Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:29, реферат
Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481— 511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, становится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.
Галлия, однако, еще долго сохранялась под сенью Восточной Римской империи (Византии). Только в VIII в. титул римского императора был присвоен франкскому королю Карлу Великому. Благодаря влиянию Рима и римской христианской церкви Галлия вопреки географической раздробленности сохраняла на протяжении веков своеобразное единство, превратившись в ходе длительного эволюционного процесса в ту Франконию, которая стала прародительницей будущей Франции и Германии, а также территориальной первоосновой развития западной христианской цивилизации.
Введение
1. Формирование феодального общества и государства франков
2. Реформа Карла Мартелла
3. Государственный строй
4. Франкская империя в VIII—IX вв
5. Армия
В VI—VII
вв. главным управителем
Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меро-вингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.
Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обога-щение и социальный престиж.
Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "демократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.
Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.
Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктов (ст. 12) запрещалось назначение "должностного лица (judex — вероятно, герцога или графа), как и подчиненного ему человека", если они не были местными землевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись за крупными местными феодалами.
В поздних
правдах местным правителям—
Более того, по Аламаннской правде должность герцога наследуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1—2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными,
Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.
С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майор-домов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.
Аграрный
переворот VIII в. способствовал дальнейшему
развитию феодального государства, той
административной системы, в которой главную
роль начинают играть органы вотчинного
управления. Новой перестройке аппарата
управления способствовало широкое распространение
в это время иммунитетных
грамот, в силу которых территория, принадлежащая
владельцу иммунитета, изымалась (частично
или полностью) из ведения государственных
властей в судебных, податных, административных
делах. Вотчинник таким образом получал
политическую власть над своими крестьянами.
Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали
уже сложившиеся отношения политической
зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.
Система
иммунитетов неизбежно должна была
повлечь за собой усиление раздробленности,
местного сепаратизма. Но при Карле
Великом (768—814 гг.) государство франков
достигает своего наивысшего могущества,
охватывая огромную территорию. Более
того, Карл в 800 году был коронован
папой в Риме императорской короной,
что подчеркивало его силу как
преемника власти римских императоров.
Карлу и поддерживающей его церкви
коронация нужна была в качестве
политико-идеологического
Еще задолго до коронации Карл стал называться хранителем "христианской империи" (imperium christianurn). Он сам в 794 году созвал во Франкурте Вселенский церковный собор, на котором объявил важные изменения в богословской доктрине и церковном праве. Борясь за "чистоту веры", он рассылал во все концы страны миссионеров, издавал капитулярии, предусматривающие смертную казнь за оскорбление священников и христианской веры.
Несмотря на все усилия Карла 1 и церкви, империя не стала единым территориальным образованием. Летопись свидетельствует о непрерывных войнах, мятежах в империи. Множество кланов, племенных, феодальных полуавтономных государственных единиц во Франкской империи скреплялось личной властью императора, обеспечивавшей ему подчинение местных армий, которые призваны были защищать ее от скандинавских, арабских, славянских и др. набегов.
Усилению личной власти императора способствовал и бурный процесс закрепощения крестьян в это время. В условиях хищнического захвата земель в VIII—IX вв. король (император) выступает в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения духовных и светских феодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного землевладения.
Свободный
крестьянин был при Меровингах опорой
королевской власти. Из свободных
общинников-франков состояло народное
ополчение, они участвовали в
суде, в охране порядка. До тех пор
пока эта опора сохранялась, королевская
власть могла противостоять
В руках
Карла Великого оставалась лишь определенная
часть общегосударственных
В капитулярии,
прибавленном к Баварской правде
Карлом 1, указывалось, что император
"как охранитель мира" должен пресекать
"нарушение власти", обеспечивать
"правильный мир для церкви, вдов,
сирот и слабых", уделять "особое
внимание" наказанию "разбойников,
убийц, прелюбодеев и кровосмесителей"
К выполнению
этих функций был приспособлен и
императорский аппарат
Во главе местной администрации стояли крупные землевладельцы, губернаторы и графы, делящие власть с епископами. "Епископы вместе с графами и графы с епископами, — предписывал капитулярий Карла 1, — должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел возможность исполнять свою службу". Важную роль играли маркграфы, военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.
Карл правил не через имперскую бюрократию, у него не было даже столичного города, а через рассеянный по империи административно-судебный аппарат "государевых посланцев", которые призваны были проводить в жизнь королевские распоряжения. Государевы посланцы, состоящие из одного светского и одного духовного лица, объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. В их компетенцию входило прежде всего наблюдение за управлением королевскими поместьями, за правильностью совершения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотрение апелляционных жалоб на решения местных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника, находившегося на территории духовного или светского сеньора. Неповиновение епископа, аббата и других грозило им штрафом. Контролирующий тандем светских и церковных посланцев короля — еще одно свидетельство слабости и неэффективности центральной власти, не имеющей опоры на местах.
После
смерти Карла Великого империя была
разделена между его
Капетинги
сохраняли власть только за счет контроля
над вассалами в родовом домене короля.
Так, вместе с превращением власти монарха-вождя
во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной
монархии постепенно приходила новая
феодальная государственная форма — сеньориальная
монархия.
На ранних этапах развития феодального государства армия не отделялась от народа. Это было народное ополчение, принимавшее активное участие в политической жизни. В конце V — начале VI в. она еще строилась на племенной основе. Устранение вооруженного народа от дел управления было прямым следствием крушения племенной основы франкской армии, пополняемой в VII в. галло-римлянами, свободными прекаристами. На военную организацию франков оказали влияние римские учреждения. Так, были введены гарнизонная служба, подчинение военных отрядов местным должностным лицам, назначение королем командиров—тысячников, сотников.
По мере становления
феодальных отношений не только должностные
лица короля предводительствовали в
ополчении, но и крупные землевладельцы-
Непосредственной причиной введения бенефициарной системы Карлом Мартеллом была необходимость создания конницы для борьбы с вторгшимися на территорию королевства в первой половине VII в. арабами. Вооруженные всадники должны были быть состоятельными людьми, так как каждый должен был иметь коня и позаботиться о снаряжении. Постепенно на протяжении VIII, IX, Х столетий в империи франков сформировалось военное сословие всадников. Они назывались рыцарями или у французов — шевалье (лат. milites), единственным их занятием была служба своему сеньору и война. Благодаря системе вассалитета рыцари были включены в систему ленного держания земли и тем самым в систему управления.
Военная служба
стала неотделимой от земельной
собственности. Одним из показателей
победы феодальных отношений и явилось
то, что высшая власть в военном
деле и в суде стала атрибутом,
т.е. существенным свойством земельной
собственности.