Государство Франков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:29, реферат

Описание работы

Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481— 511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, становится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.

Галлия, однако, еще долго сохранялась под сенью Восточной Римской империи (Византии). Только в VIII в. титул римского императора был присвоен франкскому королю Карлу Великому. Благодаря влиянию Рима и римской христианской церкви Галлия вопреки географической раздробленности сохраняла на протяжении веков своеобразное единство, превратившись в ходе длительного эволюционного процесса в ту Франконию, которая стала прародительницей будущей Франции и Германии, а также территориальной первоосновой развития западной христианской цивилизации.

Содержание

Введение

1. Формирование феодального общества и государства франков

2. Реформа Карла Мартелла

3. Государственный строй

4. Франкская империя в VIII—IX вв

5. Армия

Работа содержит 1 файл

Гос-во Франков.docx

— 50.14 Кб (Скачать)

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII— IX вв. В это время во франкском  обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI—VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротивления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток  решить проблему укрепления государственного единства в условиях повсеместного  неповиновения центральным властям  стал церковный собор "прелатов и  знатных людей", прошедший в  Париже в 614 году. Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хищения и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах", но одновременно ограничивал и право гражданских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закладывая таким образом законодательную основу их иммунитета. Епископы к тому же по решению собора должны были впредь избираться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

  1. Реформа Карла Мартелла.
 

 Майордом Карл Мартелл (715— 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание — бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета—вассалитета между крупными и мелкими феодалами.

Расширению феодального  землевладения в VIII в. способствовали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая волна франкской колонизаций Причем если во франкской колонизации VI—VII вв. принимала участие в основном верхушка франкского общества, то к колонизации VII—IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлечены зажиточные ал-лодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов.

С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев  и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт — клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков были вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономической самостоятельности мелко-крестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежами феодалов. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр.

В процессах  установления власти крупных землевладельцев  над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным  собственником. Оплотом господствующего  положения церкви были монастыри, а  светской знати — укрепленные  замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с  крестьян, символом могущества сеньоров.

Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными.

Договор прекария был непосредственно связан с  передачей земли. Он влек за собой  возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех  или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: precaria data ("прекарий данный") — своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору precaria remunirato-ria ("прекарий возмещенный") прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору precaria oblata ("прекарий подаренный") прекарист (чаще всего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший "в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.

Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении  землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в  любую минуту. По мере того как число  подвластных магнату людей (прекаристов, коммен-дируемых) росло, он приобретал над ними все большую власть.

Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось  кому-либо принимать под покровительство  людей, оставивших сеньора без его  разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом.

Поздние "варварские правды" свидетельствуют и о  других изменениях в социальной структуре  варварских обществ, происходящих в  связи с развитием новых феодальных отношений. В Ала-маннской и Баварской правдах (VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный на землю, был известен и римскому праву, которое лишало его хозяйственной самостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр.

Вестготы в V—VI вв. восприняли из Рима эти запреты. Но остготы начали отходить от них. По ст. 121 Остготской правды, например, "если кто давал в долг деньги колону или рабу, без ведома господина, то он мог вернуть долг из пекулия", то есть из имущества, которым он владел.

Возникла новая  феодальная форма колоната, отличающаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3) колон ведет самостоятельно хозяйство, но

Первой цифрой в "варварских правдах" обозначается титул, второй должен платить подати натурой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю.

Происходят изменения  и в правовом статусе рабов. Ослаблялись, например, строгие запреты на браки  рабов со свободными. Если по римскому праву свободная женщина за связь  с рабом обращалась в рабство, а по Салической правде ее можно  было безнаказанно убить, то Аламаннская правда давала такой женщине право возражать против "рабской работы служанки" (18,2).

И, наконец, в IX в. крупные бенефициарии добиваются права  передавать бенефиций по наследству. На смену бенефицию приходит феод\ Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях. 

  1. Государственный строй. 

В процессах  становления и развития государственного аппарата франков можно выявить  три главных направления. Первое направление, особенно характерное  для начального этапа (V—VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной  демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные  органы. Второе — определялось развитием  органов вотчинного управления, третье — было связано с постепенным  превращением государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием  сеньориальной монархии, что выявилось  в полной мере на завершающем этапе  развития франкского общества (VIII—IX вв.).

Завоевание  Галлии послужило мощным импульсом  создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало  организации управления завоеванных  областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.

С принятием  христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на "истинную веру", объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Постепенный переход галльской элиты в  христианскую веру становится также  важным историческим фактором объединения  Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические  и др. изменения в галльском  обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания  и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей  в VIII—IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска — сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством пун-гинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.

Роль  общины в судебных делах была исключительно  велика. Община отвечала за убийство, совершенное  на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Король  выступал прежде всего как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга  государственных дел — призыва  в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает  неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные  отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

Власть  франкских королей стала передаваться по наследству. В VI—VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей  усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится  о священном характере королевской  власти, о неограниченности ее законодательных  полномочий. Показательно, что там  же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

Однако  король в это время — прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является "порядок" в королевстве, усмирение  выходящей из повиновения местной  знати. С ограниченностью королевских  функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов  центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями.

Складывающийся  государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием  четко разграниченных должностных  полномочий, соподчиненности, организации  делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в  руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый  граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

Информация о работе Государство Франков