать
его деятельность, способное указать
государству его место, держать
его «в узде». Говоря другими словами,
гражданское общество — это общество,
способное сделать свое государство
правовым. Между тем это не означает,
что гражданское общество только
тем и занимается, что борется
с государством. В рамках принципа
социальности, то есть социального государства,
гражданское общество позволяет государству
активно вмешиваться в социально-экономические
процессы. Другое дело, что оно не позволяет
государству подмять себя, сделать социальную
систему тоталитарной.
Такая способность
общества к политической самоорганизации
возможна лишь при наличии определенных
экономических условий, а именно
— экономической свободы, многообразия
форм собственности, рыночных отношений.
В основе же гражданского общества
лежит частная собственность. Именно
она позволяет членам гражданского
общества сохранять экономическое
достоинство.
Фундаментальная разработка
учения о гражданском обществе связывается
с именем Гегеля. И, что примечательно,
главным элементом гражданского
общества Гегель считал человека, действующего
в обществе в соответствии со своим
социальным положением, своими частными
интересами и потребностями. В этом
подход классика немецкой философии
выгодно отличается от современных
представлений о гражданском
обществе, в соответствии с которыми
оно понимается лишь как некая
сфера негосударственных
Определение социальных
явлений только через отношения,
исключая, игнорируя при этом субъектов
этих отношений, — застарелая ошибка последователей
марксистско-ленинского обществоведения.
Ведь общественных отношений без людей
просто не бывает. Маркс и сам замечал,
что общественные отношения, «как и вообще
отношения, можно только мыслить (выделено
Марксом. — В.П.), если их хотят фиксировать
в отличие от тех субъектов, которые находятся
между собой в тех или иных отношениях»
(Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 84).
Любую социальную сферу
составляют три компонента:
а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);
б) отношения между субъектами (общественные отношения, социальные структуры);
в) поведение людей,
их деятельность.
В полной мере это
относится и к гражданскому обществу.
Другое дело, что человек состоит
во множестве социальных отношений,
и не во всех этих отношениях он выступает
именно как член гражданского общества.
Однако то, будет ли данный конкретный
человек выступать субъектом
отношений гражданского общества, ощущает
ли он себя таковым и как он ведет
себя в этих отношениях, зависит
от его личных и социальных качеств.
Поэтому формирование гражданского
общества — это прежде всего задача
формирования члена этого общества (в
основном, за счет принципиальных изменений
в экономической и политической структурах
общества).
Итак, гражданское
общество и его взаимоотношения
с государством характеризуются, в
основном, следующими моментами:
становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;
гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;
гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;
гражданское общество
представляет собой систему, которая
построена на основе горизонтальных
связей между субъектами (принцип
координации) и которой свойственны
самоорганизация и
гражданское общество
есть сообщество свободных граждан-
с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;
взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.
Таким образом, понятие
«гражданское общество» характеризует
определенный уровень развития общества,
его состояние, степень социально-