Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Проблемы определения граждан как субъектов гражданских правоотношений, их право- и дееспособности представляют в современных условиях значительный научный и практический интерес. Объясняется это несколькими причинами.
Начатые в конце прошлого века политико-правовые реформы не могли не сопровождаться радикальными изменениями гражданского законодательства в отношении гражданско-правового статуса граждан. Существенное расширение гражданско-правовых свобод (предпринимательская деятельность, расширение гражданского оборота различных объектов гражданских правоотношений и т.п.) привели к необходимости переосмыслить и целый ряд вопросов гражданской правосубъектности физических лиц.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………………….3
Глава 1 Граждане (физические лица) как участники гражданских правоотношений……………………………………………………………………5
§1.1. Граждане (физические лица) и их гражданско-правовая индивидуализация………………………………………………………………….5
§1.2. Гражданин как физическое лицо…………………………………………...
§1.3. Гражданин как субъект гражданского права………………………………
Глава 2 Правоспособность и дееспособность граждан (физических лиц)………
§2.1. Понятие правоспособности граждан (физических лиц)……………………
§2.2. Понятие дееспособности граждан, значение и разновидности…………
§2.3. Предпринимательская деятельность граждан………………………………
Глава 3. Ограничение и лишение дееспособности граждан, опека, попечительство и патронаж………………………………………………………..
§3.1. Ограничение и лишение дееспособности граждан…………………………
§3.2. Понятие и цели опеки и попечительства……………………………………
§3.3. Акты гражданского состояния………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованной литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Гражданское право курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Из этого параграф можно сделать вывод что: обладать дееспособностью — значит иметь способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т.п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей. Таким образом, дееспособность включает, прежде всего, способность к совершению сделок (сделкоспособность) и способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность).

§2.3. Предпринимательская деятельность граждан

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица предполагает участие гражданина в различных договорных отношениях, совершение им юридических действий, связанных с исполнением договорных и иных обязательств, с предъявлением претензий и исков и т.д. Все юридические действия гражданин-предприниматель совершает от своего имени и на свой риск. В случаях, когда в предпринимательской деятельности участвуют лица, обладающие частичной дееспособностью, такие лица совершают юридические действия с согласия законных представителей — родителей, усыновителей попечителя (абз. 1 п. 1 ст. 27 ГК).

В сельском хозяйстве  предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в форме ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство может состоять из одного лица, которое является главой хозяйства и признается индивидуальным

предпринимателем. Если в деятельности хозяйства участвуют  трудоспособные члены его семьи, другие родственники и иные лица, то они предпринимателями не являются. В качестве предпринимателя выступает только глава крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родственными отношениями, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являясь неправосубъектным с точки зрения гражданского права объединением граждан.

В соответствии со ст. 3 Закона о КФХ членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть как супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей, так и граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. Следовательно, крестьянское (фермерское) хозяйство основывается на членских отношениях. Этот вывод подтверждается анализом ст. 14–18 Закона о КФХ, в которых определяются правила приема новых членов и прекращения членства в хозяйстве, права и обязанности его членов, правовое положение главы хозяйства как лица, «…действующего в интересах представляемого им фермерского хозяйства» (п. 2 ст. 16 Закона о КФХ). Согласно ст. 17 Закона о КФХ глава хозяйства без доверенности действует от имени крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, то есть выступает как его исполнительный орган.

Вместе с  тем согласно ст. 4 Закона о КФХ, кроме  случая, когда крестьянское (фермерское) хозяйство создано одним гражданином, для его образования требуется заключение соглашения, которое свидетельствует о договорной природе хозяйства. Исходя из анализа п. 3 ст. 4 Закона о КФХ, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства представляет собой разновидность договора простого товарищества, поскольку должно содержать, в частности, сведения о признании главой крестьянского (фермерского) хозяйства одного из членов этого хозяйства, его полномочиях и порядке управления хозяйством, о порядке формирования имущества хозяйства, владения, пользования, распоряжения этим имуществом, о порядке принятия в члены хозяйства и выхода из его членов, о порядке распределения полученных от деятельности хозяйства плодов, продукции и доходов и т.д. Соглашение подписывается всеми членами крестьянского (фермерского) хозяйства, а изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, подлежат обязательному внесению в него.

Важно подчеркнуть, что ст. 4 Закона о КФХ прямо  противоречит ст. 257 ГК, устанавливающей  режим общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, если законом или договором между членами хозяйства не определено иное. Общеизвестно, однако, что отношения общей совместной собственности не могут устанавливаться договором. Таким образом, ряд положений Закона о КФХ противоречат ГК и согласно ст. 3 ГК не подлежат применению.

Необходимым условием участия гражданина в предпринимательской  деятельности является государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, порядок осуществления которой определяется законом. Однако и здесь Закон о КФХ вступает в противоречие с нормами ГК и Закона о государственной регистрации, поскольку в ст. 5 прямо указывает, что крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.

Если гражданин  осуществляет предпринимательскую  деятельность без государственной  регистрации, то к сделкам, которые он совершает, суд может применить положения, установленные для предпринимателей.

В частности, к нему применяются правила об ответственности предпринимателя без вины за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (п. 3 ст. 401 ГК), о недопущении ограничения ответственности перед потребителем (п. 2 ст. 400 ГК) и другие нормы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

Отсюда следует  вывод о том что, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).

 

Глава 3. Ограничение и  лишение дееспособности граждан, опека, попечительство и патронаж

§3.1. Ограничение и лишение дееспособности граждан

Ограничение неполной (частичной) дееспособности несовершеннолетних.

По ранее действовавшему законодательству оно допускалось  по решению органов опеки и попечительства. ГК усилил в этой области охрану интересов несовершеннолетних. Согласно п. 4 ст. 26 ГК ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет допускается только по решению суда. Ограничение дееспособности может выразиться в ограничении или даже в лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами.

После вынесения судом такого решения несовершеннолетний будет иметь возможность распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами (в полной мере или частично) только с согласия родителей, усыновителей, попечителя.

Гражданский кодекс определяет круг лиц, которые могут обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами: к их числу отнесены родители, усыновители или попечители, а также орган опеки и попечительства. Ни общественные организации, ни какие-либо заинтересованные лица (как предусматривалось ГК РСФСР 1964 г.) выступать с таким ходатайством не вправе.

Решение об ограничении  дееспособности несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет может  быть принято судом «при наличии достаточных оснований». Такими основаниями следует признать расходование денег на цели, противоречащие закону и нормам морали (покупка спиртных напитков, наркотиков, азартные игры и т.п.), либо неразумное их расходование, без учета потребностей в питании, одежде и т.д.

В зависимости от конкретных обстоятельств суд может либо ограничить несовершеннолетнего в  праве свободно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами, либо вовсе лишить его этого права. Выбор решения зависит от того, насколько прочны плохие склонности несовершеннолетнего и серьезны его ошибки в распоряжении заработком, стипендией, иными доходами. На основании решения суда заработок, стипендия, иные доходы несовершеннолетнего полностью или частично должны выдаваться не ему, а его законным представителям — родителям, усыновителям, попечителю.

В ГК прямо не предусмотрена  возможность ограничения дееспособности несовершеннолетнего на определенный срок. Представляется, что установить такой срок вправе суд в своем решении. В этом случае по истечении установленного судом срока частичная дееспособность несовершеннолетнего должна считаться восстановленной в том объеме, которую он имел до ее ограничения. Если срок, на который ограничивается дееспособность несовершеннолетнего, не был указан, то ограничение действует до достижения несовершеннолетним 18 лет либо до отмены ограничения судом по ходатайству тех лиц, которые ходатайствовали об ограничении.

Ограничение дееспособности несовершеннолетнего невозможно, если он приобрел полную дееспособность в связи с вступлением в брак до достижения 18 лет либо  в  порядке   эмансипации.   Следовательно,   применительно      к

несовершеннолетним в  возрасте от 14 до 18 лет имеется в  виду ограничение их

частичной дееспособности.

Ограничение полной дееспособности граждан

Законом допускается  ограничение (при наличии определенных условий) дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК). Эта норма относится только к гражданам, обладающим полной дееспособностью, поскольку граждане в возрасте от 14 до 18 лет при наличии достаточных оснований ограничиваются в дееспособности в порядке, рассмотренном выше. Вместе с тем следует признать, что норма ст. 30 ГК распространяется и на несовершеннолетних, которые до достижения 18 лет приобрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак (п. 2 ст. 21 ГК) или в порядке эмансипации (ст. 27 ГК). К таким гражданам должны применяться все правила, относящиеся к полностью дееспособным лицам, и не могут применяться нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетних.

Ограничение дееспособности совершеннолетнего гражданина является весьма существенным вторжением в его правовой статус и поэтому допускается законом при наличии серьезных оснований, которые должны быть установлены судом.

Во-первых, ограничение  дееспособности предусмотрено ст. 30 ГК только для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками либо наркотическими средствами. Иные злоупотребления и пороки (например, азартные игры, пари и т. п.) не могут повлечь ограничения дееспособности, если даже они являются причиной материальных затруднений семьи.

Во-вторых, основанием для  ограничения дееспособности гражданина по ст. 30 ГК служит такое чрезмерное употребление спиртных напитков или наркотических веществ, которое влечет за собой значительные расходы средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.

Ограничение дееспособности гражданина в рассматриваемом случае выражается в том, что в соответствии с решением суда над ним устанавливается попечительство и совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Он вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки (п. 1 ст. 30 ГК).

При прекращении гражданином  злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими средствами суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над ним попечительство. Если гражданин после отмены ограничения его дееспособности снова начнет злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами, суд по заявлению заинтересованных лиц может повторно ограничить его дееспособность.

Законодательство некоторых  стран одним из оснований ограничения или лишения дееспособности признает расточительность.

Признание гражданина недееспособным

Одним из важных факторов, влияющих на дееспособность гражданина, является психическое здоровье. Согласно п. 1 ст. 29 ГК гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным.

Однако сам по себе факт душевной болезни или слабоумия, хотя бы и очевидный для окружающих или даже подтвержденный справкой лечебного учреждения, еще не дает оснований считать гражданина недееспособным. Он может быть признан недееспособным только судом, причем с заявлением в суд согласно ст. 281 ГПК РФ могут обратиться члены его семьи, близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от совместного с ним проживания, орган опеки и попечительства, психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

Для рассмотрения такого дела требуется заключение о состоянии  психики гражданина, выдаваемое судебно-психиатрической экспертизой по требованию суда; обязательным является участие прокурора и представителя органа опеки и попечительства (ст. 283 и 284 ГПК РФ). Все это является важной гарантией личных прав и интересов гражданина, недопущения произвольного вторжения в его правовой статус.

Гражданин считается  недееспособным лишь после вынесения  судом соответствующего решения. При  этом на основании решения суда над ним устанавливается опека.

Если состояние психического здоровья гражданина, признанного недееспособным, улучшилось, он по решению суда может быть признан дееспособным. Основанием для такого решения должно быть соответствующее заключение судебно-психиатрической экспертизы. Признание гражданина дееспособным влечет отмену установленной над ним опеки.

Информация о работе Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений